фото: freepik.com / freepik.com

Российские маркетплейсы пересмотрели правила для продавцов

Федеральная антимонопольная служба России получила официальные ответы российских маркетплейсов об исполнении пунктов протокола заседания Экспертного совета по развитию конкуренции в области информационных технологий. Площадки устранили практики, вызвавшие жалобы от представителей малого и среднего бизнеса. Об этом говорится на официальном сайте ФАС.

Так, маркетплейс «Вайлдберриз» 1 ноября 2025 года отменил применение индекса остатка товара, после внедрения которого предприниматели с низким индексом должны были оплачивать хранение товаров на площадке по более высокой цене, на их товары устанавливались скидки без надлежащего согласования или они вынуждены были вывезти его со складов маркетплейса. Продавцы вынуждены былли выбирать между включением товаров в автоакции и оплатой услуг хранения по завышенному тариф за каждую единицу товара.

Площадка отменила действие механизма «Конструктор тарифов», через который формировался порядок оказания допуслуг, от которых невозможно отказаться ранее установленного маркетплейсом срока, даже если предприниматели переставали быть в них заинтересованы. Компания разработала изменения оферты, описывающие порядок предоставления услуг в рамках этого механизма, касающиеся принятия и отключения опций «Конструктора тарифов», закрепления их юридического статуса и порядка изменений. Теперь условия опций этого механизма приравнены к условиям оферты.

Маркетплейс теперь будет предоставлять продавцам возможность приобретать услуги по желанию без необходимости выбора этой опции в «Конструкторе тарифов». С 18 ноября 2025 года продавцы смогут оформить услуги досрочного вывода денежных средств. В первом квартале 2026 года компания планирует внедрить услугу «Перераспределение остатков между товарами».

Компания «Озон» скорректировала правила обработки возвратов товаров, когда заказы, которые были отменены или возвращены покупателями без претензий к качеству, автоматически отправлялись на склады маркетплейса для повторной продажи. В результате предприниматели лишались возможности свободно распоряжаться своим товаром. Они не могли реализовывать его через иные каналы продаж. Кроме того, продавцы сталкивались со сложностями при вывозе своего ассортимента со складов компании. Они не могли забронировать нужно время для этого, а также оплачивали услуги хранения продукции на инфраструктуре маркетплейса неопределенное время. Компания сообщила ведомству о восстановлении прежней модели возврата товара. 

Исполнение рекомендаций Экспертного совета по развитию конкуренции в области информационных технологий позволит маркетплейсам учитывать ценовую политику представителей малого и среднего предпринимательства.

Напомним, в начале октября 2025 года сообщалось, что ФАС России приступает к разработке законопроектов, направленных на регулирование деятельности маркетплейсов, с целью защиты конкуренции на рынке онлайн-торговли.

Читайте нас в социальных сетях