Курсы валют
74.43
88.93

Не быстрые деньги: художник-керамист Татьяна Солодовникова о ремесле и заработке на искусстве

09.02.2021 10:15
Художник Татьяна Солодовникова рассказала сайту «Деловая газета. Юг», как начала заниматься керамикой, сколько стоит открыть свою мастерскую и можно ли творчеством зарабатывать на жизнь
Читайте нас на Яндекс.Новости

Жительница Краснодара Татьяна Солодовникова начала работать с глиной чуть более пяти лет назад. За это время девушка успела открыть студию, наладить сотрудничество с ресторанами и дизайнерами и выработать свой собственный стиль.

«Впервые с материалом столкнулась в 2015 году, когда еще работала декоратором. Тогда меня осенило, что я могу создавать предметы интерьера своими руками. Решила, что просто нужно брать и пробовать, нашла мастер-класс, после него и поняла, что это точно мое, и я хочу заниматься этим профессионально», - рассказывает Татьяна Солодовникова.

После мастер-класса девушка приобрела гончарный круг, на котором начала практиковать свои навыки дома. В 2016 году она сняла помещение, приобрела печь, и стала полноценно работать. «Сегодня это является моей основной деятельностью, ничем другим я больше не занимаюсь. Но все это, конечно, продолжаю совмещать с материнством», - отметила художница.

По словам Татьяны Солодовниковой, работа с глиной требует значительных вложений. Для оборудования студии нужны круг, печь, стол, стеллажи, также необходимо закупить материалы. Такой минимальный набор обойдется в полмиллиона рублей. Конкретная стоимость будет зависеть от выбранного оборудования.

Художница отметила, что этому ремеслу она отдается полностью, не ожидая взамен быстрых денег. «Работа с глиной требует полного погружения. И, даже если ты много не заработал, у тебя не остается времени на другую работу. И тут приходится выбирать. Конечно, богатой я пока не стала, но мне хватает на расходы по студии и немного себе. Хочется больше, но последние годы я работала не очень стабильно, поэтому и заработок был небольшой. Есть прекрасные примеры керамических мастерских, которые нацелены на вещи развлекательного характера – мастер-классы, обучение, они зарабатывают достаточно хорошие деньги. Я пошла другим путем», - сказала Татьяна Солодовникова.

фото Анна Кокарева

фото Анна Кокарева

В своей студии она также пробовала проводить мастер-классы, но поняла, что это занятие ей не по душе.  «Мне самой местами не хватает знаний, хочется углубиться в работу, развить себя как художника и мастера. Совмещать было очень сложно, мастер-классы, отнимают очень много времени, на личное развитие его не остается», - поделилась художница.

Татьяна Солодовникова обучалась мастерству самостоятельно, в течение первых двух лет. Первые два года она изготавливала различную посуду и бралась лишь за небольшие заказы. В тот же период успела наладить сотрудничество с некоторыми ресторанами.  «В 2017 году я поняла, что посуда – это абсолютно не мое, и что я хочу больше развиваться в направлении интерьерной или художественной керамики. Мне интересно делать какие-то большие объекты, нефункциональные предметы», - отметила Татьяна Солодовникова.

Когда художница ушла в декретный отпуск, то большую часть времени посвятила изучению различных техник, теории гончарного ремесла и искусства в целом. По словам Татьяны Солодовниковой, только в последний год она приняла решение, что именно хочет создавать и показывать людям. «Пока я ощущаю себя еще в начале пути, хотя прошло пять лет. По меркам керамики – это мало, очень многое приходится изучать, пробовать, набивать руку, накапливать опыт», - поделилась мастер.

фото Анна Кокарева

фото Анна Кокарева

Создавая изделия из керамики, она ищет вдохновение в самой себе и художниках прошлого века.  «Первое – это внутреннее состояние, переживания. Округлые формы у меня появились, как своеобразная попытка сгладить углы своей жизни, принести гармонию. Поскольку такие формы, повторяющие природные линии, заложены в нас, они отзываются в каждом, вызывают успокоение. Может быть, это я так нахожу для себя. С другой стороны, увлечение искусством 20 века. В особенности – пятидесятыми годами, когда творили в стиле абстрактной органической скульптуры такие художники, как Генри Мур, Жоан Миро, Барабара Хепуорт. Читая о них, я увлеклась этим стилем, их философией, это тоже находит отражение в моих работах», - пояснила художница.

Для своих ваз и скульптур Татьяна Солодовникова предпочитает использовать спокойные природные цвета, натуральные и приглушенные оттенки. 

«Мне нравится глина сама по себе. Зачастую, мне даже не хочется ничем ее покрывать, просто нравится материал и хочется показать красоту глины, особенно терракотовой. Это один из любимых цветов в последнее время. Поэтому сейчас больше работаю с терракотом, чем со светлыми оттенками глины», - рассказала Татьяна Солодовникова. 

На изготовление своих изделий художница тратит от полутора недель до нескольких месяцев. Конкретный срок будет зависеть от вида изделия. Лепка занимает один день. Следующие несколько дней изделия сохнут, обычно это длится до четырех дней, но все опять же зависит от того, какое изделие изготавливается, и какая глина используется. Иногда очень важна медленная сушка, чтобы изделие равномерно высохло и не растрескалось. Затем происходит обжиг. Вместе с остыванием печи он может занимать сутки и больше. После этого изделие глазуруют и отправляют на еще один обжиг, который с остыванием печки может занимать до двух суток. 

фото Анна Кокарева

фото Анна Кокарева

«Естественно, я делаю всегда несколько предметов параллельно, ни один предмет в один день, хотя бывает и такое. Все свои изделия я делаю в технике ручной лепки, наращиваю форму жгутами, либо использую пласты, кругом я перестала пользоваться. За ним я бываю только иногда, когда бывает необходимость обтачивать донышки», - пояснила художница.

В основном она продает готовые вазы и скульптуры, по заказу работает очень редко, а если это и случается, то изделия мастер изготавливает в своем стиле - с органичными формами и плавными линиями.

Свои изделия художница продает через Инстаграм. Самой лучшей рекламой она считает сарафанное радио. «Мне кажется, это самая лучшая реклама, когда один человек рассказывает о тебе или выкладывает в соцсетях твои работы. Это находит отклик у людей, и они мне пишут с предложениями или с желанием приобрести работу», - отметила Татьяна Солодовникова.

Покупателями ее изделий, по словам девушки, являются совершенно разные люди, которые ценят художественную керамику. Кроме того, к ней часто обращаются дизайнеры интерьера, художница предоставляет им свои вазы и скульптуры для съемок.

Повышение спроса на изделия ручной работы в последние годы Татьяна Солодовникова объясняет потребностью людей окружить себя чем-то уникальным, особенным, предметом с историей и лицом. «Возможно, люди устали от безликих вещей. Наверное, связано это и с изменениями в мире. Ценности меняются, в последнее время часто говорят об экологии, осознанности, осознанном потреблении. Возможно, в связи с этим появилась такая направленность – брать меньше, но действительно что-то стоящее. Тем более керамика сейчас становится трендом в России. Во всем мире она стала более популярна немного пораньше. Помимо этого, мне кажется, что не только керамика сейчас в тренде, ремесла в принципе возрождаются, и видимо, у людей есть потребность в каком-то заземлении, потому что вокруг очень много информации, шума, суеты», - рассуждает Татьяна Солодовникова.

фото Анна Кокарева

фото Анна Кокарева

В своей нише девушка конкуренции не видит. По ее словам, в России очень мало художников-керамистов. Но Татьяна Солодовникова надеется, что в скором времени это изменится, и данное направление станет развиваться и в нашей стране.

Недавно она задумалась о выставке собственных изделий, сейчас  художница изучает организационные моменты. «Прежде все нужно сделать что-то действительно стоящее для выставки. Это точно должна быть не интерьерная керамика, поэтому сейчас я нахожусь в процессе», - рассказала художница.

Долгосрочные планы Татьяна Солодовникова предпочитает не строить. Сейчас она сосредоточена на улучшении собственных навыков. «Если честно, я перестала строить далеко идущие планы, и сейчас сосредоточена на улучшении своей техники, более углубленной работы над проектом, создании какого-то большого интересного проекта. Мне хочется больше заняться скульптурой и увеличить масштаб своих изделий. И даже этого, пожалуй, много. Потому что быстро в нашем деле ничего не бывает, и все новое требует детального изучения, новых тестов, много времени, которого всегда мало», - заключила Татьяна Солодовникова.

Екатерина Луценко

Андрей Горелов, производитель фитнес-тортов

Бывший фитнес-тренер Андрей Горелов рассказал, почему решил заняться производством "тортиков для фитоняшек", а также о поиске инвесторов и планах по завоеванию Запада

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы