Спрос на частные театры на Юге растет с каждым годом, по мнению представителей это сферы, положительная динамика будет наблюдаться и дальше. Как отмечают руководители частных театров Краснодара, для создания такого пространства не нужны масштабные вложения и профессиональные артисты.
На что нужно делать ставку и что учесть при запуске частного театра, «Деловой газете.Юг» рассказали руководитель театра «Мой» Станислав Слободянюк и театра «Тмин» Юлия Орлова.
Первые шаги в открытии театра
Станислав Слободянюк ранее был артистом Молодежного театра в Краснодаре, пока не решил сменить деятельность и открыть свою театральную школу. Школа стала источником дохода, благодаря которому Станислав в дальнейшем смог открыть театр «Мой».

По его мнению, для создания частного театра нужно знать контекст, понимать и владеть профессиями режиссера, организатора, менеджера и педагога. Однако наличие специального высшего образования в этих сферах Станислав не считает обязательным. По его мнению, гораздо важнее разбираться в материале и иметь финансовую подушку.
«Очень четко нужно знать стратегию развития. У меня была последовательная история: сначала открыл школу. 6 лет стратегии развития этого дела, сейчас уже есть сформированная труппа, есть репертуар и база», — комментирует Станислав.
Основатель и руководитель частного театра «Тмин» Юлия Орлова считает иначе, по ее мнению, самое важное для открытия театра — наличие профильного образования.
«Только в этом случае получится создать хотя бы приблизительно похожую систему, как в наших государственных театрах. Что касается инициативы — это не только деньги, хотя и они имеют не малое значение. Прежде всего, нужно знать дело — производство», — уверена Юлия.
Цена вопроса — от нуля до бесконечности
Оценить минимальные вложения, необходимые для открытия частного театра, эксперты затруднились.
Как пояснил Станислав Слободянюк, очень много зависит от того, какое в наличии есть помещение, планируется ли его ремонт. Также обычно необходимо вложиться в световое оборудование, костюмы, декорации и т.д.
«Минимума в цене нет, можно ведь просто лампочки повесить. Поэтому вложения от нуля до бесконечности. То есть можно создать театр без вложений, и это не будет отличаться в качестве, театр — это не про качество, это идея», — рассуждает создатель театра «Мой».
Руководитель театра «Тмин» также считает, что назвать сумму вложений сложно. При этом она уверена, что материально-техническое обеспечение напрямую влияет на то, насколько прогрессивным будет театр. В список трат она также вносит осветительные и звуковые приборы, зрительский зал, костюмы и декорации.
«Но я считаю, что театр это, прежде всего, состояние души. Предела вложений нет. Минимальный порог — порыв души, одетый в какой-нибудь костюм», — сказала Юлия Орлова.

Руководители частных театров добавили, что на открытие такого пространства также можно за счет господдержки, Станислав считает, что получить финансовую поддержку на развитие своего театра вполне возможно, это различные федеральные гранты.
«Мы пока обходимся своими силами, до этого мы получали гранты федерального уровня, но это не поддержка, а рабочий бизнес проект», — уточняет руководитель.
Юлия также утверждает, что поддержка, которую можно получить это государственные гранты, она считает, что сейчас это очень популярно. Однако сама руководительница к грантовой поддержке никогда не обращалась.
«Мы с мужем предпочли всяким поддержкам какую-то определенную экономическую независимость», — заявляет Орлова.

Поиск зрителя и признание аудитории
Самым сложным в процессе развития частного театра Станислав Слободянюк считает поиск своего зрителя. По его словам, этот процесс требует длительной проработки.
«Здесь, на Юге, люди не бегут на театральное событие сломя голову, как в регионах, где люди к этому более привыкшие. Это регионы, которые изначально привыкли к театру, где много театральных учреждений», — делится эксперт.
Юлия Орлова также утверждает, что открыть театр не сложно, гораздо сложнее заинтересовать зрителя, предоставить качественный творческий продукт и собрать труппу. «Это все длительный процесс, потому что результат создания театра можно оценивать только через несколько лет», — говорит Юлия Орлова.

Станислав Слободянюк уверен, что есть несколько путей поиска артистов. Он считает, что можно обратиться в вузы по стране, можно изучить картотеку, мониторить кадры, и, в конце концов, создать артистов самостоятельно. Именно так поступил Станислав. Поскольку изначально у него была своя театральная школа с актерскими курсами, то благодаря ей он создал такую систему, что люди занимаются в ней профессионально, но не получают диплома, при этом оканчивают курсы готовыми артистами.
«В процессе образования отсеиваются одни, а у других появляется желание и вырабатывается привычка. Через мою школу это становится стилем жизни людей, их вторым я. Я продолжаю с ними обучение, насыщаю их материалом, даю образование, и спустя 5-6 лет я имею профессиональных артистов без диплома», — рассказывает Слободянюк.
Основательница частного театра «Тмин» считает, что для того, чтобы найти, привлечь и заинтересовать артистов, сам руководитель и театр должны в первую очередь иметь творческий потенциал. «Есть артисты, которые помимо работы в гос. театрах, хотят еще иметь свое собственное личное творческое пространство, вот это основа для создания труппы театра Тмин», — рассказывает Юлия Орлова о том, как она собирала свою труппу театра.
Театральная конкуренция и спрос
Конкуренция, по мнению Станислава Слободянюка, сейчас неоднозначная, потому что это направление не до конца развито в Краснодаре. Есть несколько разных частных театров в городе, но они, как правило, друг с другом не пересекаются. Спрос на частные театры, по его словам, растет. «Факт на лицо, что и к театру, и к частным школам у горожан есть интерес и он растет», — объясняет Станислав Слободянюк.
Юлия Орлова в свою очередь убеждена, что конкурентов в творчестве быть не может. «У каждого совершенно индивидуальный творческий продукт, который подлежит зрительской симпатии или антипатии. Если зрителям интересно ходить в театр тмин, они ходят в этот театр», — говорит Юлия Орлова.
Также она считает, что спрос на частные театры в настоящее время определенно есть, однако по ее мнению, огромные залы, наполненные зрителями, это не цель частных театров. «Если бы театр тмин удовлетворял нынешний спрос, возможно зрителей в нашем театре было бы больше, но я не уверена, что это бы нравилось тем, кто играет в театре и тем, кто сейчас ходит в театр», — поясняет девушка.
Любимый жанр зрителей
Любимым жанром зрителей, по наблюдению Станислава, является комедия. «Интерес идет от легкого жанра к более сложному, максимально прокаченный зритель переходит на трагедию, потому что это самые серьезные перегрузки для зрителя и для артиста», — комментирует он.
Точно также считает и Юлия, руководительница театра «Тмин», она тоже заметила, что чаще всего зрители предпочитают комедии. «Людям смотреть большего всего конечно нравится то, что их развлекает, и меньше всего то, что заставляет думать», — заявляет руководитель.
Перспективы развития
Перспективы частных театров Станислав Слободянюк оценивает как песпективные и считает это направление мейнстримом на данный момент. «Потребность в театре и культуре возникает тогда, когда вокруг есть привычка человека к красоте», — считает основатель театра.
Такого же мнения придерживается и Юлия Орлова, она уверена, что перспектива развития частных театров определенно есть. «Потребительский спрос, о котором мы говорили раньше, переходит в разряд минимализма, миниатюр. И чем понятнее и доступнее формат, тем он ближе людям и более камерный», — делится Юлия Орлова.
Запретные темы и ограничения на сцене
По мнению Станислава Слободянюка, существуют театральные ограничения, они вызваны острыми и злободневными темами. Но он их старается избегать в своих постановках. «Я думаю это дело более молодых, мне это не интересно. Я пытаюсь говорить о человеческих, внутренних вопросах», — объясняет руководитель частного театра «Мой».

Юлия Орлова, в свою очередь, считает, что темы для постановок ограничивают законы морали и нормы приличия. «Если речь идет обо мне, то мне близки темы человеческих взаимоотношений, а ограничения только связанные с законом. Никакой пошлости, и для меня это актуальный запрет», — сказала Юлия Орлова.
Поиск вдохновения и идей
Искать идеи для концепции театра Станислав Слободянюк советует в творчестве.
«Это и есть понятие творческой медитации, и у каждого оно свое, если ты входишь в нее, это занимает время и силы, но потом эта творческая идея отзывается у тебя в сердце, а не в голове», — заключил Станислав.
У Юлии Орловой мнение отличается. «Все идеи — это принадлежность личности, которая организовывает театр, к высшему образованию», — заключила она.
Анастасия Матевосова