«Деловая газета. Юг» продолжает тему семейного бизнеса и представляет историю молодого ростовчанина, еще четверокурсника, который не побоялся и взял в свои руки одно из направлений отцовского бизнеса – производство и оптовую торговлю натуральными и синтетическими мочалками для тела, отличающимися разной степенью жесткости, своим цветом и формой.
Владелец торговой марки BODY TEX Вячеслав Григорьев в декабре 2023 года стал победителем конкурса «Твое дело». Молодой предприниматель России» в номинации «Международный бизнес», успешно пройдя несколько этапов испытаний и финальную защиту проекта. И понятно почему: молодой бизнесмен наладил поставки своей продукции более 80 оптовым клиентам в различные города России, а также в Армению, Азербайджан, Кыргызстан и Казахстан. Благодаря цепочке оптовых поставок товара, ростовские изделия были представлены даже в магазинах на Курильских островах.
Вячеслав рассказал «Деловой газете. Юг», какое значение имел семейный бизнес для его становления, зачем производителю мочалок знать «Фотошоп» и «Иллюстратор», как происходит тестирование новых изделий, и кто сегодня покупает мочалки российского производства.
Выбрал направление отцовского бизнеса
— Мочалки для тела… Довольно необычное для молодого человека занятие. Гораздо привычнее сейчас, когда молодые люди открывают модную кофейню или барбершоп… Как вы нашли для себя такой «продукт»?
— В 2017 году я окончил школу, и у меня не было планов куда-то либо поступать. На тот момент я считал, что высшее образование не так важно. Я тогда думал, что получить какую-либо профессию и потом работать просто за оклад – это значит просто-напросто загнать себя в угол и не видеть всего того, что происходит в мире вокруг тебя.
![](https://www.dg-yug.ru/wp-content/uploads/photo_2024-02-14_20-46-06-optimized.jpg)
Сейчас я понимаю, что ошибался. Высшее образование — одна из самых важных вещей в жизни каждого человека. Сейчас я являюсь студентом четвертого курса Ростовского государственного экономического университета и иду на красный диплом. Но тогда у меня такого мнения не было.
Мои родители практически всю свою жизнь занимались бизнесом: перепродажами, производством и выпуском продукции. Одним словом, у них довольно богатый предпринимательский бэкграунд. К слову, они до сих пор занимаются бизнесом, и довольно успешно. Поэтому я и решил пойти по их стопам: попробовав себя в разных направлениях отцовского бизнеса, я выбрал для себя небольшое подразделение — мочалки для тела.
— С чего вы начали? Насколько быстро затея с мочалками себя оправдала?
— Мы перепаковывали под собственную торговую марку и перепродавали мочалки теперь уже нынешних наших конкурентов. Тогда речь шла о минимальных объемах, прибыль исчислялась хорошо если десятками тысяч рублей. Может, 10, 20, 30 тысяч в месяц прибыли — это уже был очень хороший показатель. То есть это была не совсем убыточная ниша, но приносящая мало дохода.
С 2019 года я начал наращивать клиентскую базу. Однажды, посчитав издержки, переменные, постоянные и себестоимость продукции, в один момент пришел к выводу, что в этой нише довольно высокая маржинальность — производить мочалки оказалось довольно выгодно.
Среднего класса не было
— Но останавливаться на перепродажах вы не стали?
— Да, в начале 2019 года я приобрел свое первое оборудование – однофонтурный круговязальный автомат. Сейчас их у нас уже шесть, а через пару недель мы запустим седьмой автомат. Так стартовало наше производство, где круговязальное оборудование стало «сердцем организации». Далее последовала закупка швейных машин и упаковочного оборудования.
— Чем вас не устраивали существующие на тот момент на рынке мочалки? Чем вы тогда хотели удивить покупателей?
— На тот момент рынок был наполнен мочалками только двух видов — либо низкого ценового сегмента, либо высокого ценового сегмента, а вот среднего ничего не было представлено. Поэтому я выбрал средний сегмент рынка — мочалки по доступной цене, но довольно хорошего качества.
![](https://www.dg-yug.ru/wp-content/uploads/photo_2024-02-14_20-46-36-optimized.jpg)
Это решение помогло мне расти, развиваться, масштабироваться на российском рынке – дело пошло довольно неплохо. Сейчас мы выпускаем 28 видов продукции и скоро добавим еще более 15 видов. Если считать все модификации, то выйдет за 300-350. Цены на наши изделия колеблются от 38 до 93 рублей.
— Сегодня многие покупают круглые сетчатые мочалки. Не составляют ли такие изделия конкуренцию вашим?
— Круглые мочалки из сетки в России мало кто их производит, в основном идет импорт из Китая. Но в последнее время их продажи сокращаются — мы это видим. Круглые мочалки — это отдельный сегмент, у них есть своя клиентская база, длинные мочалки с ручками — это уже другой сегмент. Я выпускаю мочалки разных форм и цветов, в каталоге вы найдете не только длинные с ручками, но и мочалку-кубик, мочалку-звезду. На мой сегмент мочалок тоже есть свой клиент, и он шире, чем по сетчатым мочалкам.
Учиться торговому делу и изучать вязальное оборудование
— Вы сказали, высшее образование стало важным для вас? Насколько пригодились получаемые в университете знания?
— Я поступил в Ростовский государственный экономический университет и на первом курсе учился на факультете менеджмента и предпринимательства. Но потом я понял, что те знания, которыми там дают — довольно слабы. Даже ели я их получу, то в будущем мало куда смогу применить.
Поэтому я перешел на факультет торгового дела, на специальность «Управление бизнесом в сфере торговли». Это то, что мне действительно важно знать. Очень много вещей, которые я там дополнительно получаю, я применяю в бизнесе. Что, конечно, дают и такого, чему я научился, самостоятельно «изобретая велосипед», то есть на своем опыте.
— Какими навыками нужно обладать начинающему производителю мочалок?
— Я довольно хорошо разбираюсь во всех видах вязального оборудования — пусть это будут вязальные, ткацкие автоматы… Любое оборудование, которое сейчас есть в России, я могу с закрытыми глазами довольно просто разобрать, собрать и настроить. В России таких очень мало людей.
В Подмосковье есть университет, который обучает знаниям в легкой промышленности. Но увы, он не широко известен — каждый год там выпускается довольно малое количество специалистов. Как правило, после учебы они находят себе рабочее место, потому что российской легкой промышленности нужны люди. Но в основном предприятия сами уже обучают своих сотрудников.
— Потребовалось ли вам знание графических программ?
— На первоначальных этапах я не мог найти сотрудников, которые могли бы выполнять моделирование продукции. Мне пришлось самостоятельно научиться довольно многому, например, изучить основы 3D-печати и 3D-дизайна. Еще я освоил такие программы как «Фотошоп» и «Иллюстратор» — то есть векторные и растровые виды графики.
Также пришлось изучить монтаж видео. Одним словом, много вещей, косвенно связанных с бизнесом. Сейчас же эта работа отдана на аутсорсинг, что значительно облегчило мою работ – теперь я занимаюсь управленческими решениями.
Полипропиленовые или натуральные?
— Из каких материалов производятся ваши мочалки? Какие изделия выбирают покупатели — натуральные и синтетические?
— В основном мы производим изделия не из натуральных материалов. Да, сейчас тенденция идет на натуральную продукцию, но все равно преимущественно продаются именно полипропиленовые мочалки. Почему? Полипропиленовые мочалки долговечные — они не подтверждены воздействию влаги. Они абсолютно гипоаллергенные — есть вся сертификация, которая это подтверждает.
![](https://www.dg-yug.ru/wp-content/uploads/photo_2024-02-14_20-46-22-optimized.jpg)
Если мы будем сравнивать, то натуральные мочалки нужно постоянно просушивать, иначе она может сгнить. Натуральная мочалка имеет такое свойство впитывать огромное количество воды, поэтому она может достигать до килограмма веса – не многим это нравится. Из натуральной мочалки довольно сложно вымывается пена. Поэтому-то натуральный вариант – на любителя, это не очень широкая ниша в России. Но она потихонечку развивается, и мы в эту сторону тоже смотрим — наращиваем наоборот по выпуску натуральной продукции.
Люди и деньги
— Сколько человек сейчас работает в вашей компании? Кто и чем занимается на производстве?
— На данный момент в штате у нас восемь сотрудников: оператор автоматов один, два упаковщика и пять швей. Оператор следит за тем, чтобы автоматы работали без перебоев. Швеи собирают и шьют мочалки. Кладовщики и упаковщики упаковывает готовую продукцию, маркируют и готовят к отправке. На аутсорсинг отданы бухгалтерские, логические и юридические услуги. Я занимаюсь управлением всей системой и закупкой сырья, а также налаживанием связей с клиентами.
![](https://www.dg-yug.ru/wp-content/uploads/photo_2024-02-14_22-32-03-edited-optimized.jpg)
— Каков был стартовый капитал вашего производства?
— Стартовый капитал можно оценить в 60 тысяч рублей. Начиная с перепродаж, всю получаемую прибыль я вкладывал в инвестирование собственного бизнеса. Так мне удалось накопить на первое вязальное оборудование и на швейную машину. Уже на протяжении пяти лет основную часть заработных средств я направляю опять в развитие бизнеса.
— Сколько средств уже было вложено в производство?
— На данный момент вложения составляют в районе 3-4 миллионов рублей. По современным расценкам рыночная стоимость приобретенного оборудования составила бы около 7 миллионов рублей.
Тестирование на друзьях
— Как происходит тестирование новых изделий? И как вы исследуете вой рынок?
— Раз в месяц мы проводим исследования, когда хотим протестировать идею или понять, насколько хорош наш продукт. Мы собираем людей разных возрастных категорий от 18 до 70 лет – это наша целевая аудитория (80% из них — женщины) – и задаем различные вопросы: был бы такой товар интересен или неинтересен, какие им расцветки нравятся…
![](https://www.dg-yug.ru/wp-content/uploads/photo_2024-02-14_20-45-45-edited-optimized.jpg)
Также мы проводим различные фокус-группы, в основном это наши друзья и знакомые, которые отвечают всегда честно. Структурированная критика только приветствуется. Мы раздаем пилотные варианты продукции, и респоденты ими используются, после чего называют минусы и плюсы изделий, советуют что-то изменить.
Плюс мы проводим исследования на базе наших компаний. Мы работаем через b2b-продажу, потому что произвести хороший продукт — это одно дело, а другое — этот хороший продукт упаковать, промаркировать, доставить на распределительный центр или на склад маркетплейса в хорошей сохранности. Поэтому-то мы собираем обратную связь с b2b-клиентов, чтобы оптимизировать рассылку и сбор заказов.
Кроме того, мы следим за тенденциями: оказывается, в последнее время очень хорошо продаются мочалки в черных и серых тонах — в последнее время стало модным отделывать ванные комнаты плиткой в темных и серых цветах. Черная мочалка обладателям таких интерьеров подойдет куда ближе. Также мы пришли к тому, что для военнослужащих нужно разрабатывать свои мочалки — в новых цветах. У нас даже есть рабочее название — «Камуфляжная серия», выполненная в черных, коричневых, фиолетовых и зеленых цветах.
Редакция «Деловой газеты. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловой газеты. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О необходимости поддерживать отечественные бренды и способствовать их продвижению на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа, ранее заявлял президент России Владимир Путин. Он отмечал, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.
Информационный обзор редакции
Анастасия Талызина, Дарья Коробская