В России по итогам девяти месяцев 2024 года самыми быстроразвивающимися отраслями стали сфера образования, мебельная отрасль и сегмент продуктов питания. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на исследования платформы омниканального маркетинга Calltouch, банка «Точка» и платформы онлайн-рекрутинга hh.ru.
Индекс для мебельной отрасли, включая сантехнику, освещение и товары для дома и офиса, составил 54 балла из 100. По предположениям аналитиков, одним из факторов роста стало замещение продукции ушедших зарубежных брендов российскими аналогами. Спрос на товары в этой категории также увеличился благодаря высокому интересу к недвижимости в первые шесть месяцев 2024 года. В июне перестали действовать основные льготных ипотечные программы в России, тогда банки одобрили на 39% больше жилищных кредитов по сравнению с маем 2024 года.
Издание также уточняет, что в первый год после оформления ипотеки 27% людей обращаются за потребительским кредитом. В этом контексте в третьем квартале 2024 года число обращений к мебельным компаниям возросло на 67%.
Отмечается, что на рынке активно появлялись новые участники. В III квартале 2024 года число зарегистрированных компаний выросло на 9% по сравнению с тем же периодом 2023 года, что дает производителям возможность расширить ассортимент и предложить покупателям комплексные решения для дома и офиса, пишет издание.
Тем не менее, количество вакансий от работодателей в мебельной отрасли сократилось, так, в третьем квартале 2024 года опубликовано 11,5 тыс. вакансий — на 13% меньше, чем годом ранее. При этом медианная зарплата выросла на 21% и составила 78,4 тыс. рублей.
Кроме того, в III квартале индекс здоровья в сегменте «продукты питания» составил 54 балла, что на 15 баллов выше по сравнению с 2023 годом. В этот сегмент входят продажи и производство продуктов питания и напитков. По мнению экспертов, одной из причин укрепления позиций компаний стало увеличение объемов собственного производства пищевой продукции в стране. В период с января по сентябрь 2024 года производство продуктов питания возросло на 4%, а напитков — почти на 10% по сравнению с тем же временем в прошлом году. Также на развитие отрасли влияет растущий интерес к готовой еде и полезным сладостям.
По данным экспертов, в III квартале наблюдается рост обращений в продуктовые компании на 88% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП, в этом сегменте количество компаний увеличилось на более 3 тыс. единиц по сравнению с прошлым годом и составило более 510 тыс. компаний.
Тем не менее, за год количество открытых вакансий сократилось на 12%. По предположению экспертов, этому способствовал рост популярности касс самообслуживания в крупных магазинах, а также значительное влияние маркетплейсов. В то же время медианная заработная плата возросла практически на 24% и достигла 65, 1 тыс. рублей.
В III квартале 2024 года индекс здоровья бизнеса в сфере образования составил 51 балл. Аналитики отмечают, что тренд на переобучение и смену профессии продолжает развиваться, что вызывает увеличенный интерес к курсам дополнительного профессионального образования. В течение III квартала количество обращений в образовательные учреждения возросло почти в два раза — на 99%. Растущий рынок привлекает новых участников: число регистраций увеличилось на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Руководитель направления маркетинговых исследований hh.ru Мария Игнатова, отметила, что предприниматели в сфере образовательных услуг сталкиваются с дефицитом квалифицированных специалистов. Количество вакантных мест уменьшилось на 11%. В то же время медианная зарплата составляет 64 тыс. рублей, что на 16% выше, чем год назад.