Это инициатива, которая выходит далеко за рамки проведения отдельных мероприятий. Проект стал системной трансформацией образовательной среды целой республики, где современные технологии, новые методики и наставничество объединяются в единую работающую экосистему, формируя будущее для десятков тысяч школьников.
От диалога с педагогами к большим изменениям
Первые шаги будущего проекта были сделаны в феврале 2025 года, когда команда АНО «ФИРОН» приняла участие в форуме на базе Центра знаний «Машук». Там проходили обучение 150 педагогов из Абхазии, и именно их истории, вопросы и откровенные разговоры обозначили реальный масштаб потребностей. Школам остро не хватает современной инфраструктуры, методических материалов, цифровых инструментов и, что очень важно, подготовленных педагогов. Требовалась системная, длительная и хорошо спроектированная работа.
После форума были получены заявки от 149 школ Республики Абхазия, которые подтвердили: им необходимы оборудование, методическая поддержка, обучение и наставничество, чтобы технологии стали частью учебного процесса. Так родился проект «Школьные Лаборатории. Абхазия», ориентированный на устойчивые системные изменения в работе абхазских школ.

Технологии, методики, наставничество: комплексный подход
Проект охватывает почти всю образовательную карту республики, создавая новую, современную среду в школах. Сегодня в Абхазии уже сформирована инфраструктура, которая кардинально расширяет возможности учебного процесса:
- 97 компьютерных классов
- 33 кабинета естественно-научных технологий
- 10 лабораторий цифрового искусства и прототипирования
- 8 кабинетов БПЛА
- 1 кабинет робототехники
- Отдел образования Очамчырского района Республики Абхазия
Это уникальный случай, когда сразу 149 школ получают доступ к современному цифровому оборудованию, которое можно использовать в учебном процессе каждый день.
Но очевидно, что инфраструктура – это лишь половина успеха. Бессмысленно просто привезти компьютеры и принтеры. Нужно научить работать с ними. Поэтому проект включает в себя серьезный методический блок:
- видеокурсы и текстовые инструкции для учителей,
- регулярные консультации технических специалистов,
- систему наставничества,
- материалы по медиабезопасности и цифровой грамотности,
Таким образом, педагоги получили не просто оборудование, а готовые инструменты для преподавания современных дисциплин.

История, творчество и память как часть образования будущего
Образование и будущее невозможно без знания прошлого.
Поэтому проект «Школьные лаборатории. Абхазия» не только про технологии. Он помогает создать и укрепить уважение к наследию и понимание своей истории.
Для этого в были реализованы:
- передвижные патриотические выставки «След в истории» в 152 школах и в Министерстве Просвещения Абхазии,
- 10 патриотических муралов «История в красках». Эти художественные росписи – неотъемлемая часть школьной среды и важный элемент воспитательной работы,
- комиксы по исторической памяти – прекрасный дополнительный формат донесения информации к патриотическими муралам и выставке, которые знакомят школьников с подвигами героев и формируют уважение к историческому наследию,
- интерактивная игра-пазл «Памятники Абхазии», созданная совместно с платформой Подвиг.РФ.
Почти 10 000 школьников прошли через выставки, лекции и творческие занятия, изучая историю через реальные судьбы людей, а не только через учебники.

Фестиваль «На волне знаний»
Одним из центральных событий проекта стал фестиваль научно-технического творчества «На волне знаний», который прошёл 4 ноября в Адлере.
От Министерства просвещения Республики Абхазия на фестиваль было направлено 100 человек: школьники и педагоги.
Фестиваль стал мощным источником вдохновения: ребята работали в командах, пробовали себя в химических и технических мастер-классах, участвовали в научном квизе и посетили Механический музей Леонардо да Винчи в Сочи.
Мероприятие потребовало серьёзной подготовки, и результат полностью оправдал ожидания: дети и педагоги с большим интересом погружались в практическую работу, открывая для себя мир современных технологий и науки.
Фестиваль стал важным шагом в развитии научно-технических компетенций молодёжи Абхазии.

Обучение, которое продолжается
По запросам школ АНО «ФИРОН» дополнила проект масштабной образовательной программой. Для педагогов и учащихся были разработаны тренинги по современным компетенциям, видеокурс о навыках проектного мышления и участия в молодёжных инициативах, а также знакомство с российскими возможностями для талантливой молодёжи.
В рамках этих активностей 356 школьников прошли очные интенсивы в семи районах республики, получив практические навыки, которые помогут им участвовать в проектах, инициативах и конкурсах нового уровня.
Дополнительно по запросу было организовано выездное обучение педагогов по работе с 3D-принтерами в формате интенсива, чтобы наглядно продемонстрировать работу устройств и на примерах разобраться в работе 3D-принтеров.
Проект для будущего
Проект «Школьные лаборатории. Абхазия» стал примером того, как должна выглядеть современная образовательная политика: комплексно, масштабно, системно, с уважением к людям и их запросам.
Были созданы не просто новые классы и кабинеты, а устойчивые условия, которые будут работать долгие годы и давать результат каждый день.
Уже более 10 000 школьников учатся на современном оборудовании, осваивают цифровые и инженерные навыки, необходимые в сегодняшнем мире.
Это проект про будущее, про возможность для каждого ребёнка, вне зависимости от района и школы, получить доступ к технологиям, расширять горизонты и становиться частью большой страны возможностей.
Проект реализован АНО «ФИРОН» при поддержке Фонда президентских грантов, и его масштаб показывает: когда объединяются профессиональная команда и государственная поддержка, результаты способны менять жизнь целого поколения.
Реклама, АНО «Фирон», firon.org, 6+
erid: 2SDnjdRMNum