По результатам исследования ВЦИОМ, в 2024 году россияне чаще читали художественную литературу (40% читателей), чем новости или сообщения в соцсетях (37%). Книги сейчас чаще всего читает молодежь, особенно жители мегаполисов. Почти сразу с книжной версией издательства выпускают электронную, а также аудиокнигу. В свою очередь число книжных магазинов в России за последний год сократилось в 2,5 раза. Согласно данным Ассоциации книгораспространителей (АСКР), в 2024 году в России было закрыто 220, а открыто 94 книжных.
Владельцы независимых книжных Ростова-на-Дону и Краснодара рассказали «Деловой газете. Юг», как быстро могут окупиться вложения в такой бизнес, как они работают с издательствами, какие цены устанавливают, чтобы конкурировать с маркетплейсами и крупными книжными сетями, как расположение влияет на продажи, а также какие мероприятия привлекают современных посетителей.
Зачем открывать свой независимый книжный
На Южный федеральный округ приходится 237 книжных, доля сокращения их числа составила 4%. На карте независимых книжных магазинов Ростова-на-Дону, созданной Любовью Беляцкой, всего четыре магазина. Столько же насчитывается и в соседнем Краснодаре. Как правило, такие небольшие точки открывают большие поклонники книги.
Книжный магазин «Чарли» работает в Краснодаре на протяжении семи лет. Мысль о собственном магазине пришла его хозяйке Анне Кадиковой после окончания магистратуры по издательскому делу и редактированию.
«Хотелось работать с хорошими книгами — и так как мне нравится независимая книжная культура, с которой я только начинала знакомиться в те годы в столицах, я решила попробовать открыть свой независимый книжный здесь, дома. Знакомить с неочевидными текстами и издательствами, собирать профиль гуманитарных наук, говорить с читателями об осознанности, разном детстве, экологии, современной прозе. Тогда мне казалось, что это хорошая идея, хоть и трудный предпринимательский путь», — отмечает Анна.

Мечта ростовчанки Анастасии Галаховой создать независимый книжный воплотилась в декабре 2024 года, когда она открыла «Буревестник». Свой книжный для нее — это не про бизнес, а «дело для души». Однако и в своем любимом деле ей приходится сталкиваться с рядом проблем, одна из которых — непонимание покупателей, что собой представляет независимый книжный. Посетители задают порой неудобные вопросы: «От кого вы независимы», «Это библиотека?» и «Как вас найти?».


Фото: предоставлено Анастасией Галаховой.
Основной доход от книг
По словам Анастасии Галаховой, основной доход магазина «Буревестник» поступает от продажи книг. Пока в минус магазин не уходил. «Чарли» же вышел в ноль только через 2-3 года после открытия. Все дело в финансовых ошибках, которые привели к долгам перед поставщиками, признается Анна Кадикова.
«Прогноз самоокупаемости сейчас — оптимистичные 2-3 года, если не изменится экономическая ситуация. Но есть нюанс, с 1 января 2026 года ставка НДС может повыситься до 22% – на книгах это скажется в процессе их производства», — отмечает Анна, добавляя, что мечтает располагать достаточными ресурсами для реализации каждой своей идеи: будь то собственная издательская программа, детский книжный фестиваль, яркая уличная иллюминация или современный стильный веб-сайт.
И это еще не считая расходов на зарплаты сотрудников, аренду помещений и приобретение необходимых кассовых лицензий.
Сколько стоят книги в книжных
В докладе о состоянии российского книжного рынка в 2024 году говорится, что увеличение цены на книги характерно как для интернет-магазинов, так и для маркетплейсов. Однако больше всего увеличение стоимости затронуло офлайн-магазины. Так, средняя цена печатной книги сейчас составляет около 473 рублей, а средняя розничная цена книги в книжных магазинах — около 505 рублей. Тем не менее, сами книжные максимально стараются сдерживать рост цен на книги: если средняя отпускная цена за 2024 год выросла на 12,2%, то средняя розничная цена — лишь на 9,3%.
Несмотря на расхожее мнение о высоких ценах в независимых книжных, Анастасия Галахонова утверждает в ее магазине цены не больше, чем в сетевых.


Фото: предоставлено Анной Кадиковой.
«Иногда люди говорят, что у нас дешевле, чем в “Читай городе”. Они, естественно, выше, чем на маркетплейсах. И люди по-разному реагируют. Кто-то с пониманием, что в эту цену вкладывается электричество, фискальный накопитель и прочее. А кто-то, к примеру, говорит, что на маркетплейсе на 30 рублей дешевле», — рассказывает основательница магазина.
Основательница «Чарли» же считает, что в 2025 году книжная экономика снова неутешительная.
«Рост цен на печать, логистику, расходные материалы, издательские лицензии продолжается с тем же темпом, что и растут цена за проезд в общественном транспорте, продовольственные товары, ЖКХ и налоги. Сегодня средняя розничная цена на книгу примерно 850-900 рублей. При этом книжные магазины зарабатывать больше не стали — растет себестоимость, индексируется стоимость аренды, но наша наценка не растет, это 70-75% от себестоимости, чтобы продолжать держать цену максимально доступной в условиях нашей экономики жизнедеятельности. Книга — все еще низкомаржинальный продукт при большом расходном объеме», — подчеркивает Анна.
Работа с небольшими издательствами
Как признается Анастасия, для продаж «Буревестник» специально выбирает небольшие издательства.
«Если брать сетевой магазин, то зачастую там представлены в основном книги издательства «Эксмо», которое подмело под себя более маленькие. Там нет хорошей выборки. Я несколько раз слышала от посетителей, что, когда ты приходишь в независимый книжный, ты знаешь, что за выбором любой книжки там есть какая-то мысль, что эта книга не просто так появилась на полке», — рассказывает владелица магазина.
Сотрудничество с издательствами в «Беревестнике» устроено по двум схемам: выкуп по предоплате или договор на реализацию. Выкупать книги выгоднее, тогда магазин может сам устанавливать цену и получать всю прибыль от продаж. Но такой вариант не всегда финансово возможен для небольшого магазина. Более реальная стратегия — заключить с издательством договор на реализацию, так книжный избегает больших первоначальных вложений, но не может контролировать цену на книги, отчего теряет в прибыли. Еще одна сложность этого пути — немногие издательства соглашаются предоставлять независимым книги под реализацию, поэтому чаще всего приходится покупать небольшой тираж.
«Когда мы открывали магазин, мы выкупили практически все книги, а потом их продали. Конечно, мы были очень счастливы, но потом поняли, что не получится каждый раз выкупать. Сейчас почти со всеми издательствами у меня заключен договор на реализацию. Мне присылают книги и дают их на какой-то срок — кто-то на год, кто-то на два, кто-то на три месяца, и я до пятого числа каждого месяца отправляю плату за проданные книжки в этом месяце», — объясняет схему работы с издательствами Анастасия.
Сейчас «Буревестник» выбирает работу с издательством Ad Marginem, поскольку оно дает книги на реализацию. Книги издательств, на дающих на реализацию, магазин покупает.


Фото: предоставлено Анной Кадиковой.
Отношения книжного «Чарли» с издательствами выстраивались в течение семи лет.
«Книжный магазин в регионе — это проводник читателя к конкретным книгам конкретного издательства, и нам важно, какие люди за этими книгами стоят, почему для издания они выбирают именно эти тексты, с каким подходом работают. Сотрудничество, объединенное схожими ценностями, перерастает в обоюдную поддержку: мы придумываем книжный фестиваль — наши поставщики нас в этом поддерживают, доверяют нам, приезжают к нам. Мы придумываем тур по городам Юга для писательницы с презентацией ее новой книги – и издательство нас поддерживает, вкладывается в покупку билетов и дает лояльные условия на закупку книг», — рассказывает Анна Кадикова.
Мероприятия привлекают покупателей
Еще одна особенность независимых книжных — просветительская деятельность. Здесь регулярно проходят литературные вечера, встречи с известными авторами и лекции. Есть мероприятия, где вход свободный, часть же проводят на платной основе. Это один из дополнительных способов заработка книжных, и в то же время привлечения аудитории.
Например, «Буревестник» проводит бесплатные кинопоказы, совместные чтения, есть даже встречи вязального клуба.


Фото: предоставлены Анастасией Галаховой и Анной Кадиковой.
По словам Анны Кадиковой, в «Чарли» есть платные мероприятия, есть мероприятия за донейшен, когда устанавливается минимальная стоимость, но посетители, при желании, могут заплатить и больше.
Конкуренция за посетителей с кофейнями
«Чарли» находится в трудной транспортной доступности: в магазин нужно ехать через пробки, проходить дворы… Анна Кадикова делится, что основная задача в том, как сделать так, чтобы про магазин узнали.
«Небольшой бизнес ограничен в рекламных бюджетах: мы не можем позволить себе билборд или таргет в Яндексе. Поэтому мы стараемся регулярно показывать нашу насыщенную жизнь в соцсетях, организуем книжные ярмарки и фестивали, объединяемся с дружественными проектами в других проектах — в надежде, что от друзей о нас узнает больше людей и каждый сможет выбрать здесь чтение по душе», — сказала основательница «Чарли».
Независимым книжным приходится бороться за аренду помещения с кофейнями, кальянными, и в этом состязании они проигрывают.
Определенные сложности с местом размещения, и соответственно, с посещаемостью, есть и у магазина «Буревестник».
«Когда мы искали помещение, несколько раз, когда слышали, что это будет помещение под книжный магазин, нам говорили: нет, ну какой книжный магазин. Арендодатели сразу заведомо считают, что это проигрышное предприятие. И, действительно, они скорее сдадут табачному ларьку, или той же кальянной — мы такое слышали по телефону. Очень сложно найти помещение хорошее в центре. Цены очень высокие на аренду», — делится Анастасия Галахова.

Фото: предоставлено Анной Кадиковой.
«Проходимость у нас не очень большая, учитывая, что мы находимся на Пушкинской улице. Лучше место трудно было бы найти, если бы был первый этаж. Думаю, это бы сильно помогло, — рассказывает Анастасия из «Буревестника».
Сложностей добавляет и жаркое южное лето. По словам владелицы «Чарли», текущий сезон стал провальным для Краснодара, поскольку никто не хочет выходить на улицу в жару.
«Финансовые трудности оффлайнового бизнеса начинаются сразу же, как только приходят первые +30», — подчеркивает основательница магазина.
На вопрос, что может спасти независимые книжные в России, Анна Кадикова отвечает: «От чего? От экономического кризиса? От равнодушия проходящих мимо витрины людей? От падения покупательской способности? От неконтролируемого демпинга маркетплейсов? От законотворчества? Нет смысла ждать «спасения», нужно делать свою работу ответственно и хорошо и искать пути продолжать делать то, что нам нравится, сохраняя здоровье и фокус на том, что кажется нам важным».
Анастасия Камышова
Информационный обзор редакции
Редакция «Деловой газеты.Юг» в рамках постоянной некоммерческой рубрики «Истории успеха» в соответствии с озвученной президентской политикой поддерживает предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловой газеты.Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О важности поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносит все более значимый вклад в экономический рост. Также ранее Владимир Путин обозначил необходимость поддерживать отечественные бренды и способствовать их продвижению на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.