фото: rawpixel.com / freepik.com

Число франшиз в России рекордно выросло в 2024 году

Оборот рынка франчайзинга в России за 2024 год вырос на 17%

На российский рынок за 2024 год вышло более 500 новых франшиз, этот показатель стал самым большим за последние годы. На начало 2025 года количество франшиз в России превысило 3,8 тыс. Об этом сообщает «Российская газета» со ссылкой на исследование каталога Franshiza.ru.

Среди новых франшиз 95% составили российские бренды. При этом количество сетей, которые объявили о приостановке франчайзинговой программы или полностью ушли с рынка, не превысило 100. Большинство проектов, которые закрылись, относилось к сегменту розничной торговли.

Франшиза предоставляет возможность вести бизнес под именем известного бренда и использовать его готовую бизнес-модель. По итогам 2024 года оборот рынка франчайзинга увеличился на 17%, достигнув отметки в 3,72 трлн рублей.

Количество франшизных точек в России за этот же период выросло на 8%. Сегодня в сфере франчайзинга функционирует около 200 тыс. точек, включая магазины, рестораны, агентства недвижимости, пункты выдачи заказов, мини-маркеты, детские центры и медицинские лаборатории. Рост рынка франчайзинга происходит как за счет привлечения новых инвесторов, так и благодаря развитию уже существующих франшиз.

По словам руководителя каталога Franshiza.ru Анны Рождественской, растет число мультифранчайзи, которые открывают по франшизе точки нескольких брендов и работают в разных сегментах бизнеса, например, совмещая магазин одежды и небольшую кофейню.

Одним из наиболее популярных форматов франшизы является продуктовый магазин. Данная модель бизнеса помогает минимизировать затраты на старт и быстрее достичь самоокупаемости.

Российские бренды занимают 89% рынка франчайзинга, и их доля продолжает увеличиваться. Иностранные бренды практически не представлены в таких сферах, как образование, медицина, логистика и продуктовый ритейл. Однако международные компании можно встретить в сегментах общественного питания и модной индустрии (фэшн-ретейл).

Как отметил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев, франшиза продуктовых магазинов является одной из самых популярных на рынке франчайзинга среди предпринимателей. Особенно высоким спросом и перспективами обладают франшизы малого и сверхмалого форматов. Эти форматы привлекают бизнесменов благодаря невысоким затратам на старт и быстрой окупаемости. Для ритейлеров франшиза становится инструментом для ускоренного выхода в отдаленные регионы и помогает распространять стандарты федерального ретейла.

Читайте нас в социальных сетях