фото: DC Studio / freepik.com

Маркетинг в новых реалиях: какие сегодня есть альтернативы заблокированным площадкам

С 1 сентября 2025 года привычный для многих предпринимателей и компаний способ продвижения через запрещенные платформы стал недоступен. Теперь закон запрещает любую рекламу на площадках, признанных экстремистскими или нежелательными, а также на заблокированных ресурсах. В первую очередь речь идет об Instagram* и Facebook* (принадлежат Meta. Организация признана экстремистской и запрещена в России). За нарушение грозит штраф до 500 тыс. рублей.

Ограничения касаются не только таргетированной рекламы, но и интеграций с блогерами, бартеров, акций и др. Эксперты в сфере маркетинга рассказали «Деловой газете.Юг», какие существуют альтернативы запрещенным площадкам и как эффективно продавать свой продукт через них.

По словам руководителя маркетингового агентства Chich Group Екатерины Чич, после блокировки ряда популярных платформ многие представители бизнеса ощутили определенную тревогу относительно эффективности продвижения. Несмотря на то что некоторые социальные сети стали недоступны уже давно, предприниматели все равно старались отсрочить момент перехода в другие каналы продвижения.

«Бизнес оттягивал этот момент до последнего, желая снять как можно больше “сливок” с той базы, которая уже есть. В итоге для тех компаний, которые не стали переводить бизнес в альтернативные источники продвижения, сейчас действительно наступили не лучшие времена»,— сказала Екатерина Чич.

Руководитель performance-агентства Be digital Татьяна Андреева считает, что российский цифровой рынок уже сформировал сильные альтернативы для продвижения бизнеса.

«Они не просто заменяют, а в чем-то даже превосходят прежние возможности. Бизнес не остался без инструментов — произошла плановая миграция в новые, но уже проверенные экосистемы. Успеха добьются те бренды, кто увидит в новых правилах возможность построить более тесные и прямые отношения со своей аудиторией, используя комплексный подход к продвижению в российских цифровых экосистемах»,— сказала она.

ВКонтакте

Как рассказала Екатерина Чич, сейчас одной из возможных платформ для продвижения является социальная сеть «ВКонтакте».

«Помимо встроенной возможности запускать таргетированную рекламу, которая автоматически имеет все необходимые подтверждения оплаты, маркировку и взаимодействия с РКН, там есть возможность настраивать чат-боты, а также делать из своей страницы автоматический мини-лендинг, который помогает продвигать свои товары»,— сказала руководитель маркетингового агентства Chich Group.

По ее словам, предприниматели могут настроить себе воронки продаж через данную социальную сеть, чтобы через большой охват приводить как можно больше людей к покупке товара.

PR-продюсер СМИ и ТВ, основатель PR-центра «Город» Анжелика Толочная добавила, что данная социальная сеть дает бизнесу пространство для роста, а также активно развивает рекламные кабинеты и аналитику.

По словам Татьяны Андреевой, сейчас ВКонтакте является мультиформатной экосистемой, где есть возможность рекламы в тематических сообществах.

«ВКонтакте неожиданно, но очень эффективен в сегменте В2В. Мы, например, успешно продаем промышленное оборудование для нашего клиента, таргетируясь на пользователей по их профессиональным интересам и поисковым запросам, работая уже со сформированным спросом»,— сказала руководитель performance-агентства Be digital.

Telegram

Еще одним инструментом для продвижения бизнеса, по словам руководителя маркетингового агентства Chich Group, является мессенджер Telegram. По ее словам, Telegram-каналы позволяют набрать читающую, взрослую и финансово обеспеченную аудиторию.

«Telegram не относится больше к развлекательному направлению. Он — контентной темы, т. е. для ниш, которые находятся в сфере некого образовательного направления. Также он будет полезен для ниш, которые торгуют не самыми дешевыми товарами, в диапазоне 15–20 тыс. рублей. Это вполне удобное место, где можно рассказывать о себе и показывать товар»,— считает Екатерина Чич.

Эксперт добавила, что также есть много инструментов, которые позволяют прикреплять чат-боты к Telegram-каналам. Так можно собрать базу контактов, учитывая требования законодательства по использованию персональных данных, а также внедрять данные в CRM и взаимодействовать.

По словам основателя PR-центра «Город» Анжелики Толочной, «истории» в Telegram набирают большие охваты, соответствуя привычному формату коротких горизонтальных видео.

Руководитель performance-агентства Be digital сообщила, что Telegram открывает возможности для точечного продвижения через рекламу в каналах и таргетинга на «горячую» аудиторию.

«Telegram для B2B сегмента — это в первую очередь инструмент для контент-маркетинга и прямых коммуникаций, а не прямой рекламы на пользователя. Создание экспертного канала позволяет не только продвигать услуги, но и выстраивать долгосрочные доверительные отношения с клиентами и партнерами»,— подчеркнула Татьяна Андреева.

Онлайн-карты

Одним из источников привлечения клиентов для бизнеса в регионах, по словам руководителя маркетингового агентства Chich Group, могут стать онлайн-карты.

«В регионах большая часть малого бизнеса — это все, что связано с локальными точками продаж. Очень легко продвигаться именно через карты, потому что потребителям важны комфорт и финансовая составляющая. И когда потребители забивают в поисковике, что им нужны, например, круглосуточные аптеки, то им показывают близлежащие, а также показывают средний чек. Так, карты дают возможность компании отметиться территориально, и благодаря встроенным инструментам поиска они будут отображать бизнес у пользователей, которые находятся рядом. Таким образом, компания может сразу заявить о себе»,— сказала Екатерина Чич.

По ее словам, также на картах есть возможность добавлять отзывы. Так у бизнеса появляется возможность работать с возражениями и увеличивать лояльность клиентов.

Офлайн-мероприятия и новые форматы

Как рассказала основатель PR-центра «Город» Анжелика Толочная, эффективным инструментом продвижения также являются реальные мероприятия, личные встречи и непосредственное взаимодействие с аудиторией.

«На мероприятиях всегда собирается теплая, живая аудитория. Здесь работает фраза: “Ходи туда, куда зовут”. Знакомьтесь, общайтесь, обменивайтесь телефонами. Живые контакты — это та основа, которую не заменит ни одна соцсеть»,— сказала эксперт.

По ее словам, сейчас бизнесу особенно важно собирать контакты по крупицам — в телефоны, в CRM и базы, и когда меняются социальные сети, личные связи и доверие остаются.

Екатерина Чич отметила, что профильные офлайн-мероприятия — возможность заявить о бренде как для крупного бизнеса, так и для МСП. Так, бизнес может посещать не только бизнес-встречи, но и крупные отраслевые выставки в сфере виноделия, сельского хозяйства, моды и др.

Анжелика Толочная добавила, что также предприниматели могут продвигаться через не совсем привычные для себя каналы: Дзен, TikTok и видеохостинги.

«Дзен дает возможность выстраивать имидж экспертности за счет длинных текстов и статей. Видеохостинги и TikTok тоже остаются легальными и креативными площадками. Важно помнить: реклама в соцсетях сегодня регулируется законом, и при продвижении стоит использовать токены, чтобы быть в правовом поле. Это не ограничение, а наоборот — инструмент для доверия и прозрачности»,— заключила она.

Дарья Коробская

Читайте нас в социальных сетях