Корпоративная культура является важным фактором организации работы компании. Она помогает наладить отношения в коллективе, что всегда положительно влияет на продажи компании, рассказала управляющая группы компаний «Аудит-Вела», аттестованный аудитор и консалтинговый специалист Елена Восканян.
Зачем нужна корпоративная культура?
Эксперт подчеркнула, что корпоративная культура объединяет людей, выражает единые ценности и помогает добиваться общих результатов. Руководителю, выстроившему такую модель, остается только наблюдать за результатами, поскольку работа сотрудников станет как никогда слаженной и оточенной.
«Мне нравится определение, что корпоративная культура — это рассол. Мы берем все разные огурцы, помещаем их в бочку, и по истечении какого-то времени все огурцы становятся одинаковые», — поделилась спикер.

Как заметила Елена Восканян, даже если руководитель не будет тратить время и ресурсы на развитие корпоративной культуры, то она все равно сформируется благодаря «неформальным лидерам». Однако как считает спикер, это не всегда хорошо, поскольку у этих лидеров могут быть разные ценности, и тогда настроения внутри организации будут разрозненными.
По мнению Елены Восканян, любая бизнес-компания — это своего рода организм, в котором настрой каждого участника влияет на общее состояние предприятия. Существует пять так называемых уровней или этапов развития корпоративной культуры, на котором могут находиться сотрудники:
Первый: Жизнь не удалась
Участниками процесса являются люди с крайне негативным взглядом на жизнь, они не видят смысла развиваться, нет интереса к прогрессу, каждый в этом «организме» сам по себе.
Второй: Моя жизнь не удалась
На таком уровне обычно находятся люди, завидующие чужому успеху, у них также отсутствует инициатива к работе. Как заметила Елена, сотрудников именно этого уровня в последнее время стало особенно много среди российских компаний.
Третий: Я — лучший
Люди с такой установкой, как правило, работаю сами на себя, не склонны к командной работе, высокомерны, при этом амбициозны.
Четвертый: Мы — великие
Этот уровень положительно влияет на развитие корпоративной культуры, в нем наблюдается командный подход, сотрудники ставят высокие цели, любят соревноваться и добиваться побед.
Пятый: Жизнь прекрасна
Самый ценный и важный этап, который наступает в сознании работников, и, соответственно, в компании. При наступлении пятого этапа сотрудники сами олицетворяют ценности компании, готовы делать многое для других и работают не ради зарплаты.
«Именно в этот момент рождаются великие продукты. У компаний, которые находятся на пятом уровне, эта культура работает автоматически», — объяснила Елена Восканян.
По словам эксперта, новые сотрудники, когда устраиваются на работу в компанию, поднимаются по этим уровням, и в итоге меняют и свое мышление, и деятельность предприятия в лучшую сторону. Однако руководителям она посоветовала отказаться от принятия на работу людей, находящихся на первом уровне.
«Бывает и такое, что приходит к тебе специалист, и ты сразу не выявил, что он не самый заинтересованный и ответственный сотрудник. Его корпоративное сознание примерно на третьем уровне. И вот эти специалисты для нашей команды и дела очень опасны. Они, как правило, не проверяют информацию, живут старыми знаниями, не учатся, и получается то, что мы даем некачественный продукт клиенту. Это приводит к налоговым, финансовым и другим рискам», — пояснила Елена Восканян.
Поэтому эксперт советует определять таких сотрудников на этапе трудоустройства. При этом она отмечает, что подобные черты людей раскрываются в течение 3-6 месяцев.
Для того чтобы определить на каком уровне ваша компания, послушайте, что и, как говорят, сотрудники. То, на каком уровне находятся сотрудники, определяет положение всей компании.
Стоит помнить, что каждый человек в команде это личность. Нельзя строить команду таким образом, когда кто-то из сотрудников считает себя никем. В то же время при подходе, когда руководство допускает, что каждый имеет свое мнение, то команда будет работать. Как отмечает эксперт, у сотрудника должна быть возможность прийти и поспорить с руководителем, высказать свое мнение.
Елена Восканян подчеркнула, что один из важных активов компании — это сотрудники, которые постоянно развиваются. Специалистов, которые не хотят или не могут учиться новому, эксперт рекомендует исключать. «Если бухгалтер или аудитор не развиваются, то через полгода это мертвый специалист, потому что у нас законодательство так быстро меняется, что без обучения невозможно», — сказала она.
Необходимость развития для работников, подчеркнула Елена Восканян, заключается еще и в том, что в компанию может прийти клиент с нетипичным или непривычным запросом, с которым ранее не сталкивались, и именно в этот момент могут понадобиться новые знания сотрудников.
Элементы корпоративной культуры
Элементы корпоративной культуры разделяются на внешнюю и внутреннюю среду:
Внешняя среда: миссия, ценности, айдентика
Миссия — главная идея существования организации, определяющая предназначение и деятельность всего коллектива.
Как считает Елена Восканян, миссия всегда достигается коллективным трудом, одному сотруднику не под силу ее реализовать.
Ценности — принципы, которыми руководствуется компания.
Глубинные ценности — не быть безразличным к своему делу и помнить, что дело, которым вы занимаетесь, должно приносить удовольствие.
Внутренняя среда: нормы поведения, формализованные правила, дресс-код, традиции, корпоративы, поведенческие стереотипы.
Формализованные правила:
— кодекс этики (во многом определяет ценности компании)
— трудовой распорядок
— структура подчиненности
— права и обязанности
— система мотивации
— положение об обучении
— регламенты взаимодействия
— методики ведения учета
— система внутреннего контроля
Соблюдать эти «правила» важно как минимум потому, что они влияют на общий настрой и состояние сотрудников. Как считает эксперт, несчастный сотрудник всегда приводит к несчастному клиенту.

После того как вы осознали важность и необходимость корпоративной культуры, нужно понимать, как конкретно ее создавать и о каких этапах не забыть:
Как создать сильную корпоративную культуру?
— Осмыслить, что уже есть в компании
— проводить ежедневную работу над собой: подавать пример сотрудникам
— следить за тем, чтобы чувства совпадали с действиями
— уделять большое внимание к адаптации сотрудников
— сделать так, чтобы миссией и ценностями «заразились» все сотрудники
— подобрать персонал по ценностям
— помнить правило счастливого сотрудника и клиента
— секрет счастливого сотрудника в правильной корпоративной культуре
Автор: Анастасия Матевосова