Вход по QR-кодам: готовы ли представители бизнеса Кубани к новым ограничениям

Представители различных отраслей бизнеса рассказали, готовы ли они к введению QR-кодов и чего ждут от работы в условиях дополнительных ограничений

В Краснодарском крае с 25 октября начали действовать дополнительные антиковидные ограничения, которые ввели из-за ухудшения эпидемиологической обстановки в регионе. 

Согласно постановлению, до 1 декабря допуск участников и зрителей на массовые развлекательные, зрелищные, культурные, спортивные и физкультурные мероприятия будет осуществляться только при предъявлении справки или QR-кода из личного кабинета портала Госуслуги о вакцинации от COVID-19 или перенесенном заболевании. Кроме того, с 30 октября по 7 ноября, которые объявлены на Кубани нерабочими, приостанавливается проведение всех массовых спортивных, физкультурных, развлекательных, зрелищных и культурных мероприятий.

Под новые ограничения попал ряд развлекательных организаций, в частности кинотеатры и театры. Как рассказал руководитель по рекламе и PR сети кинотеатров «Монитор» Андрей Попов, введение QR-кодов было ожидаемо. «Прежде всего, это делается, конечно, для безопасности зрителей. Мы и так долгое время работали в рамках ограничений, которые ввела администрация: максимальная заполняемость зала только на 50%, социальная дистанция, масочный режим. Кстати говоря, по закону нам говорят заполнять залы на 50%, но так как есть еще требование о социальной дистанции, максимально мы можем заполнить зал только на 37%, так как блокируются находящиеся рядом места», — сказал он.

Андрей Попов пояснил, что наличие QR-кода на входе проверяет сотрудник кинотеатра – администратор зала. Он со своего телефона сканирует QR-код и по открывшейся ссылке проверяет сертификат. Однако, как отмечает представитель сети кинотеатров, часто сами зрители путаются в том, какие именно документы и как они могут предоставить.  

«В постановлении четко прописано, что зритель должен предоставить справку или QR-код из личного кабинета портала Госуслуги о вакцинации от COVID-19 или перенесенном заболевании. В документе Краснодарского края указаны только эти документы и все любые другие предоставлять бесполезно. Просто к нам приходят и со справкой о медотводе, с результатами ПЦР-теста, с результатами теста на антитела, приходят даже с сертификатом о вакцинации первым компонентом, но в постановлении четко указано, что пропускать в кинотеатры можно только тогда, когда поставлены два компонента, т.е. уже есть сертификат. Приходится информировать и разъяснять посетителям эти вопросы», — сказал он.

По словам руководителя по рекламе и PR сети кинотеатров «Монитор», поначалу у кинотеатров были опасения, что нововведения могут оказать значительное влияние на посещаемость в негативную сторону, однако пока сокращения зрителей не наблюдается.  «Насколько может сократиться аудитория? Сейчас мы наблюдаем, что около 80% входящего потока имеют QR-код или бумажный документ, в принципе зрители готовы. Мы опасались, что аудитория значительно уменьшится, но сейчас видим, что зрители есть и готовы адаптироваться к новым условиям. Конечно, надеемся, что после 1 декабря эпидобстановка улучшится и снимут эти ограничения, однако мы готовы к любому развитию событий, продолжаем работать», — сказал он.

Андрей Попов также проинформировал, что решение о работе сети кинотеатров «Монитор» в период нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября будет принято позже, зрителей проинформируют на официальном сайте и в соцсетях. Ранее сеть кинотеатров «Киномакс» сделала заявление о приостановке работы в это время.

Об отменах и переносах спектаклей с 30 октября по 7 ноября заявили как государственные, так и частные  театры. По словам директора независимого театра «Один театр», актера, режиссера Алексея Мосолова, подготовится к новым ограничениям заранее не возможно, за неделю простоя в работе театр потеряет порядка 500 тыс. рублей. 

«В этот месяц театр недополучит порядка 500 тыс. рублей. Хотя сейчас идут единственные кормовые месяцы, на улице холодно, зрителю хочется собраться в каком-то приятном месте, прийти в театр и посмотреть спектакль. Собрать финансовую подушку после периода простоя также невозможно, потому что институт частного театра в России совсем молодой, еще полностью нет его понимания, нет меценатов, которые бы поддерживали такие театры. В прошлом году театры получили большой ущерб из-за периода долгого простоя, выбраться из него не удалось до сих пор и вновь закрывать двери для зрителей мы не готовы», — сказал Мосолов в ходе онлайн-конференции «Готов ли бизнес Кубани к QR-кодам?» на площадке РБК Юг.

Директор независимого театра считает, что введение QR-кодов в любом случае снизит посещаемость. «В целом в стране посещаемость театров составляет порядка 10%, в Краснодаре — только около 4% жителей ходят в театры. Представьте, что еще из этого небольшого процента будут исключены те, у кого нет QR-кодов. Все равно отсев людей из-за этого будет. Для нас каждый зритель — это потеря. Мы надеемся, что большинство наших зрителей все же приспособятся к современным требованиям. Будем смотреть, как все это будет реализовываться», — выразил мнение Алексей Мосолов.

Подготовиться к новым ограничениям не представляется возможным и для организаторов мероприятий и концертов, отмечает директор по развитию ООО «Би Кей Интертеймент» Евгения Безсонова. По ее мнению, все решения об ограничениях должны приниматься после обсуждения с представителями отрасли и быть едиными по всей стране.

«Хочется, чтобы все вводимые ограничения были едиными по всей стране, это позволит нам планировать свою деятельность. Любое мероприятие даже самое маленькое требует минимум 2 месяцев подготовки, не говоря уже о каких-то больших шоу. Было бы здорово, если бы появились единые требования к работе в условиях пандемии. Например, в Москве у организаторов был выбор: сделать мероприятие «ковид-фри», тогда вместимость могла быть полная, и в этом случае можно провести концерт крупных артистов. Либо второй вариант: работать в рамках ограничений, например, максимальная вместимость зала не более 50%. У нас же в регионе есть и ограничения, и этот самый «ковид-фри», то есть ты обязан принимать гостей по QR-кодам, либо со справкой о перенесенном заболевании, но тебе не разрешают работать на 100%, где здесь логика? Нас сейчас лишают огромного пласта клиентов тем, что нельзя принимать ПЦР-тесты, а ведь у некоторых людей есть медотводы из-за дополнительных заболеваний», — говорит Евгения Безсонова. 

Вход по QR-кодам также вводят в кафе и рестораны, действовать это требование будет в курортных городах региона с 30 октября до 7 ноября. Как отмечает президент Ассоциации рестораторов и отельеров города Сочи, владелица ресторанного холдинга A.Family Group Анна Нетягина, после введения QR-кодов в других регионах России отмечалось падение выручки в организациях общепита. Так, например, выручка ресторанов в Казани упала на 80%. 

«Я не думаю, что в праздничные дни рестораны Сочи сильно ощутят падение, большинство гостей приедут с QR-кодами и, судя по ажиотажу с авиабилетам и бронью отелей, гостей приедет много. Полный локдаун в Москве и Санкт-Петербурге подтолкнет гостей к приезду. Сейчас идет много проверок по стране на соблюдение организациями антиковидных требований, в том числе проходят рейды и по Черноморскому побережью. Думаю, бизнес в любом случае страдает от ограничений, но это неизбежно, придется приспосабливаться к этим условиям», — сказала она.

По словам Анны Нетягиной, после введения QR-кодов неизбежны и конфликты с самими посетителями, которые не имеют полного представления о том, какие документы они обязаны предоставить. «Одно дело, когда гости будут показывать QR-код из личного кабинета портала Госуслуги и совсем другое, когда нам показывают скриншот. Как с этим бороться? Будут сложности, мы все это знаем, будем останавливать посетителей на входе, объяснять и договариваться с ними», — говорит президент Ассоциации рестораторов и отельеров города Сочи.

С тем, что бизнес в сложившихся ограничениях может понести убытки согласен и директор, шеф-повар ресторана «Вилла Верде» в Краснодаре Иван Мандрик. «В любом случае новые ограничения понесут за собой убытки. На мой взгляд, большая проблема, которая может возникнуть, это решение пускать или не пускать гостей. Все таки это будет решать персонал, и эти конфликты будут уже при входе в ресторан. Краснодар — это город, где в рестораны в большинстве случаев ходят одни и те же гости, которые и не представляют, что их вдруг не пустят в ресторан. Если здесь ввести подобные ограничения, то заведения моментально потеряют клиентов», — сказал он.

Как отмечает вице-президент всероссийской НКО «Ассоциация операторов фитнес-индустрии» Марина Мандзюк, сейчас для фитнес-индустрии региона не введены QR-коды, однако в регионах, где наблюдается такая практика, посещаемость и выручка фитнес клубов падает от 70 до 90% .

«QR-коды не стимулируют людей заниматься  спортом. С другой стороны, это все же лучше, чем полный локдаун для разных сфер бизнеса.  Поэтому мы рады, что Краснодарский край эту практику для фитнес-клубов не принял. Нужно сказать, что 55% посетителей у нас  занимаются по медицинским показаниям и решают свои проблемы со здоровьем. Хорошо, что все больше регионов склоняются к тому, что фитнес-клубы должны быть открыты. Фитнес – это физкультурно-оздоровительная отрасль, и мы тут больше являемся инструментом борьбы с пандемией, нежели очагом распространения болезни», — сказала вице-президент ассоциации.

Марина Мандзюк отметила, что в отрасли действуют правила — 80% сотрудников должны быть привиты, более того многие фитнес-клубы организовывают на своих территориях пункты вакцинации, вводят скидки на абонементы для тех, кто привился.

В период нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября, по ее словам, фитнес-клубы Сочи ожидают отток посетителей.  «В это время многие уйдут работать на туристов, сейчас как и летом наблюдается высокий сезон. Туристы приезжают не за фитнесом, не за физкультурой, чаще они посещают развлекательные заведения, рестораны и экскурсии. Поэтому требуется довольно большое количество людей для обслуживания туристов, наши клиенты приостанавливают действие клубных карт и уходят работать на туристов. Всплеска посещаемости в нерабочие дни точно ожидать не стоит», — пояснила вице-президент всероссийской НКО «Ассоциация операторов фитнес-индустрии».

Чтобы не терять выручку, добавила Марина Мандзюк, фитнес-клубы предлагают оформлять абонементы, но активировать их с момента первого посещения. «Сейчас для фитнеса должен был наступить высокий сезон, который опять-таки не наступил. В 2019 году в аналогичный период в среднем по отрасли продавалось порядка 10 абонементов в день, в 2021 году среднестатистический российский клуб продает в среднем 6 абонементов в день. То есть падение спроса составило около 40%. Вместе с тем возникли и задолженности по аренде за период простоя, плюс выросли расходы на клининговую компанию в среднем на 30-35%. Такой кассовый разрыв существует, чтобы его сократить, мы всячески пытаемся вводить разные бонусы для  клиентов. Хорошо, что нас не закрыли и не ограничили, потому что на Кубани фитнес-индустрия очень пострадала от пандемии. Напомню, что Кубань единственный регион в РФ, который разрешил групповые тренировки только с апреля этого года», — заключила она.

Новости