freepik.com

Заработать на идеях: как на Юге развивается креативная экономика

Эксперты в области экономики и креативного бизнеса рассказали, смогут ли творческие индустрии стать драйвером экономики и какие трудности останавливают развитие сферы

Технологии виртуальной реальности, видеоигры и мода — именно в этих сферах эксперты видят большой потенциал развития креативных индустрий. Будут ли в России разрабатывать виртуальные примерочные и смогут ли южные предприниматели локально заместить зарубежный креатив в ближайшие годы, «Деловой газете. Юг» рассказали эксперты в области творческих индустрий.

Креативное развитие

По словам кандидата экономических наук, управляющего партнера ООО «Центр бизнес компетенций» Василия Жабина, креативные индустрии на Юге пока еще уступают уровню Москвы, Казани и Санкт-Петербурга, но развиваются быстрыми темпами.

«У креативных индустрий Краснодарского края есть важные предпосылки для развития. Во-первых, это люди. У нас достаточно высокая численность населения и активность, особенно среди молодежи. Во-вторых, это отраслевая структура региона, ведь развитие АПК и промышленности в современных условиях невозможно без постоянной поддержки IT. Также рекреационная сфера очень сильно зависит от креативных отраслей и имеет высокий запрос на такие продукты», — отметил Василий Жабин.

Он добавил, что дефицита культурных индустрий в регионе сейчас нет, однако из-за того, что многие продвигают бизнес самостоятельно, без кооперации с другими, отрасли не хватает консолидированной стратегии развития. При этом самыми востребованными в творческой сфере, по мнению эксперта, являются представители модного бизнеса, IT и маркетинга.

freepik.com

Как рассказала директор Ростовского муниципального фонда поддержки предпринимательства Евгения Благинина, Ростов-на-Дону сейчас тесно связан с развитием креативных индустрий. По мнению эксперта, именно эта сфера служит драйвером развития многих отраслей бизнеса.

«Наш город украшают талантливые и яркие люди. Они мыслят нестандартно и воплощают свои идеи в сфере моды, дизайна, гастрономии, IT и художественного творчества, транслируя все это в городскую эстетику. В городе создаются как муниципальные, так и частные объекты для сферы креативных индустрий: пешеходные зоны с различным разнообразием кафе и ресторанов, тематические маршруты для туристов по креативным пространствам, театрализованные экскурсии. Проводятся ярмарки и фестивали донских производителей и ремесленников, открываются культурные пространства и театры», — рассказала Евгения Благинина

Эксперт добавила, что сейчас большой потенциал имеют продукты и сервисы, отражающие локальную идентичность. Также директор Ростовского муниципального фонда поддержки предпринимательства считает перспективной нишу виар-технологий: не только для игр в виртуальной реальности, но и для образования, а также погружения человека в виртуальную среду с целью поиска решений для реальной жизни.

В условиях импортозамещения

По мнению руководителя Ассоциации дизайнеров Юга России, основательницы бренда детской и подростковой одежды Sovana Анны Рожиной, западные санкции позволили отечественным производителям активнее выходить на рынок и занимать пустующие ниши.

«Креативный бизнес был всегда, но мне кажется, что санкции вдохнули вторую жизнь в наших производителей. Сейчас многие задумываются о создании своего бренда. И, несмотря на то, что у нас все же есть параллельный импорт и различные реплики, многие потребители обращают внимание на местных производителей», — отметила Анна Рожина.

По мнению директора Ростовского муниципального фонда поддержки предпринимательства Евгении Благининой, хотя уход зарубежных компаний с рынка дал креативным предпринимателям Юга большой простор для развития, в этой сфере все же есть ряд трудностей.

«Сложность состоит в том, что помимо освободившегося сегмента рынка предприниматели столкнулись с необходимостью резкого масштабирования. А это требует ресурсов и бизнес-навыков, которыми обладают не все креаторы», — подчеркнула она.

Похожего мнения придерживается кандидат экономических наук, управляющий партнер «Центра бизнес компетенций» Василий Жабин. По его словам, представителям креативных индустрий нужно время для расширения, и прошедшего периода было недостаточно для раскрытия внутренних резервов.

«Уход западных компаний, безусловно, повысил потенциал развития креативных продуктов, но пока замещение происходит достаточно медленно. Фактически же мы пока не видим взрывного роста российской индустрии моды, т.к. для этого требуется время. В сфере IT, производства контента, культурных проектов тоже освободились ниши, которые постепенно замещаются, но сделать это за 1–2 года достаточно сложно», — объяснил Василий Жабин.

Кадры, трудности и поддержка

Одной из основных проблем во всех сферах экономики сейчас является дефицит кадров, который не обошел стороной и креативные индустрии. Руководитель Ассоциации дизайнеров Юга России Анна Рожина рассказала, что сейчас в сфере производства одежды и обуви в Краснодарском крае существует острая нехватка швей, портных и закройщиков.

freepik.com

«У нас в крае очень много швейных производств, куда требуются швеи и портные. При этом, если рассматривать Ивановскую область, там такой острой проблемы нет, поскольку обучение таких специалистов поставлено на поток. У них есть среднее специальное образование для швей, закройщиков, у нас же есть обучение на дизайнера — и, кажется, все», — поделилась Анна Рожина.

Она добавила, что для решения этой проблемы предприятия берут сотрудников без опыта работы, после чего обучают их и уже в дальнейшем трудоустраивают.

По мнению кандидата экономических наук, управляющего партнера ООО «Центр бизнес компетенций» Василия Жабина, помимо дефицита кадров, экономический рост креативной индустрии сдерживает неустойчивый спрос на отечественный продукт. При этом эксперт отметил, что с целью устранения проблемы государство создает различные механизмы поддержки.

«Многие компании, производящие креативный продукт, имеют доступ к большинству программ поддержки бизнеса. Достаточно ли? По моему мнению, основная проблема состоит не в наращивании инструментов поддержки, а в создании устойчивого спроса на продукты креативных индустрий, в том числе с участием государства, а также в консолидированной стратегии развития, чем сейчас достаточно успешно занимается Агентство стратегических инициатив», — рассказал Василий Жабин.

Директор Ростовского муниципального фонда поддержки предпринимательства Евгения Благинина подтвердила, что для представителей креативных индустрий сейчас действует различная финансовая поддержка — от грантов до льготных кредитов.

«Это и гранты от правительства региона, и механизм льготного кредитования, и гранты фонда культурных инициатив, и президентские гранты. И мы тоже, как инфраструктура, помогаем креативным предпринимателям найти нужный грант и заполнить заявки», — пояснила эксперт.

А что в будущем?

По мнению руководителя Ассоциации дизайнеров Юга России Анны Рожиной, сейчас подходящее время для масштабирования и развития отечественного креативного бизнеса. Для этого есть и свободное место на рынке, и поддержка от государства.

«Мне кажется, сейчас самое время заявить о себе. Поскольку наше правительство так сильно этим занялось, то все, что связано с уходом определенных компаний, будет востребовано. Хочется верить, что мы вырастем за столь короткое время», — сказала Анна Рожина.

Директор Ростовского муниципального фонда поддержки предпринимательства Евгения Благинина также добавила, что в будущем креативная экономика может способствовать снижению миграции жителей в другие города.

«Креативная экономика — это экономика людей, поэтому в той или иной степени она близка каждому. Это экономика, которая носит антикризисный эффект, поэтому вышедшие из оборота производственные здания получают в концепции креативных индустрий новую жизнь в виде общественных пространств. Это возможность для территорий бороться за жителя или горожанина за счет повышения социального комфорта. Поэтому креативные индустрии будут развиваться», — заключила Евгения Благинина.

Екатерина Черкес-Заде, директор центра развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив (АСИ) 

фото предоставлено пресс-службой АСИ

«Рост интереса к креативным индустриям только начинает формироваться и еще не вышел на свои пиковые значения, поэтому мы, безусловно, верим в активное развитие креативных отраслей страны. При этом источниками роста являются сразу два направления — рост доли ВВП внутри страны и активное развитие спроса со стороны дружественных стран.

Также отмечу, что санкционное давление оказывает очевидное влияние на большинство индустрий страны, и креативные индустрии не стали исключением. Например, геймдев — индустрия, которая некогда была одной из самых быстрорастущих, в 2023 году потеряла до 80% объема рынка. Власть здесь достаточно оперативно подключилась: мы получили список поручений от президента РФ Владимира Путина по развитию креативной экономики, в том числе по развитию игровой индустрии. Речь идет об обеспечении возможности дистрибуции отечественных игр и контента, произведенного на территории дружественных стран, а также о разработке законопроекта об отмене НДС на экспорт игрового контента. Сейчас ключевая задача — консолидация российского геймдева и совместная работа над пересборкой индустрии в стране.

В целом же этот комплекс поручений формулирует новый сектор креативной экономики как один из приоритетных для будущего страны. Сейчас вклад креативных индустрий в экономику России составляет 4,87% ВВП. В этом секторе около 760 тыс. юридических лиц с общим объемом выручки более 12,6 трлн рублей, а число занятых превышает 1,5 млн человек. Мы, безусловно, рассчитываем на увеличение этих показателей. Самые быстрорастущие сейчас — это геймдев и мультипликация. Большие возможности для развития креативной экономики также в совместных продуктах в области креативных индустрий и IT. 

При этом сейчас есть некий дисбаланс в креативных индустриях: многие хотят стать художниками и режиссерами, но мало кого интересует продюсирование, в результате чего нам не хватает тех, кто готов делать креативные продукты коммерчески привлекательными».

Дарья Коробская, Анастасия Талызина

Новости