Российский рынок сельскохозяйственной техники столкнулся с глубоким кризисом в 2025 году. Несмотря на активное расширение производственных мощностей отечественных гигантов, как в случае с «Ростсельмаш», совокупность макроэкономических и отраслевых факторов привела к резкому падению спроса.
Насколько серьезна ситуация на отечественном рынке агротехники и что думают об этом сами аграрии, читайте в материале «Деловой газете. Юг».
Высокая ставка и неурожай бьют по спросу
По данным минсельхозпрода Ростовской области, в 2025 году закупки всей сельскохозяйственной техники в регионе сократились на 50,1% по сравнению с предыдущим годом — было приобретена 1061 единица против 2118 в 2024 году. Общее количество купленной самоходной техники местного производства также снизилось более чем в два раза относительно показателей 2023-2024 годов. Особенно заметно снижение по зерноуборочным комбайнам — 89 единиц в текущем году против 173 в прошлом.
Ключевой причиной спада аналитики называют высокую ключевую ставку ЦБ, которая резко увеличилась в ноябре прошлого года до рекордных 21%, сделав кредитные ресурсы дорогими и снизив доступность техники для аграриев. Подтверждает это и представитель агробизнеса: генеральный директор агрохолдинга «СТЕПЬ» Андрей Недужко отметил, что повышенная ставка усложнила процесс покупки, сильно увеличив стоимость кредитов.
Пострадали и производители агротехники. Так, продажи «Ростсельмаш» упали на 40% летом 2025 года по сравнению с летом 2024 года, о чем «Ведомостям Юг» сообщил совладелец предприятия Константин Бабкин. Для стабилизации ситуации компания была вынуждена отправить часть сотрудников в длительные отпуска и перевести некоторые подразделения на трехдневную рабочую неделю.
В феврале-марте 2024 года руководство «Ростсельмаш» позитивнее смотрели в будущее. Тогда была реализована масштабная программа расширения производства. В Ростове-на-Дону начали работу три новых завода: по производству трансмиссий и редукторов (инвестиции свыше 10 млрд рублей), прицепной и навесной техники на мощностях бывшего ТагАЗа (2,5 млрд рублей) и завод сельскохозяйственных тракторов (13 млрд рублей). Но уже осенью 2025 года компании пришлось поставить на паузу два крупных инвестиционных проекта.
Может ли отечественная техника заместить импорт?
В условиях кризиса вопрос импортозамещения становится особенно актуальным. Агрохолдингам и малым сельскохозяйственным предприятиям техника отечественного производства обходится значительно дешевле и удобнее в обслуживании. Опыт крупных агрохолдингов показывает, что российская техника не только составляет конкуренцию импортной, но и имеет ключевые преимущества.
«Для импортной техники сроки поставки запчастей значительно длиннее по сравнению с российскими, что в конечном итоге негативно отражается на экономике предприятия. В условиях сезонных сроки поставок и сроки работ в полях критичны для урожая, и даже несколько дней простоя могут обернуться серьезными потерями. В случае с отечественными машинами логистика и доступность комплектующих – главное конкурентное преимущество», — отмечает Андрей Недужко.
Более того, агрохолдинг «СТЕПЬ» целенаправленно увеличивает долю отечественной техники, и сегодня его парк уже на 80% состоит из российских машин.
«По нашему опыту, современная российская техника показывает надежность и эффективность, сопоставимую с импортными аналогами. При этом обслуживание и ремонт сегодня производить проще и дешевле за счёт близости сервисных центров и доступности запчастей», — заявил Андрей Недужко.
Прямое влияние конкуренции с импортом на объемы закупок на сегодня минимально. Для аграриев критически важна не страна-производитель, а оперативность сервиса и ремонта, где у российских заводов есть неоспоримое преимущество.
Господдержка и надежда на экспорт
Несмотря на пессимистичную статистику, есть надежда на позитив. В октябре РБК Ростов сообщал, что правительство пытается стабилизировать ситуацию через меры господдержки. Первый вице-премьер Денис Мантуров заявлял, по «Программе 1432» в 2025 году было предусмотрено 10 млрд рублей, и все средства уже законтрактованы. Благодаря этому, по данным Минпромторга РФ, с июня 2025 года продажи российской техники начали расти, а в августе превысили показатели прошлого года. А в сентябре «Ростсельмаш» и вовсе нарастил продажи комбайнов на 45% в годовом выражении.
Кроме того, как рассказали в донском минсельхозпроде, для поддержки отрасли в области действует программа субсидирования с 2010 года, покрывающая 20% стоимости отечественной техники. За все время действия программы на эти цели из областного бюджета направлено около 5,6 млрд рублей, что позволило приобрести порядка 7,4 тысяч единиц новой техники.
Еще одним потенциальным спасением для производителей может стать экспорт, добавляют эксперты. Так, экспортные поставки «Ростсельмаша» за январь–сентябрь 2025 года упали на 25% из-за приостановки государственных программ поддержки экспорта.
Основной рынок сбыта — Казахстан (около 40% экспорта) — остается стабильным, но компания ищет новые точки роста, в частности, в Африке, хотя конкретных сделок, например, с Нигерией, на данный момент нет.
На сегодняшний день отечественная сельхозтехника доказала свою способность замещать импорт по ключевым для аграриев параметрам — надежности и, что критически важно, доступности сервиса. Однако глубокий кризис спроса в 2025 году, вызванный засухой и экономическими причинами, затрагивает всех игроков рынка. Восстановление будет зависеть от снижения ключевой ставки, сохранения мер господдержки и способности производителей найти новые рынки сбыта как внутри страны, так и за ее пределами.
София Купченко