Начало учебного года – испытание не только для детей, но и для педагогов и родителей. Как перестроить свой режим вчерашним детсадовцам, пошедшим в первый класс, какой режим учебного дня является оптимальным, с каким тревогами сталкиваются родители школьника, а также как плавно пережить этот период «Деловой газете.Юг» рассказали профессиональные психологи.
Из детского сада — в школу
Когда дети переходят из детского сада в школу, они сталкиваются с рядом изменений в своей жизни, рассказывает детский и семейный психолог Александра Ихсанова.
Во-первых, происходит изменение ведущей деятельности. Дети переходят от свободной игры к систематическим учебным занятиям, что требует большей концентрации внимания и самоконтроля.
Во-вторых, у вчерашних детсадовцев начинается регулирование распорядка дня. Режим дня значительно меняется: ранние подъемы, продолжительное пребывание в сидячем положении и ограничение свободы передвижения.
Социальная адаптация: появляются новые взрослые и ровесники, нужно осваивать социальные нормы и взаимодействовать в большом коллективе. Дети испытывают тревогу и дискомфорт, особенно если ранее не имели опыта активного общения и не ходили в садик.
Повышенные требования к самоорганизации: первокласснику предстоит выполнять домашние задания, собирать рюкзак и готовиться к урокам, что часто вызывает стресс и неуверенность. Отсюда конфликты в семье и утомляемость у ребенка.
Страх перед новыми обязанностями: многие дети боятся негативной оценки, наказания за плохие оценки или невыполнение заданий.
Формирование учебной мотивации: некоторые ученики сталкиваются с отсутствием интереса к учебе, что усложняет процесс обучения и снижает качество усвоения материала.
Стресс и усталость: первое полугодие характеризуется повышенной нагрузкой на нервную систему, что может привести к снижению иммунитета и частым заболеваниям.
«Эти факторы делают начало школьной жизни непростым этапом, требующим внимательной поддержки со стороны семьи и педагогов. А если говорить о детях с ОВЗ, здесь нужно особенное внимание уделить их поддержке», — отмечает Александра Исханова.

Почему учиться во вторую смену тяжелее
По словам специалиста, организм школьника адаптируется к обучению во вторую смену несколько сложнее по сравнению с первой сменой. Среди причин такой реакции организма: биологические часы и режим дня, психологическая нагрузка и физическое утомление.
«Дети привыкают к определенной последовательности действий: утренняя активность, учеба, отдых после обеда. Переход на обучение во вторую смену нарушает этот ритм, заставляя ученика бодрствовать вечером, когда тело готово отдыхать. Такая резкая смена режима вызывает стресс, замедляет процессы восстановления организма и снижает эффективность усвоения материала», — пояснила психолог.
По ее словам, переход на вторую смену часто сопровождается повышенной тревожностью, связанной с изменением привычного распорядка дня. К тому же ученик проводит значительную часть дня вне дома, тратит силы на дорогу и подготовку к занятиям. Что создает дополнительную физическую нагрузку, особенно если учесть необходимость адаптироваться к новому распорядку питания и отдыха.
«Переход на вторую смену требует внимательного подхода и учета особенностей детского организма. Важно создать благоприятные условия для адаптации, чтобы минимизировать негативные последствия и обеспечить освоение школьной программы», — резюмирует эксперт.
Тревоги родителей за своего школьника
Смена режима дня, ритма жизни и способа отдыха после летних каникул — не исключение, отмечает телесно-ориентированный психолог Марина Котелкина.
«Особенно значимым это событие становится для всей системы «ребенок — родитель — педагог», где эмоциональное состояние каждого участника глубоко взаимосвязано. Признание факта этого коллективного стресса — первый и ключевой шаг к его преодолению и созданию основы для взаимной поддержки», — рассказала психолог.
По словам Марины, для родителей, в особенности тех, кто ведет ребенка в первый класс, этот период часто окрашен противоречивыми переживаниями. Наряду с законной гордостью и радостью наблюдается высокий уровень тревоги, которая может проявляться в нескольких ключевых аспектах. Среди них:
Тревога за успехи и адаптацию ребенка: беспокойство о том, справится ли ребенок с учебной нагрузкой, найдет ли свое место в коллективе, будет ли ему психологически комфортно.
Тревога родительской состоятельности: сомнения в правильности подготовки ребенка, выбора школы и собственной способности помочь ему в учебном процессе. Школа становится объективной проверкой родительской компетентности.
Тревога сепарации: для многих родителей, особенно если ребенок единственный или долгожданный, начало школьного обучения символизирует этап отделения ребенка, что может сопровождаться чувством грусти и пустоты.
Проекция собственного опыта: неосознанное перенесение на ребенка собственных, зачастую негативных, школьных переживаний, страхов и психологических травм.
Как родителю побороть тревогу
Для управления стрессом и снижения тревоги, которая часто «уносит» сознание в прошлое или будущее, эффективны техники, помогающие вернуться в состояние «здесь и сейчас» через работу с телом и каналами восприятия.
Марина Котелкина предлагает родителям школьника три практические методики управления тревогами.
Техника сенсорного заземления «5-4-3-2-1». В момент нарастания тревоги необходимо последовательно задействовать все органы чувств: найти и назвать пять объектов, которые вы видите; четыре объекта, которые можете потрогать; три звука, которые слышите; два запаха, которые ощущаете; и один вкус. Это упражнение мгновенно переключает внимание мозга с тревожных мыслей на обработку информации от органов чувств, способствуя быстрой саморегуляции.
Техника телесного заземления «Стояние на полу». Необходимо встать, почувствовав опору стопами на пол, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Следует осознанно переносить вес тела, ощущая надежную поддержку поверхности. Данная практика способствует формированию чувства стабильности и физической безопасности, что напрямую влияет на психоэмоциональное состояние.
Техника самоподдержки «Самообъятие». Скрестив руки на груди и положив ладони на предплечья или плечи, нужно начать медленные и ритмичные поглаживания руками. Это простое действие активирует парасимпатическую нервную систему, отвечающую за расслабление, и стимулирует выработку окситоцина — «гормона безопасности и привязанности», помогая обрести состояние покоя.
Екатерина Толоконникова, Анастасия Талызина