Сектор МСП в условиях достижения новых национальных целей до 2030 года выходит на качественно иной этап своего развития. Фокус сместился с наращивания числа игроков рынка на формирование конкурентоспособных продуктов и качественных сервисов. Поддержка государства также адаптируется под новую парадигму: приоритет отдается инициативам, способствующим росту и развитию успешных проектов.
Коренным образом меняют правила игры и современные технологии: цифровые платформы становится инструментом, открывающим доступ малым компаниям из глубинки к крупнейшим рынкам. Какие инновации укрепляют устойчивость бизнеса и как малые предприятия приспосабливаются к переменам на рынке, обсудили участники пленарной сессии «Роль МСП в достижении новых национальных целей» Петербургского международного экономического форума – 2025 (ПМЭФ-2025).

Автор: Сергей Михайличенко / фотобанк Росконгресса
Почти каждый второй россиянин — в МСП
Власти РФ уделяют серьезное внимание развитию сектора МСП, вклад малых компаний в ВВП достигает 21,7%. Ключевая задача сегодня — стимулировать дальнейшее качественное развитие сегмента, обеспечив опережающий рост зарплат сотрудников относительно динамики экономики, заявил зампред российского правительства Александр Новак.
Он подчеркнул, что по итогам 2024 года число занятых в сегменте МСП превысило отметку в 29 млн человек, или порядка 40% от всех занятых в экономике.
Как отметил президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин, согласно исследованиям, 85% граждан России демонстрируют позитивное отношение к малому бизнесу, 25% уже работают там, либо собираются работать. При этом среди молодежи привлекательность малого бизнеса достигает 95%.
По словам основателя Wildberries, главы Объединенной компании Wildberries & Russ Татьяны Ким, из 1 млн предпринимателей, которые сотрудничают с платформой, 85% — представители МСП.
Она обратила внимание на устойчивый ежегодный рост доли МСП и успешную трансформацию компаний в крупных участников рынка. «Мы видим естественный переход от малого бизнеса к среднему, от среднего — к крупному», — сказала Татьяна Ким.
Как подчеркнул в ходе своего выступления Александр Новак, малый и средний бизнес показал лучшую адаптацию к новым вызовам и неопределенности по сравнению с другими секторами экономики.
«МСП лучше адаптируется для того, чтобы обеспечить формирование новых транспортно-логистических цепочек, чтобы обеспечить поставки товара на экспорт и импорт, производство необходимой продукции в рамках импортозамещения, в рамках тех целей, которые ставятся по инфраструктурным изменениям нашей экономики», — отметил зампред российского правительства.
Он добавил, что сегодня перед МСП стоит ряд задач. В частности, речь идет об усилении роли малого и среднего бизнеса в достижении технологического лидерства, экономического суверенитета и выполнении стратегических национальных целей. Также, по его словам, малые и средние компании должны активно включиться в процессы, связанные с увеличением производительности труда, что в условиях исторически низкой безработицы поможет повысить эффективность экономики.
Поддержка для роста
Дополнительные возможности для роста и развития бизнеса призваны обеспечить обновленные меры господдержки, учитывающие весь жизненный цикл развития бизнеса.
«Для начинающего бизнеса — это микрозаймы, до 2030 года планируется привлечь 1,6 трлн рублей. Для зрелых компаний – это адресное предоставление кредитов, зонтичные поручительства Корпорации МСП. Для бизнеса, который готов к выходу на публичный рынок и привлечь инвестирование, государством предусмотрена поддержка в виде субсидирования расходов на подготовку к IPO», — отметил Александр Новак.
Он добавил что также планируется развивать инфраструктуру поддержки бизнеса: цифровую платформу «МСП.РФ», региональные центры «Мой бизнес», промышленные и технопарки.
О необходимости для МСП активно внедрять практику работы на цифровых платформах говорил и министр экономического развития России Максим Решетников.
В частности, он обратил внимание на проект «Платформа роста», который в декабре 2024 года запустили Объединенная компания Wildberries и Russ («РВБ») и Агентство стратегических инициатив. Это комплексная программа поддержки бизнеса, цель которой повысить предпринимательскую активность в регионах России.
«Объединение программы «Платформа роста » и центров «Мой бизнес» позволит проводить обучение предпринимателей современным тенденциям. Мир настолько быстро меняется, что важно идти вперед, а не догонять», — подчеркнул глава Минэкономразвития.
Цифровые платформы как движущая сила развития МСП
Как отметила основатель Wildberries, глава Объединенной компании Wildberries & Russ Татьяна Ким, проект «Платформа роста», который запустили в 2024 году, сегодня насчитывает порядка 350 участников.
«И теперь россияне, и не только россияне знают про многие хорошие предприятия. Они разного порядка. Есть молодые ребята, которые занимаются производством, есть семейные предприятия. <…> Мы сами для себя открываем много новых брендов», — сказала Татьяна Ким.
С тем, что цифровые платформы позволяют бизнесу быстрее осваивать новые рынки, согласен и основатель, совладелец Brandoss Алексей Никонов.
Он подчеркнул, что цифровые платформы обеспечивают возможность приобретения качественной продукции практически во всех регионах России. Более того, Алексей Никонов убежден, что выход на маркетплейсы и применение в работе цифровых технологий сегодня стало обязательным условием успешного развития бизнеса.
Участники сессии сошлись во мнении, данный сектор продолжит расти, так как цифровые платформы предлагают малому и среднему бизнесу более доступные услуги, снижая издержки, особенно в логистике, а также расширяют возможности сбыта с локального до общенационального уровня.
Рената Авджян