В Краснодарском крае активно развивается курортная сфера: строятся отели, возрождается виноделие и растет поток туристов. При этом региону важно создать новую философию отдыха – где сочетаются современные стандарты сервиса, живые эмоции от общения и уважение к уникальной природе региона. Председатель Экспертного Совета Ассоциации Отельеров АМОС Дмитрий Богданов рассказал, какие достоинства есть у Краснодарского края и какие локации популярны у туристов

— Какие основные тенденции характеризуют развитие курортной отрасли Краснодарского края в последние годы? Как изменились курорты Кубани за последние 10 лет? Почему большинство туристов сейчас выбирают именно Краснодарский край для отдыха? Какие преимущества есть у региона?
— Развитие идет активно. Есть мировые тренды, которые на него влияют, например, рост спроса на здоровье, и есть российские, когда граждане все чаще выбирают внутренние курорты.
Руководители отелей и здравниц активно работают над повышением комфорта и улучшением предлагаемых условий размещения для туристов. Сейчас санатории и отели в буквальном смысле соревнуются, кто быстрее, лучше и интереснее сделает реновацию и номерного фонда, и общественных зон, и медицины, и спа, а иногда даже и смотровых площадок. Поэтому на Кубани появляются новые объекты, действующие реновируются, и это также влияет на привлекательность.

Конечно, иметь в родной стране такой теплый и благоприятный регион, как Краснодарский край, это очень здорово. Выбираться хотя бы раз в год в хорошие санатории или с детьми к морю уже стало традицией.
Наши курорты могут быть заполнены круглый год за счет лечебных и оздоровительных программ, а также активного развития детского отдыха. Детские лагеря популярны, спрос на них растет, из-за чего появление новых объектов, особенно в Краснодарском крае – на Азовском побережье и Черноморском побережье, важно.

— Как изменился номерной фонд региона за последние 10 лет? Стало ли в регионе больше отелей высокого класса?
— В последние годы появилось много качественных отелей категории 4-5 звезд, активно ведется реновация существующих объектов. Мы не только продолжаем развитие, которое есть сейчас, но и грамотно презентуем наши достижения всей стране.
Также регион привлекателен для иностранных туристов. Уже есть положительные примеры: например, значительно увеличился поток гостей из стран Ближнего Востока, которые предпочитают самые дорогие номера в Адлере, Красной Поляне и центральном Сочи. Это направление имеет большой потенциал для активного развития.
— Какие новые нишевые виды туризма (энотуризм, гастрономический, событийный) развиваются в регионе? Как они влияют на турпоток, видите ли вы интерес к таким направлениям со стороны туристов?
— Сегодня мы наблюдаем активное возрождение виноградарства и виноделия. Туристы проявляют живой интерес к этой сфере. В регионе работает множество винодельческих хозяйств.
Секрет популярности таких мест прост: здесь создается особая атмосфера общения. Дегустация – лишь часть впечатлений. Главное – это внимание к гостям, возможность услышать увлекательные истории о месте, о семьях виноделов, о предприятиях. Именно это погружение в историю и судьбы по-настоящему захватывает.
Ведь суть туризма – не только в местах, которые вы посещаете, но и в людях, которые вас встречают. Поэтому развиваются сельскохозяйственный, агропромышленный, гастрономический и энотуризм. Но не стоит забывать и о других направлениях: пеших маршрутах по Кавказу, горных походах, событийном туризме – деловом, музыкальном, спортивном, культурном. Здесь перед нами открывается поистине обширное поле для привлечения новых туристов, у которых есть различные потребности.
Современные туристы все чаще ищут необычные, нетрадиционные виды отдыха. Но дело не столько в самих активностях, сколько в потребности в живом общении. Например, яхтенный туризм, обучение управлению парусными судами, участие в регатах – все это востребовано, в частности, из-за общения. Вариантов активного отдыха на Кубани множество, и ключевое значение имеет не столько само мероприятие, сколько та атмосфера и общение, которые возникают в процессе. Именно это создает по-настоящему ценный опыт для путешественников.
По сути, люди ищут не просто развлечения, а возможность разделить впечатления, обрести новые знакомства, почувствовать себя частью сообщества единомышленников. Это и есть главная ценность подобных форматов туризма.

— По какому пути развития идет Краснодарский край?
— Краснодарский край по структуре экономики во многом напоминает китайскую провинцию Хайнань — самую южную и главную курортную зону Китая. Там активно развиваются три направления: туризм, сельское хозяйство и логистика. Например, Хайнань является портом свободной торговли. Если посмотреть на Краснодарский край, то здесь тоже хорошо развиты туристическая отрасль, агропромышленный комплекс и различные виды логистики — автомобильные, железнодорожные, морские перевозки и другие.
Курортная сфера в регионе, безусловно, развивается, в первую очередь, за счет создания санаториев и курортов с современными медицинскими центрами. Санатории могут привлекать гостей круглый год, а апарт-отели, которых также много на побережье — летом.
Анапа и Туапсинский район, Азовское побережье, особенно Ейск, предгорные районы Кавказа обладают огромным потенциалом для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, а также мужского и женского здоровья. Так, туристы могут посещать местные здравницы.
Стоит учесть, что люди едут на Кубань за солнцем, морем и зеленью. При этом Сочи – единственный в России субтропический город, в котором растут плодовые растения, характерные для такого климата. Здесь люди могут попробовать местные фрукты.
Помимо этого, сейчас АПК и турсфера активно работают над взаимодействием, чтобы в отелях были местные овощи, фрукты и прочая продукция. Это также способствует повышению привлекательности отдыха.
