фото: freepik.com / freepik.com

Специалисты для туризма: как привлечь абитуриентов в отрасль

Эксперты предложили повышать престиж профессии и реализовывать практикоориентированные образовательные программы

Туристическая отрасль России переживает бурный рост. Согласно данным вице-премьера Дмитрия Чернышенко, в 2024 году число поездок внутри страны достигло рекордного максимума – 92 млн –  на 17% выше, чем в 2023 году. Несмотря на то, что в туротрасли работает более одного 1 млн человек, количество представителей индустрии недостаточно для полноценного функционирования. В регионах, включая Ростовскую область, работодатели сталкиваются с нехваткой специалистов — как на линейных, так и на управленческих позициях. Проблема усугубляется низкой привлекательностью профессий индустрии гостеприимства для молодежи.

Способы решения текущих трудностей в индустрии туризма и гостеприимства обсудили участники пленарной сессии «Кадры для туризма и индустрии гостеприимства: инвестиции в человеческий капитал, образование, международная корпорация» Петербургского международного экономического форума – 2025 (ПМЭФ-2025). Опытом и мнением о ситуации в Ростовской области поделился директор Института туризма, сервиса и креативных индустрий ЮФУ, член Национального Экспертного совета по подготовке кадров для индустрии гостеприимства при Министерстве экономического развития РФ Сергей Горяйнов.

«Скамейка запасных»: студенты и пенсионеры

По словам заместителя министра экономического развития РФ Дмитрия Вахрукова, только в ближайшие годы туротрасли России потребуется дополнительно 400 тыс. работников, из которых 160 тыс. — с профильной квалификацией и 44 тыс. — с высшим образованием. Уже сейчас заметны изменения на рынке труда: фокус в тревел-сегменте смещается на молодое поколение. По прогнозам «Авито», дефицит кадров в ближайшие пять лет усилит демографическая яма.

Старший управляющий директор «Авито» Артем Кумпель привел в пример статистику основного роста вакансий год к году, в период с мая по июнь. Так, в Краснодарском крае рост составил 111%, в Санкт-Петербурге и ленинградской области — больше 90%, в Республике Алтай — 86%.

«Мы видим большое количество новых вакансий именно для стажеров – рост больше 150%. Компании и работодатели поняли, что если ты хочешь растить, ты должен брать руками этих молодых людей и растить их сам, потому что других вариантов нет», – прокомментировал Кумпель.

С другой стороны, наблюдается увеличение занятости в предпенсионном и пенсионном сегментах – рост более 30%. В условиях дефицита кадров работодатели обращают внимание на этот ресурс. 

Почему студенты не идут в туризм?

По мнению директора ИТСКИ ЮФУ Сергея Горяйнова, причина оттока студентов заключается в медленно растущей заработной плате в отрасли и не всегда внятной карьерной стратегии – немногие игроки со стороны бизнеса могут четко сформулировать траекторию работника.

Важной проблемой остается разрыв между образовательными программами и реальными запросами бизнеса. Несмотря на развитие дуальных форм обучения, работодатели не всегда готовы активно участвовать в формировании учебных траекторий для студентов.

«Дуальная подготовка – это красивый термин, не более того. Современные образовательные технологии позволяют формировать индивидуальную образовательную траекторию студента и надолго инкорпорировать его в профильные бизнес-структуры. Это лишь вопрос желания», – отметил Сергей Горяйнов.

Кроме того, низкий престиж профессий индустрии гостеприимства и отсутствие социальных гарантий затрудняют привлечение молодых специалистов и способствуют текучести кадров.

Коллаборация образования и туризма

В последние годы в России, и в частности в Ростовской области, активно развивается сотрудничество между образовательными организациями и туристическим бизнесом. Такой подход позволяет адаптировать учебные программы под реальные потребности рынка и обеспечивает студентам возможность раннего трудоустройства.

«Направление, на которое сложно не обращать внимание в дополнительной подготовке кадров и образовании в целом, – это развитие корпоративного сектора. Бизнес вынужденно начинает решать проблему самостоятельно. Хорошие примеры — это «Космос» и «Мрия», где проблемы подготовки решаются под конкретные задачи, конкретных людей», – рассказал Дмитрий Вахруков.

По словам, эксперта, в последнее время в вузах стал делаться упор на практикоориентированные программы. В планах – перенести прохождение практики студентами на более ранние сроки – с третьего на первый курс.

«Мы понимаем, что практику студенты могут проходить летом уже на объектах бизнеса, когда есть максимальный поток туристов», — поделился Дмитрий Вахруков.

Раннее включение студентов в практическую работу на реальных объектах помогает им быстрее освоиться и стать нужными рынку кадрами. Если бизнес сам участвует в обучении и заботится о мотивации сотрудников, это помогает удерживать опытных работников и снижать их отток.

Генеральный директор The Carlton Moscow Оксана Леоненко рассказала, что в ее отеле удалось снизить текучесть персонала в два раза, с 60% до 30%. Для этого была выработана целая система мотивации.

«Прежде всего, это образовательные программы. Мы работаем не столько с нашими соратниками по гостеприимству, сколько с предельными областями. Мы работаем с ювелирными и автомобильными брендами, привлекаем их. Учимся в Сколково, институте «Синергия». Учредили люксовый форум, где все игроки люкса обмениваются лучшими практиками. Мы предоставляем сотрудникам дополнительные скидки, то есть программа Best Benefits, внутренние порталы и мультискиллинг. Мы даем возможность развиваться с шести месяцев работы, пробовать себя в чем-то ином», – поделилась Оксана Леоненко.

Взаимодействие бизнеса и образования в туристической отрасли способствует формированию квалифицированных кадров, полностью готовых к требованиям рынка. Практикоориентированные программы позволяют студентам быстрее адаптироваться к работе, а расширенные меры мотивации и возможности развития персонала повышают эффективность, снижая текучесть кадров.

Комплексный подход от кампусов до господдержки

Для преодоления кадрового дефицита необходимы системные меры на уровне бизнеса и государства. В такой ситуации ключевым направлением становится развитие современной образовательной инфраструктуры: создание кампусов, специализированных классов, внедрение индивидуальных учебных планов и новых образовательных технологий.

«Мы вышли с инициативой, чтобы на одном из наших супербольших и интересных продвинутых курортов — Завидово в Тверской области — создать новый кампус развития для РГУТИСа затем, чтобы студенты могли сразу находиться в этом огромном туристическом образовании. И со своей стороны мы будем стараться инвестировать, помогать, предоставлять рабочие места. Надеюсь, что студентам тоже будет интересно работать не только у нас, но и по всей стране. Я считаю, что эту практику надо распространить на всю Россию, то есть это делать не только у нас, но и на юге России, на Дальнем Востоке и в центральных городах», – подчеркнул гендиректор ООО «Васта Дискавери» Сергей Бачин.

Популяризация профессий, проведение конкурсов профессионального мастерства, предоставление социальных льгот, аналогичных тем, ранее введенные для IT-специалистов – также поможет в удержании кадров, добавляет Оксана Леоненко.

«В плане мотивации у нас есть командировки за рубеж. В зависимости от того, сколько человек у нас работает, мы дополняем каждый год пакет его привилегий. Например, добровольное медицинское страхование, которое доступно с трех месяцев работы, а от критических заболеваний — с трех лет. У нас есть возможность получить юридическую бесплатную консультацию и в области психологии. Мы понимаем, что работа у сотрудников достаточно стрессовая, их нужно чем-то поддерживать, поэтому мы в это тоже вкладываемся очень серьезно», – сообщила Оксана Леоненко.

Вузы, в свою очередь, должны придерживаться трех составляющих при обучении студентов: актуализировать план обучения, переходить на индивидуальные траектории и сотрудничать с представителями бизнеса.

«Инструменты удержания сотрудников на работе просты: заработная плата, карьерная траектория, социальные гарантии и льготы. Вузам, предоставляющим обучение в этой отрасли, важно работать на опережение: формировать hard skills и soft skills, идеологию и философию гостеприимства, составлять индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ) и переходить на собственные учебные планы. Нужно заключать прямые договоры с лидерами, крупными и средними игроками рынка, представителями малого бизнеса», – рассказал директор Института туризма, сервиса и креативных индустрий ЮФУ Сергей Горяйнов.

Объединение усилий государства, бизнеса и образовательных учреждений –  эффективный путь к формированию устойчивого кадрового резерва, который обеспечит дальнейший рост туризма — как в Ростовской области, так и по всей стране.

Кристина Бочарова

Читайте нас в социальных сетях