О том, какие критерии существуют при отборе заявок на выдачу грантов, как грамотно пройти все этапы подготовки к конкурсу и какие ошибки могут привести к отказу в получении средств, рассказала генеральный директор Travel Business School Анна Гуринчук в ходе форума «Развитие туризма. Дорога в будущее».
Как отметила Анна Гуринчук, самая частая проблема желающих получить грант — невнимательность. Качественные заявки могут просто не подойти под положение конкурса. То есть команда проекта изначально невнимательно ознакомилась с тем, кому грант предоставляется и какие условия необходимо выполнить.
Вся информация о гранте предоставлена в положении о порядке проведения конкурса, однако финансовый вопрос может остаться открытым даже после ознакомления. Как объяснила эксперт, в положении обычно прописано, сколько средств может получить проект: 50/50, 30/70 и т.д. Но бывает так, что предоставляемая сумма становится известна только в момент заключения договора, по контрольным точкам будут расписаны средства, которые в итоге предоставят организаторы конкурса.
«Контрольные точки будут взяты из вашей заявки. Практически в каждом гранте нужно предоставить дорожную карту, где будет понятно, когда и что будет исполняться», — прокомментировала Анна Гуринчук.
Как отметила эксперт, самый масштабный конкурс грантов в России проводит президентский фонд культурных инициатив. «Если мы говорим о фонде президентских грантов, то это НКО, бюджетные учреждения, субъекты бизнеса, включая ИП», — сказала генеральный директор Travel Business School.
Президентские гранты подойдут тем, кто создает большой проект или событийное мероприятие. Преимущество в том, что финальная сумма не ограничена — ее можно запрашивать. Однако эксперт посоветовала начать с чего-то простого, если вы подаете заявку на этот грант впервые, поскольку это самая крупная грантовая площадка в стране.
Для того чтобы подать заявку и успешно получить грант, нужно соблюдать определенные порядки. Как отметила Анна Гуринчук, у фонда президентских грантов 10 критериев, а в региональных площадках, как правило, их 7. Рассмотрим основные пункты, которые запрашивают все грантовые площадки:
— Актуальность и общественная значимость
Отсутствие актуальности может стать причиной, почему проект получит мало баллов, а общественная значимость должна быть на поверхности и четко прописана самими создателями проектами, иначе эксперты не смогут ее засчитать.
«Самая большая проблема у экспертов, что иногда нам самим приходится додумывать значимость проекта. То есть мы понимаем, что проект хороший, но если эксперт должен что-то додумать, то мы не можем поставить высокую оценку. Поэтому актуальность и социальная значимость должна быть прописана, потому что на это каждый эксперт обращает большое внимание», — объяснила спикер.
— Соответствие творческой концепции проекта и тематического направления
Здесь важна логическая связь между тем, как проект заявлен и тем, как он реализуется. Предоставленные средства должны быть обоснованно потрачены, а после нужно предоставить отчетность.
«По поводу отчетности, в грантах это не так сложно, всегда выдающие гранты органы помогают с отчетностью. Все почему-то переживают, особенно если это региональный грант, таких проблем я никогда не видела», — объяснила Анна Гуринчук.
— Реалистичность бюджета
Как отметила эксперт, площадки, предоставляющие гранты, всегда проверяют бюджет на реалистичность.
«Допустим, у вас IT-сфера и вы развиваете уникальную онлайн-площадку в туризме. И вы запрашиваете ноутбук за 150 тыс. рублей, а мы видим, что в вашем регионе можно купить ноутбук за 40 тыс. рублей. Реалистичность бюджета не появится, если не будет обоснования», — сказала генеральный директор.
— Значимость и успешность опыта заявителя и его команды
По совету Анны Гуринчук, в команду стоит набирать только тех людей, которые связаны с проектом и его направлением, команда из медийных, но профессионально не относящихся к делу людей, может только понизить ваши шансы на получение гранта. «Например, если у вас грант по туризму, у вас не должно быть в команде дизайнеров, а если хотите, то можете оставить, но в основном в команде должны быть люди, которые соответствуют направлению», — уточнила она.
— Партнерская поддержка проекта
Если к проекту не приложено никаких писем с информацией о привлечении денег на финансирование, то история воспринимается неинтересной и незначимой. Всегда должны быть партнерские письма, считает эксперт, а также все необходимые документы, разрешающие возведение проекта.
— Уникальность и творческий потенциал
— Масштаб реализации
Подавать заявку на грант, можно неограниченное количество раз, а начать Анна советует с региональной грантовой площадки, чтобы в дальнейшем получить хорошую грантовую историю.
Этапы подачи заявки:
— Ознакомление с конкурсом, на который можно подать заявку, изучение всех каналов и окончательный выбор, куда конкретно подавать. Этот этап может занять достаточно много времени.
— Изучение положения о конкурсе, чтобы понять, для чего именно предоставляется грант.
— Подготовка проекта. Это может занять 3-4 месяца.
— Сборка сопутствующих документов.
— Обеспечение своевременной доставки всех документов оператору конкурса не в последний день.
В проекте, уточнила эксперт, обязательно должно быть исследование ситуации проблемы целевой аудитории.
«Когда мы долго «варимся» в своей индустрии, для нас проблема очевидна. А для других она может быть не так видима, поэтому важно доказать, в чем именно. Не каждый регион может привлечь эксперта из его области, вам нужно доказать эксперту, что это проблема, которая требует решения», — рассказала Анна Гуринчук.
Для определения проблемы сначала проводится анализ и определение целевой аудитории (ЦА). Как отметила Анна Гуринчук, в туризме самая большая целевая аудитория — это семьи с детьми.
Также, обратила внимание эксперт, чем больше документов вы подготовите, тем проще вам будет получить грант: документы о партнерстве, финансировании и т.д.
В заявке важно излагать идеи грамотно, чтобы эксперты могли понимать, сколько человек участвует в проекте, что именно вы хотите привнести в выбранную сферу. «Например, если вы строите глэмпинг, то какую заполняемость вы видите. То, с чем мы как эксперты часто сталкиваемся, это неправильный расчет. А рассчитывать всегда нужно реалистично. Если цифры правильно расположены, это уже успех», — объяснила генеральный директор Travel Business School Анна Гуринчук.
Основным требованием к желающим подать заявку на грант является отсутствие налоговой задолженности. Даже при задолженности в 1 рубль площадка не сможет выдать грант, уточнила эксперт.
Также Анна Гуринчук отметила, что для успешного заполнения заявки и получения гранта не обязательно нанимать специалиста, вместо этого она советует самостоятельно понять все аспекты, специально для этого грантовые площадки проводят обучения и бесплатные консультации.
Анастасия Матевосова