Ставка на скорость и качество: как развивается рынок дарксторов в Краснодаре
Фото: Norma Mortenson / pexels.com

Ставка на скорость и качество: как развивается рынок дарксторов в Краснодаре

Участники рынка рассказали, с чем связана популярность дарксторов, об их основных покупателях и наиболее популярных у краснодарцев товарах, а также перспективах развития этого направления розничной торговли

С начала года свои дарксторы в Краснодаре открыли три крупных игрока. Первым на рынок пришел сервис «Самокат», который в течение года приучал потребителей к удобству. Затем с подобным предложением пришел «Озон», и в начале ноября экспресс-доставку продуктов краснодарцам предложил «Яндекс». Примечательно, что Краснодар у всех трех игроков стал начальной точкой экспансии в регионы.

Дарксторы — это мини-склады, расположенные в разных частях города, с которых курьеры привозят пользователям продукты, готовую еду и другие товары. В отличие от офлайн-­магазинов дарксторы — это помещения, которые не предназначены для посетителей. В них присутствуют директор, сборщики заказов и курьеры. Следовательно, под этот вид деятельности можно выбирать помещения, которые не находятся на первой линии, и закупать практичное оборудование, потому что нет задачи каким-либо образом делать выкладку товара для привлечения внимания клиентов. Такая модель гиперлокальной доставки в целом положительно влияет на рынок коммерческой недвижимости. Дарксторам не нужны помещения, которые подходят магазинам и сфере услуг, для них подходят места в непроходных локациях, которые могли годами до этого пустовать, в итоге оживает гиперлокальный рынок аренды, пояснили представители сервисов. Такой подход позволяет экономить на аренде помещений: даркстору требуется меньшая площадь, чем обычному продуктовому магазину. В дарксторе нет кассиров, но есть курьеры-партнеры и сборщики заказов. Подобная модель позволяет оставлять доставку в сервисе бесплатной без увеличения стоимости самих товаров.

Изначально предполагалось, что подобный сервис будет закрывать предложение магазинов у дома, предоставляя недорогие скоропортящиеся товары, но, как показывает время, потребительский спрос меняется, а запрос клиента постепенно уходит от желания купить бутылку молока и свежую булочку.

Многие связывают рост спроса на подобные сервисы с прошлогодним локдауном, который якобы приучил людей ценить время, комфорт и показал, что рутинные дела можно поручить кому-то другому. Аналитики сервиса «Самокат» не совсем согласны с данным утверждением.

«На самом деле люди всегда не любили заниматься рутиной, всегда ценили свое время и всегда хотели получать положительные эмоции. Но не у всех были инструменты, чтобы сделать свою жизнь более комфортной, наполнить ее эмоциями и делегировать кому-то надоевшие дела. И сегодня новый инструментарий в виде технологий делает более легкой жизнь большинства людей», — рассказали специалисты сервиса. 

Поэтому правильнее говорить все-таки о развитии технологий, которые позволили закрыть существовавшую потребность.

Этот факт подтверждают и цифры «Яндекса». Так, по статистическим данным компании, особенно быстрый рост наблюдается в сегменте e-grocery (с англ. «продажа товаров повседневного спроса») и FMCG (fast moving consumer goods — с англ. «товары с высокой оборачиваемостью», «товары повседневного спроса»). Они были локомотивами роста электронной коммерции в последний год — для всего рынка и «Яндекса», в частности. По итогам 2020 года e-grocery-бизнес «Яндекса» (это «Лавка», доставка еды из магазинов и FMCG «Маркета») вырос на 366% (по сравнению с 2019 годом) и компания вышла на первое место по этому показателю. 

Доля FMCG (сюда входит grocery) в ecom-бизнесе «Яндекса» в третьем квартале 2021 года составляла 37% — практически на том же уровне, что и доля электроники, в которой у «Яндекса» традиционно сильные позиции (в третьем квартале 2021 года на электронику пришлось 40 % e-com «Яндекса»). Это направление продолжает активно расти с высокой базы 2020 года: товарообоорот FMCG­вертикали e-com «Яндекса» в третьем квартале 2021 года вырос на 189 % и достиг 15,4 млрд рублей (этот показатель включает результаты «Яндекс.Лавки» в России, ретейла в «Яндекс.Еде», FMCG «Яндекс­Маркета»).

Большой потенциал e-grocery связан с тем, что проникновение онлайна в этой категории все еще на уровне 2%, а сам этот рынок по объему в разы больше того же рынка общепита, где проникновение онлайна уже 10–15 %. Особенно перспективным в сегменте доставки аналитики Infoline называют развитие экспресс­доставки — это сценарий доставки продуктов из дарксторов в короткие сроки, и эта тенденция продолжит сохраняться. 

С точки зрения пользователей, услуга экспресс-доставки продуктов с «Маркета» — это новый нативный сценарий, который поможет им заказать все необходимое — товары, продукты и другое — в режиме одного окна. «Маркет» станет единой точкой входа, чтобы закрыть все базовые потребности пользователей — это закупка продуктов в моменте и впрок. На маркетплейсе можно заказать и другие товары. Сервис разложит покупки по отдельным корзинам, например продукты — в одну, а бытовую химию и технику — в другую, и покажет сроки доставки для каждой из них. «Яндекс» ориентируется на массовую аудиторию, на старте в ассортименте дарксторов будет около 3 тыс. SKU, на следующих этапах он может вырасти в несколько раз, в том числе за счет непродовольственных товаров. 

«Уже сейчас мы видим, что жители Краснодара активно пользуются экспресс-доставкой товаров с «Маркета». FMCG-товары входят в топ-3 популярных у краснодарцев категорий наряду с электроникой и бытовой техникой, а также товарами для животных. Отсюда появление раздела «Продукты от 10 минут» увеличит частотность заказов с экспресс-доставкой», — уточнили специалисты «Яндекса».

В «Самокате» выделили три основные группы клиентов. Первая — студенты и школьники, которые обращают внимание на скидки. Вторую категорию представляют молодые мамы, у которых мало времени, но им нужны регулярные покупки свежих продуктов. Собраться самой, одеть ребенка, поехать с коляской в магазин и потом вернуться обратно — это целая история. Мамы ценят скорость и удобство сервиса доставки. И третий сегмент — потребители 40+, у которых в приоритете качество продуктов, и оно «пробивает» первичное недоверие.

Помимо удобства для конечного потребителя, даркстор положительно влияет на экономику региона. Во-первых, из-за особенностей модели работы сервисы экспресс-­доставки продуктов развивают гиперлокальный рынок аренды. Во-вторых, создают рабочие места, в-третьих, помогают в реализации товаров местных производителей. 

Если говорить о предпочтениях покупателей, то, по данным «Самоката», чаще всего жители Краснодара заказывают хлеб, огурцы, готовую еду и сладкую газированную воду. Немного реже краснодарцы покупают воду, молоко, бананы и яйца. Наибольшей популярностью среди жителей города пользуются товары местных производителей и собственной торговой марки «Самоката».

В «Яндексе» наблюдают возрастающий спрос на фермерские продукты — услуга по доставке востребована в Москве и других городах, где она уже есть. Например, в столице доля заказов с ярмарок и рынков уже составляет порядка 5% от всего ретейла «Яндекс.Еды», а с начала этого года количество заказов фермерских продуктов в «Еде» выросло в три раза. Виден большой потенциал в развитии этого сегмента в новом проекте «Яндекс.­Маркета» по экспресс-доставке продуктов. 

Доля товаров местных производителей в сервисах уже высока. Так, в «Самокате» присутствует более 30 местных брендов, а это порядка 15% всего ассортимента, и в перспективе эту долю будут увеличивать. 

Начать сотрудничество с «Самокатом» достаточно просто. Производителю нужно иметь качественный вкусный продукт, прозрачные технологии производства и обладать возможностями масштабирования. 

Значительную часть ассортимента товары местных производителей составляют и в «Яндексе». Прежде всего, это свежие продукты — молочные и мясные изделия. 

«Нам интересно сотрудничество как с крупными поставщиками, так и с небольшими локальными производителями и фермерами. Для последних в сервисе действует проект, когда они смогут встать со своей продукцией на полки дарксторов «Маркета». Если их товары будут пользоваться стабильным спросом, мы добавим их в постоянный ассортимент. Требования к поставщикам любой продукции такие же, как и в классическом ретейле: нам важно, чтобы продукция имела все необходимые сертификаты и была безопасной», — уточнили в «Яндексе». 

Кстати, в июне этого года бизнес-группа по электронной торговле и логистическим сервисам «Яндекса» подписала соглашение с Минсельхозом о создании новых каналов дистрибуции для фермерской продукции. В течение последнего года «Яндекс» также запустил ряд проектов по поддержке местных производителей и фермеров. Например, «Яндекс.Еда» уже доставляет фермерскую продукцию с ярмарок, онлайн-маркетов и рынков выходного дня в Москве, Московской области и Краснодарском крае. Продукция отечественного АПК активно продвигается и на «Яндекс.Маркете». 

Новости