Пешеходные города: как живется там, где исторический центр освободили от автомобилей
Фото: Геннадий Крольман

Пешеходные города: как живется там, где исторический центр освободили от автомобилей

Гиды российских городов, где в историческом центре создали пешеходные зоны, рассказали, как у них обстоят дела с пробками и туристической привлекательностью

В Краснодаре представили проект пешеходной зоны. На Красной, Чапаева, Красноармейской, Пашковской, Карасунской, Рашпилевской и Коммунаров предполагается сократить движение до одной полосы. Освободившееся пространство планируется использовать для озеленения, летних кафе и т.п. В Сочи сейчас обсуждается более радикальный проект, который предполагает полностью очистить центр города от автотранспорта. Мы выяснили, как обстоят дела с пробками и туристической привлекательностью там, где подобные пешеходные зоны существуют. Рассказали об этом «ДГ-Юг» гиды Ростова-на-Дону, Владимира, Нижнего Новгорода, Казани, Ярославля и Владивостока. Почему гиды? Потому что они не только гуляют по пешеходным зонам, но и работают там. К тому же экскурсоводы общаются с приезжими и могут посмотреть на свой город не только изнутри, но и извне.  

Ретротрамвай Нижнего Новгорода

Нижний Новгород, ул. Рождественская, ретротрамвай. Фото: Татьяна Александрушкина
Нижний Новгород, ул. Рождественская, ретротрамвай. Фото: Татьяна Александрушкина
История пешеходных зон в России начинается с Арбата в Москве. Его реконструкция была длительным столичным проектом, который реализовывали с 1974 по 1986 годы.

Второй в СССР крупной улицей без проезжей части стала улица Свердлова (сегодня Большая Покровская) в г. Горьком. Пешеходная зона занимает две трети двухкилометровой улицы. Сегодня она насыщена туристами, там много кафе, ресторанов, магазинов, памятников и скульптур. 

«Улица интересная, эклектичная, – рассказывает местный гид  Татьяна Александрушкина – Здесь соседствуют здания разных стилей:  классицизм, модерн, сталинский ампир. Есть и советская девятиэтажка, но она деликатно задвинута вглубь». 

Население Нижнего Новгорода равно Краснодару – 1,2 млн. жителей. Помимо Большой Покровской в историческом центре города есть и другие пешеходные зоны. 

«В 2005 году у нас был реализован проект «Рождественская сторона», в ходе которого были отреставрированы здания на улице Рождественской, которая во времена нижегородской ярмарки была деловой частью города, — говорит Татьяна Александрушкина. — Улицу сделали наполовину пешеходной, частично убрали транспорт, но оставили трамвайную линию, по которой ходит ретротрамвай. Из-за коронавируса он уже второй год не ходит, но мы надеемся, что к 800-летнему юбилею Нижнего Новгорода, который ожидается летом, его снова пустят.  На мой взгляд, Рождественская — самая красивая улица Нижнего! Она сохранила купеческий дух 19 века. Ну, и владельцы современных кафе творчески подходят к оформлению, вписывая свои заведения в это пространство». 

Казань – самый пешеходный мегаполис

Казань, ул. им. Баумана. Фото: pixabay.com
Казань, ул. им. Баумана. Фото: pixabay.com
Ретротрамвай является достопримечательностью пешеходной зоны в историческом центре еще одного крупного российского города – Казани  (население 1,3 млн человек).

Только казанский ретротрамвай – это памятник. Краснодар, кстати, вполне мог бы повторить эту практику. У нас есть ретротрамвай, который  стоит на территории Восточного депо и его мало  кто из жителей видел.

«В 1996 году у нас сделали пешеходной улицу Баумана, – рассказывает кандидат исторических наук, экскурсовод Ирина Гузельбаева. – Это одна из старинных улиц Казани, длиной два километра, ей боле пятисот лет. Она начинается у кремля, и являлась ядром Казанского посада». 

Пробок в часы пик это решение не увеличило, потому, что улица не была крупной городской магистралью. Автомобильные пробки в Казани, по словам местных жителей, собираются большей частью на дамбах и мостах через реку Казанку. 

«Главная проблема исторического центра у нас не пробки, а аниматоры, вымогающие у туристов деньги за фото, – рассказывает Ирина Гузельбаева. – Они подходят, фотографируются с туристами, а потом выставляют счет, не оговоренный заранее». 

В Казани пешеходные зоны имею свойство расти. В 2005 году к тысячелетию города при поддержке властей Санкт-Петербурга пешеходным стал полукилометровый отрезок улицы Петербургской в честь дружбы двух городов. Потом в Старо-Татарской слободе освободили от транспорта улицу Каюма Насыри. Недавно появился бульвар «Белые цветы», посвященный татарскому классику, писателю Абдурахману Абсалямову. 

Смотровые площадки Владимира

Владимир, вид на город со смотровой площадки на ул. Георгиевской. Фото: Александр Варламов
Владимир, вид на город со смотровой площадки на ул. Георгиевской. Фото: Александр Варламов
А вот в небольшом старинном городе Владимир с населением 356 тысяч человек пешеходной зоне расти некуда, она уже заняла приличную часть старого центра и сама стала местной достопримечательностью.

«Улица Георгиевская стала пешеходной в 2015 году, –  рассказывает гид Александр Варламов. –  Сначала у городских властей была задумка убрать транспорт с главной улицы Большой Московской. Но Владимиру, во-первых, не нужна такая широкая пешеходная улица, а во-вторых, здесь нет альтернативного объезда центра. Поэтому взяли параллельную улицу и сделали на ней пешеходную зону».

По словам гида, на улице Георгиевской сейчас тихо и можно спокойно разговаривать, что большой плюс для проведения экскурсий. Там появились три смотровых площадки, скульптуры, кафе и сувенирные лавки. У туристов популярна местная кузница. В выходные дни на Георгиевской много гуляющих, как туристов, так и местных, по будням она пустая. Против пешеходной зоны никто не выступал. На этой улице вообще мало жителей. 

«Чего не хватает в этой пешеходной зоне, – рассказывает Александр Варламов, –  так это отелей. Существующие дома, хоть и отремонтировали, но только по фасаду. Стоимость недвижимости выросла, продаются дома по 17 миллионов рублей, но в них нет коммуникаций, туалет на дворе. Чтобы сделать гостиницу из такого здания, нужно потратить на ремонт столько же, сколько и на покупку  – слишком большие затраты». 

Пешеходные переулки Ростова-на-Дону

Ростов-на-Дону, пер. Соборный. Фото: Геннадий Крольман
Ростов-на-Дону, пер. Соборный. Фото: Геннадий Крольман
В Ростове-на-Дону с населением 1,2 млн человек улица Пушкинская традиционно пешеходная. Еще до революции она была бульваром, в советские времена на ней еще больше сократили движение. Длиной она два с половиной километра. 

Если же говорить об историческом центре, то два года назад там сделали пешеходным переулок Соборный, ему более двухсот лет. Он ведет от главной улицы Ростова-на-Дону  Большой Садовой к кафедральному собору. Рядом есть еще Газетный переулок с  множеством исторических зданий и туристических достопримечательностей и переулок Семашко. И тот, и другой – полупешеходные, с одной полосой для автомобилей.

«Когда в 2018 году принималось решение о пешеходной зоне в Соборном переулке, были  высказывания против, – рассказывает гид Геннадий Крольман. – Некоторые считали, что это увеличит автомобильные пробки в центре, хотя переулок находится перпендикулярно основным городским артериям. Когда же с него убрали транспорт, на пробки это никак не повлияло, исчезло только несколько десятков парковочных мест. А это небольшая потеря для города-миллионника. Сейчас уже никто не вспоминает, что кто-то когда-то был возмущен созданием этой пешеходной зоны. Там сейчас много гуляющих людей, кафе и магазинов с сувенирами. Очень популярное место».

Трехъярусная набережная Ярославля

Ярославль, трехъярусная Волжская набережная. Фото: Анна Грачева
Ярославль, трехъярусная Волжская набережная. Фото: Анна Грачева
В центре Ярославля (население – 608 тысяч человек) пешеходной зоной являются Волжская набережная и Стрелка – полуостров между реками Волгой и Которосль. 

«Набережную реконструировали десять лет назад, – отмечает гид Анна Грачева. – Сейчас она трехъярусная. Транспорт движется только по верхнему ярусу, причем ездить могут только те, кто там живет. Нижний ярус набережной – пешеходный, средний – для велосипедистов». 

С 2005 года центр Ярославля является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот статус защищает исторические кварталы от строительства крупных торговых центров и промышленных предприятий. Плюс объездная дорога уводит транзитный автотрафик, делая Ярославль более пешеходным.

Владивосток – город автомобилистов

Владивосток. Фото: pixabay.com
Владивосток. Фото: pixabay.com
Совсем другая картина в шестисоттысячном Владивостоке. Притом что там есть пешеходные зоны, официальная программа развития определяет его как город автомобилистов.

«Пробки у нас не убывают, – рассказывает экскурсовод Антонина Валькова. – Во-первых, много автомобилей (рядом Япония), во-вторых – город  стоит на полуострове (объездных путей нет, Владивостокская объездная автодорога ВКАД только планируется).  Часто во время каких-то крупных праздников городские власти просто перекрывают въезд в центр для транспорта. Других способов решить проблему загруженности дорог у них нет. Местные к этому привыкли, а вот туристы удивляются». 

Автомобилеориентированную инфраструктуру, по словам местных жителей, можно определить  даже по сигналам светофоров. Для пешеходов зеленый сигнал горит всего пятнадцать секунд даже на широких и сложных перекрестках.

«Наша пешеходная зона, так называемый «Владивостокский Арбат», это единственный сохранившийся в городе китайский квартал, – объясняет Антонина Валькова. – Китайцев оттуда депортировали в 1937 году, с тех пор это историческая, торговая, прогулочная зона. При этом пешеходной ее можно назвать условно. Там находятся офисы, магазины, соответственно, к ним нужен подъезд. А в этом квартале узкие арки, как на Хитровке в Москве или на Крещатике в Киеве и довольно интенсивное движение служебного транспорта».

Как рассказывает гид, во Владивостоке в последние годы появляется много пешеходных парковых зон. Их начали активно создавать в 2012 году, когда город сильно перестраивался для проведения саммита Азиатско-Тихоокеанского региона. К примеру, Набережная Цесаревича в промзоне на территории Дальзавода. Есть прогулочная зона на территории кампуса Дальневосточного университета. Туда сложно подъехать на автомобиле или туристическом автобусе. Надо оставлять транспорт и идти пешком.  Значительная часть туристов Владивостока – люди в возрасте,  для них гулять на такие расстояния довольно утомительно.

На какой из этих городов будет похож Краснодар, если проект пешеходного исторического центра будет реализован? Хотелось бы, чтобы столица Кубани обрела свое лицо, собрав положительные примеры и переплавив их в собственную индивидуальность.

Новости