Найти профессионального специалиста сегодня можно только через личные связи, «сарафанное радио» или переманив у конкурентов, считают некоторые HR-менеджеры. Поэтому сегодня начальники отделов кадров идут на ухищрения, разрабатывают свои методы поиска персонала.
Директор отдела персонала и развития «РестПрофи» в Ростове-на-Дону Мария Книжникова назвала такие тренды в поиске персонала, как набор кадров во время проведения обучения, использование приемов нумерологии, живое общение через мессенджеры и разработка виртуальных туров по офису компании. По ее словам, используя эти технологии, удается найти квалифицированных сотрудников с тем набором компетенций, который нужен на данных должностях.
Хантинг во время обучения
По мнению Марии, компания обязательно должна иметь свой HR-бренд и всячески его развивать. У этого HR-бренда должно быть свое лицо – желательно, чтобы это лицо было приятным, вызывающим у целевой аудитории понятные ценности.
Что касается технологий поиска персонала, то Мария Книжникова в своей практике выбирает альтернативные способы. Так, сегодня особой эффективностью отличается способ поиска сотрудников через обучение: отдел персонала собирает специалистов на мастер-класс и уже впоследствии отбирает подходящие кадры.
«Мы приглашаем людей на открытый тренинг по продажам и обещаем научить продавать. Они приходят и проходят обучение в течение получаса-часа. После чего мы интересуемся, хотят ли они действительно продавать и предлагаем научить продажам уже в процессе работы в компании», — рассказала о своей методике Мария Книжникова.
Благодаря такому подходу, директор отдела персонала и развития уже в учебной группе смогла найти человека, который подойдет для закрытия вакансии в экспериментальном отделе продаж. Сделать это через сайт поиска работы не представлялось возможным, поскольку такие специалисты на сайтах поиска работы обычно не размещают свои резюме.

Человечное общение через мессенджеры
Сотрудники отдела персонала компании и развития «РестПрофи» общаются с соискателями исключительно через мессенджеры и никогда не звонят им.
«Несмотря на то, что соискатели разместили свое резюме на порталах поиска работы, на телефонные звонки они отвечать не хотят. Не ждите, что они будут вам отвечать. Соискателям нужно писать, а не звонить: «Привет. Меня зовут так-то… Увидели ваше резюме на сайте поиска работы…», — делится опытом Мария Книжникова.
В текстовое сообщение можно добавить эмодзи: смайлики, котиков – одним словом, человечность.
Виртуальный тур по компании
Некоторые компании внедряют в механизм поиска сотрудников виртуальный тур по офису компании. В таком случае человек, пока не работающий в компании, может виртуально пройтись по помещениям компании и почувствовать себя в этих стенах.
В «РестПрофи» в случае договоренности о проведении собеседовании присылают соискателю видеонавигатор – забавное видео с инструкцией, как дойти в офис компании. Благодаря этому видео, где на экране можно увидеть действующих сотрудников, соискатель запоминает, что речь идет именно об этой компании. Когда он приходит в офис, то его встречают уже знакомые лица.
«Он уже запомнил, что мы – именно эта компания, называемся так-то, такие-то лица у наших сотрудников. При личной встрече он видит человека и говорит, что уже его видел. Без видео соискатель может общаться скованно: «да», «нет», «хорошо»… Но когда увидит такое видео, то скажет: «Ой, как весело!», «Ой, спасибо! До встречи!». Контакт будет установлен. Такие формы взаимодействия с людьми эффективны», — считает HR-специалист.
Эзотерический подход в HR
По словам Марии Книжниковой, многие HR-менеджеры стали при поиске сотрудников применять методы нумерологии. Как пояснила эксперт, в таких случаях специалисты по дате рождения кандидата пытаются сделать выводы о его личностных качествах и способности к лидерству.
«С одной стороны смешно. Но практика показывает, что крупные компании так и работают. Многие HR-специалисты давно с этим работают, но никому не говорили об этом, потому что было стыдно. Но в 2023 году на профессиональных конференциях они стали об этом говорить», — приоткрывает завесу профессионального подхода Мария.
Адаптация персонала
Адаптацию персонала специалист советует проводить через разные другие способы взаимодействия с людьми: чтобы инструкции были не инструкциями, а гайдами, чек-листами, планерами. Чтобы распределение по зонам ответственности происходило через чат-боты, а информация подавалась с помощью нарисованной инфографики, поскольку современное поколение читать не любит.
«Я направляю помощнику свой текст, а она пишет «Ужасно, много текста». Современное поколение может двигаться, если ему показали, как из точки А попасть в точку Б». подчеркнула Мария.
Однако при этом новым сотрудникам компании должна быть предоставлена свобода действий, чтобы они могли проявить свои способности.
Анастасия Талызина