Вековая недвижимость: сколько стоят и кому принадлежат екатеринодарские особняки

Сайт «ДГ. Юг» выяснял, сколько стоят, и кто владеет историческими зданиями в центре Краснодара, которые и спустя век после постройки продолжают оставаться элитной недвижимостью

Старый центр Краснодара – это дошедшие до наших дней общественные и частные здания, построенные на рубеже 19 и 20 веков. От более древних времен сохранились лишь единичные дома. Сайт «Деловая газета.Юг» решил выяснить, кто владеет старинными особняками в центре города и во сколько эти дома сегодня оцениваются. 

В управлении госохраны объектов культурного наследия Краснодарского края сообщили,  что определить процент исторических домов, находящихся в частной собственности, достаточно проблематично. Законодательство не ограничивает круг лиц, которым могут принадлежать такие здания. Владельцы памятников полномочны самостоятельно ими распоряжаться при условии обеспечения сохранности. Кроме того, в Краснодаре имеется достаточно большое количество зданий, отдельные помещения в которых находятся в различной форме собственности: федеральной, краевой, муниципальной, частной. Полностью либо частично в частной собственности находится около половины зданий города, являющихся объектами культурного наследия.

В управлении напомнили, что в обязанности владельцев исторических домой входит содержание их в должном техническом состоянии. Административные органы следят за этим и в случае выявления нарушений могут накладывать штрафы, а в крайних случаях — изъять недвижимость у нерадивых владельцев. Впрочем, последнее – мера исключительная и применялась только раз. Речь идет о доме архитектора Косякина по улице имени Н.И. Кондратенко,13.

Дом «Фомы неверующего» 

В Краснодаре в конце 2020 года выставили на продажу объект культурного наследия жилой дом присяжного поверенного Ялового (ул. Пушкина, 43), который находится в частной собственности. Объявление разместили на сайте «Авито», старинный особняк в ста метрах от памятника Екатерине Второй хозяева оценили в 350 млн рублей. Площадь двухэтажного дома – 520 кв. м., площадь участка – 10 соток. По данным источников, продажа здания — результат развода и раздела имущества хозяев элитной недвижимости — экс-директора художественного музея им Ф.А. Коваленко, поэтессы Юлии Салошенко и главы Приморско-Ахтарского района Кубани Максима Бондаренко. В объявлении было указано, что в доме есть две гостиных — одна с роялем, другая с изразцовой голландской печью, лестница из древесного массива, бильярдная, сауна, бассейн, гараж на три автомобиля и сад с беседкой. В настоящее время объявление снято с публикации.

фото Екатерины Луценко
фото Екатерины Луценко
Кто спроектировал и построил дом Ялового, мы не знаем, также, как и год его постройки. Однако история самого владельца известна. Яловой был нотариусом и депутатом городской думы. В политических кругах Екатеринодара он получил прозвище «Фома неверующий». Он сомневался в правильности всех решений, которые выносила гордума. Часто в местных газетах публиковались материалы, рассчитанные главным образом на одного читателя – Ялового. Так отдельные фракции пытались склонить его на свою сторону, разъясняя свою позицию по тем или иным вопросам. Яловой был человеком состоятельным, увлекался фотографией, владел одним из первых в Екатеринодаре автомобилем и, как ни странно, финансировал революционеров. Заигрывания с эсерами закончились в 1918 году. Антон Яловой быстро понял, к чему приведет разгорающаяся в России гражданская война, продал, что получилось, и уехал из страны навсегда. Дальше его следы теряются.

Особняк архитектора триумфальной арки 

Помимо дома Ялова в непосредственной близости от Екатерининской площади находится особняк архитектора Филиппова, расположенный по адресу: улица Постовая, 24.  Василий Филиппов – один из самых популярных архитекторов города конца 19 — начала 20 веков. Он спроектировал и построил очень много объектов. Не все из его творений сохранились, но даже то, что осталось, впечатляет. Это знаковые для города строения: триумфальная арка, обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска, епархиальное женское училище (ныне здание медуниверситета), офис общества взаимного кредита (ныне здание Госбанка возле Музыкального театра).

фото Екатерины Луценко
фото Екатерины Луценко
Особняк Василия Филиппова является объектом культурного наследия, это красивый дом у собора Александра Невского. Когда-то в нем располагалась художественная школа. Потом она съехала, а прозрачный забор закрыли железными листами. По слухам, в последние годы это место было резиденцией покойного митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора. Слухи не противоречат документам, по данным управления архитектуры Краснодара, официально домом владеет Государственное казенное учреждение по эксплуатации и содержанию административных зданий администрации Краснодарского края. Кому и под какие нужды это здание предоставляют, не указано. Здесь поле для догадок.

Реконструкция большевистского штаба

Рядом с особняком Ялового возвышается доходный дом Акулова (улица Красная, 6). Филипп Матвеевич Акулов – последний городской голова Екатеринодара. Он был отставным прапорщиком, сколотившим состояние на строительных подрядах. Акулов всегда оказывался в нужное время в нужном месте. Он поставлял стройматериалы на самые громкие стройки города, включая атаманский дворец. Кроме того, страстно увлекаясь охотой, он организовывал выезды в лес для приезжающих на Кубань высших лиц. Сам Акулов жил в другом доме по улице Мира в районе вокзала, а этот сдавал. Он активно участвовал в общественной жизни города, избирался в гордуму, боролся за должность городского головы. Но в политической борьбе его всегда обходили более удачливые конкуренты. Своего Акулов добился только осенью 1919 года. Он стал городским головой Екатеринодара. Но инфраструктура была разрушена гражданской войной, деньги обесценились, и сделать что-либо полезное для города в такой ситуации не представлялось возможным. К тому же вскоре белых вытеснили из города красные, и началась совсем другая история, в которой уже не было места людям старого мира. В доме по Красной в разное время жили врач Очаповский и будущий атаман Кубанского казачьего войска в эмиграции Науменко, а во время гражданской войны здесь находился штаб красных. 

Фото Екатерины Луценко
Фото Екатерины Луценко
Сейчас дом пустует. Несколько лет назад в нем размещался арбитражный суд, который переехал в новое здание. Ходили разговоры, что этот дом передадут библиотеке им. Пушкина, но он так и стоит бесхозным. По документам это здание числится в муниципальной собственности, недавно мэрия объявила о планах по его реставрации. По поводу будущего назначения этого дома конкретики пока нет.

Клад семьи Тарасовых

Дом братьев Тарасовых на перекрестке улиц Красной и Горького (улица Красная,79) был одним из модных мест Екатеринодара начала 20 века. Сами владельцы жили на втором этаже, часть помещений сдавали в аренду. Пару комнат, к примеру, снимал купец Агаджанов — отец Нины Агаджановой, будущей сценаристки фильма «Броненосец «Потемкин». На первом этаже находился текстильный магазин Тарасовых. Здесь можно было купить ткани модных расцветок, а потом отдать их модистке на платье. Готовую одежду Тарасовы начали продавать только перед Первой мировой войной. До этого приходилось шить самим или прибегать к услугам портных. Швейная машинка стояла в каждом третьем доме, а профессиональный портной был как минимум один на квартал. Тарасовы первыми в Екатеринодаре занялись активным маркетингом — устраивали распродажи, вводили скидки на различные товары. У их магазина частенько можно было увидеть очереди.

Фото Екатерины Луценко
Фото Екатерины Луценко
После революции семья эмигрировала. Из этой династии вышел французский писатель Анри Труайя, урожденный Лев Тарасов. В мемуарах он писал, что отец вывез из России только небольшой мешочек с бриллиантами, которые семья распродавала постепенно в течение пятнадцати лет. Их хватило до того момента, пока подросли дети и начали зарабатывать сами. Жила семья очень скромно. Эти обстоятельства породили слухи о кладе Тарасовых, который якобы хранится в их доме на Красной. Это большое здание долгое время принадлежало минобороны РФ. Военные из него съехали несколько лет назад. Сейчас оно пустует. Прохожие на Красной часто видят по вечерам свет в одном из окон второго этажа, что породило слухи о том, что кто-то активно ищет клад Тарасовых в пустующем доме.  

В документах на этот дом значится, что в 2008 году утвержден проект работ по созданию здесь административно-гостиничного комплекса. Дата начала работ не указана.

Дом, к которому запрещено подходить

Еще один знаковый для Краснодара особняк — дом Фотиади на углу улиц Коммунаров и Ленина (улица Ленина, 53). Его построил в 1912 году табачный магнат, грек Фотиади. Стены дома украшены лепниной с видами Афин. Проектировал особняк архитектор Александр Козлов. Он построил в городе много красивых зданий: зеленый павильон (бывшая гостиницы «Централь») на углу улиц Красной и Гимназической, зимний театр (нынешняя филармония, сейчас она перестроена и полностью потеряла дореволюционный вид), доходный дом Акулова, о котором мы писали выше, водоэлектролечебница напротив Городского сада и т.д.

В 1919 году в доме Фотиади жил командующий белой гвардии генерал Деникин. Тут родилась его дочь Марина. По началу после въезда главнокомандующего все выглядело по-прежнему. Но, когда в окно детской влетела случайная пуля, контрразведка взяла дом под усиленный контроль. Прохожим не только не разрешалось останавливаться под окнами, но даже ходить по этой стороне улицы. Идя по Соборной (дореволюционное название улицы Ленина), у дома Фотиади нужно было обязательно перейти дорогу. За этим следил патруль. Если какой-нибудь зазевавшийся пешеход не выполнял это предписание, то он быстро оказывался в подвале контразведки белой армии, и его начинали допрашивать, какой теракт он замысли против главнокомандующего.

Фото Екатерины Луценко
Фото Екатерины Луценко
Краснодарский журналист и писатель Владимир Рунов в книге «Дом на Соборной» писал, что в советское время местные функционеры порастащили себе на дачи всю обстановку квартиры Деникина. Один чиновник даже мраморную ванну выломал и вывез.

По документам здание принадлежит творческому объединению «Премьера» им. Л. Г. Гатова. Еще лет десять назад в этом доме ТО «Премьера» проводила пышные новогодние елки, какие до революции в Екатеринодаре устраивали крупные меценаты. Сейчас здание внешне пустует, особняк окружает непрозрачный забор, скрывающий красоту самого дома, украшенного богатой лепниной, что редкость для Краснодара. 

По данным управления Госохраны объектов культурного наследия, особняки Филиппова, Ялового, Тарасовых и Фотиади находятся в удовлетворительном состоянии и не требуют проведения работ по сохранению. А вот дом Акулова в целом находится в удовлетворительном состоянии, однако требует проведения работ по ремонту фасада. 

Офисная недвижимость и представительная резиденция

По словам старшего эксперта департамента коммерческой недвижимости агентства «Аякс» Евгения Рубец, однозначно сказать, сколько могут стоить данные особняки невозможно. 

«Объекты действительно уникальные. Дом Архитектора Филиппова, дом Ялового, дом Фотиади могут использоваться в качестве жилого дома или скорее представительной резиденции.  Спрос на такие объекты есть. Предложений очень мало. Стоит отметить, что техническое состояние некоторых оставляет желать лучшего, особенно это касается дома Фотиади. Реконструкция таких объектов обходится намного дороже строительства «с нуля» и жестко регламентируется законодательством», — сказал эксперт.

Он добавил, что дом братьев Тарасовых и доходный дом Акулова можно отнести к сегменту офисной недвижимости. По его мнению, такое использование объектов будет наиболее рациональным в силу планировочного решения. «Стоимость их будет ближе к рыночной, так как уникальность в таких объектах ценится меньше, чем в особняках.  Здания подобные дому братьев Тарасовых и дому Акулова были проданы в районе 45 – 55 тысяч рублей за кв. м. Конечно, состояние сильно влияет на стоимость. Реконструкция таких объектов может стоить и 60 тысяч рублей за кв. м, если необходимы работы с фундаментом и несущими конструкциями», — отметил Евгений Рубец.  

Цены на купеческие дома и особняки, по его словам, начинаются от 100 тыс. рублей за кв. м и могут достигать 500 тыс. рублей за кв. м  в зависимости от состояния, места и территории.

Старые особняки в центре города – это не только вековая недвижимость, которая не теряет в цене. Они обладают еще и нематериальной ценностью — историями своих владельцев. А эти истории, в свою очередь, формируют городскую мифологию. Так старинные дома становятся частью живого современного города. 

«ДГ. Юг» благодарит главного архитектора Краснодара Наталью Машталир за предоставленную информацию о нынешних владельцах исторических зданий.


Новости