Садоводы Краснодарского края в 2025 году рассчитывают сохранить за собой лидерство по производству фруктов и ягод в стране. Наращивать объемы даже в условиях заморозков и засухи позволяет ставка на современные интенсивные технологии, существенно увеличивающие продуктивность каждого гектара земли. В 2025 году, по данным краевой администрации, в регионе собираются заложить сады общей площадью 1,4 тыс. гектаров.
За счет чего плановая урожайность яблок в суперинтенсивных садах выросла в два раза с 20 тонн на гектар до 40 тонн, почему садоводам стоит обратить внимание на персики и что требуется для развития органического садоводства, «Деловой газете.Юг» рассказал генеральный директор союза «Садоводы Кубани» Николай Щербаков.
— В этом году садоводам пришлось столкнуться с заморозками. Насколько сильно они сказались на плодовых культурах, в частности яблонях?
— Об этом говорить еще рано, но всем косточковым культурам не повезло. Если говорить об основной культуре, которую выращивают на Кубани, то это яблоня. На нее приходится 95% от всего сбора плодов. В 2024 году мы вырастили в садах 550 тыс. тонн урожая, из них 525 тыс. тонн – яблоки. В 2025 году у нас пострадало от заморозков 5 северных районов: Новопокровский, Ленинградский, Староминской, Щербиновский и Каневской. Но основные зоны, где выращивают яблоки, непогода не затронула – это Прикубанская, предгорная и Черноморская зоны. К слову, летние сорта яблок уже убрали, сейчас идет уборка осенних.
Из косточковых культур не пострадал персик, его выращивают в Анапо-Таманской зоне, куда холода не спустились. В целом мы выращиваем не так много косточковых культур. Мы завозим в страну 300 тыс. тонн нектаринов и персиков, а выращиваем в Анапо-Таманской зоне около 1-2 тыс. тонн.

— Получается, садоводам Кубани стоит обратить внимание на развитие этой культуры?
— Конечно, наиболее оптимальные условия для возделывания персиков имеются в Анапо-Таманской зоне Краснодарского края, там можно получать высокие урожаи этой культуры.
— Сколько садов заложили на Кубани в 2024 году? Активно ли сейчас закладывают сады?
— В 2024 году в Краснодарском крае заложили 920 га садов. Радует, что сейчас все больше хозяйств закладывают шпалерные сады суперинтенсивного типа. Это дорогие сады, но на них урожайность выше вдвое.
Так, плановая урожайность суперинтенсивных садов сейчас составляет 40 тонн на гектар, ранее было 20 тонн. Этого удастся достичь благодаря большому количеству деревьев, размещенных на одном гектаре, с капельным орошением и сеткой наверху.
— Вы сейчас упомянули суперинтенсивные сады. Какие сады вы бы порекомендовали закладывать садоводам Краснодарского края?
— По моему мнению, необходимо активно развивать косточковые сады. Если по яблокам мы в ближайшем будущем сможем накормить страну, то количество косточковых садов, на мой взгляд, нужно увеличивать. В косточковых культурах сады не суперинтенсивные, хотя есть варианты закладки черешни и сливы на шпалере.
Что касается яблоневых садов, то, принимая во внимание частые засушливые условия последних лет, наиболее рациональным решением является закладка садов на шпалерах с системой капельного орошения. Хотя такая технология требует значительных финансовых вложений, она позволяет значительно увеличить плотность посадки — свыше 2,5 тысяч деревьев на один гектар.

— Какие культуры будут выгодны для закладки на Кубани в обозримом будущем с учетом изменения климата? Выводят ли сейчас отечественные сорта, которые будут более приспособлены к климату?
— Наши научные учреждения разрабатывают новые сорта плодовых культур, но пока они используются недостаточно широко. Важно не только адаптировать эти сорта к местным условиям, но и постепенно знакомить с ними фермеров и садоводов. Вместе с тем нельзя игнорировать достижения зарубежной селекции: многие иностранные сорта успешно прижились и стали частью кубанского садоводства.
Современная селекция ориентирована на создание устойчивых сортов, обладающих повышенным иммунитетом к основным болезням яблони. Главные враги яблонь — парша и мучнистая роса, которые способны уничтожить урожай вплоть до 100%. Современные исследования направлены на повышение устойчивости сортов к данным заболеваниям, что привело к появлению новых перспективных видов. Такие сорта создаются, в том числе и отечественными научными институтами и могут использоваться кубанскими садоводами.
—Как, на ваш взгляд, сейчас развивается органическое садоводство?
— Пока потребители еще не готовы воспринимать продукцию экологически чистого производства: фрукты выглядят нестандартно, имеют дефекты формы и окраски, поскольку выращены без химикатов и искусственных стимуляторов роста. Культура употребления такого типа продуктов в нашей стране пока не развита, поэтому конкурировать с наливными яблоками сложно.
Некоторые кубанские сельхозпредприятия пробуют внедрить элементы экофермерства: применяют биологические препараты для борьбы с вредителями и снижают зависимость от химии. Однако массового интереса к полному переходу на сертифицированное органическое производство пока не наблюдается.

— Получается, среди преимуществ — экологичность, среди недостатков — внешний вид?
— Внешний вид играет решающую роль: покупатели часто отказываются от покупки фруктов, если они выглядят непривлекательно. В то же время такие плоды бесценны, идеальны для детского питания, ведь эти яблоки выращены без химии, без удобрений. Поэтому они немного невзрачные — не такие крупные, где-то пятнышко от вредителя осталось.
Но товарного вида нет, а покупатель выбирает глазами.
— Получается, чтобы прийти к органическому садоводству, стоит сначала изменить отношение потребителя?
— Важно сформировать новую привычку у потребителей. Надеюсь, что со временем люди будут глубже интересоваться вопросами экологии и осознанного выбора, отдавая предпочтение безопасным продуктам, выращенным естественным путем. Не исключено, что ситуация изменится, уже сегодня в крупных городах есть отдельные магазины с дорогостоящими органическими овощами и фруктами.