Жизнь с QR-кодом: как бизнес Краснодара работает в условиях новых ограничений

В Краснодарском крае с 22 ноября ввели вход по QR-кодам для ряда объектов торговли и сферы бытового обслуживания, предприниматели рассказали сайту «Деловая газета.Юг», как они работают в условиях новых ограничений

В Краснодарском крае с 22 ноября посетить ряд объектов торговли и сферы бытового обслуживания можно только по QR-кодам о вакцинации от COVID-19 и перенесенном заболевании либо по справке о медотводе о прививке. 

Такие меры ввели в связи с резким ростом заболеваемости коронавирусной инфекцией. Они распространяются на торгово-развлекательные комплексы и центры, салоны красоты, парикмахерские, ремонтные мастерские, ателье, пункты проката, плавательные бассейны, тренажерные и спортивные залы, фитнес-центры и др. Также QR-код нужен для посещения культурных, развлекательных, деловых, спортивных мероприятий, театров и кинотеатров, заведений общепита. Действовать ограничения будут по 18 января 2022 года.

Как рассказал заместитель административного директора ТРК «СБС Мегамолл» Алексей Яковлев, в торговом комплексе были готовы к решению властей о введении QR-кодов. 

«К введению QR-кодов мы были готовы и технически, и психологически. Сейчас на входной группе у нас стоит сотрудник ЧОП, который проверяет наличие и действительность QR-кодов. Если все в порядке с кодом и люди соблюдают масочный режим, то посетителей пропускают в торговый центр.  Мы сделали специальный отсек, чтобы люди не скапливались у входа, но 22 ноября очередей не было. Видимо, люди тоже в большей степени готовы к новым требованиям», — сказал Алексей Яковлев. 

Он уточнил, что пункт вакцинации от COVID-19, расположенный на территории торгово-развлекательного комплекса, продолжает функционировать, туда пропускают тех людей, которые идут делать вторую прививку. Для входа им необходимо предъявить справку о первой прививке.

Решение о введении QR-кодов не стало неожиданным и для фитнес-центров. «Фитнес-индустрия в Краснодарском крае к этому готовилась еще с июня. Наши коллеги из других регионов это уже прошли. Поэтому нам будет легче идти по уже проторенному пути, ориентируясь на опыт коллег. Несмотря на то, что все пришлось организовывать в ограниченные сроки, мы были к этому готовы», — рассказала директор сети фитнес-клубов «Дом Физкультурника» Оксана Островская.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
Она отметила, что сейчас у фитнес-клубов есть специальная внутриклубная программа, которая позволяет сделать процесс проверки QR-кодов максимально комфортным для клиента. В программу единоразово вносятся данные о OR-кодах клиентов, которые привязывают к абонементам.

«Получив постановление, мы сразу проинформировали клиентов через все ресурсы о нововведениях и принимали от них сообщения на разные источники (мессенджеры, личный кабинет в приложении, корпоративная почта), принимали письма с указанием данных QR-кода и вносили их в нашу программу. Теперь, когда клиент приходит в центр, мы проводим клубную карту и видим, что соответствующий документ у него есть», — отметила она.

Вице-президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии по работе с регионами Марина Мандзюк отметила, что такой подход позволят избавить клиентов от проверок кода при каждом посещении. 

«Мало кто готов к тому, что 365 раз у него будут спрашивать QR-код, это вызывает негатив и неудобства. Наше программное обеспечение позволяет внести данные документа в базу единожды с напоминанием о том, когда заканчивается срок его действия. Учитывая, что при покупке абонемента, посетитель предоставляет свои паспортные данные, более того – проходит процедуру фотографирования, идентификация не составляет труда», — рассказала Марина Мандзюк.

Для тех, кто приходит на презентацию в фитнес-клуб и еще не является клиентом, или заранее не предоставил информацию о соответствующем документе, процедура проверки будет стандартной.

Также фитнес-клубы идут навстречу тем клиентам, которые пока по каким-то причинам не смогли получить прививку. «Если вдруг у клиента  сейчас нет документа, мы со вчерашнего дня всем бесплатно на срок действия ограничений (до 18 января 2022 года) замораживаем клубные карты до того момента, пока человек не получит QR-код. Когда клиент придет с соответствующим документом, мы разрешим ему посещать фитнес-клуб и разморозим его карту, он сможет реализовать ровно столько дней, сколько у него осталось», — рассказала Оксана Островская.

Она добавила, что доступ детям в фитнес-клуб не ограничивается, но все сопровождающие на входе должны предъявлять QR-код.

Для кинотеатров и театров требование входа по QR-кодам ввели с 25 октября. Однако проработать в таких условиях они успели всего неделю, после кинотеатры и театры в связи с постановлением губернатора были вынуждены приостановить работу, их деятельность возобновили с 22 ноября.

«К QR-кодам мы были уже давно готовы, потому что опыт других регионов говорил, что рано или поздно это бы наступило. Мы уже работали с ними неделю до закрытия с 25 октября. Очередей не возникало, потому что люди уже знали и сразу готовили документы или QR-коды. Администраторы зала сами их сканировали, если выводилась информация о том, что документ действителен и актуален, зрителей пропускали в зал», — рассказал руководитель по рекламе и PR сети кинотеатров «Монитор» Андрей Попов.  

Фото: Tima Miroshnichenko / Pexels
Фото: Tima Miroshnichenko / Pexels
Он добавил, что после введения входа по QR-кодам произошло незначительное снижение числа зрителей. «По той неделе мы увидели, что зрителей стало меньше, но в незначительной степени. Не надо забывать, что судить здесь сложно, потому что все зависит еще от контента, то есть, какие фильмы приходят. Поэтому однозначно говорить, что спрос упал из-за QR-кодов – не стоит», — отметил Андрей Попов.

Представители индустрии фитнеса, в свою очередь, в связи с введением QR-кодов ожидают снижения спроса на услуги и роста запросов на возврат денег за абонементы. По словам Марины Мандзюк, обычно деньги за абонементы возвращает 1% клиентской базы, при введении ограничений, этот показатель резко возрастает до 15-20%, есть прецеденты, когда он составил все 30%.

«В таких случаях возникает огромный кассовый разрыв, предприятие оказывается на грани прекращения деятельности. Сократить разрыв невозможно за счет новых продаж – их количество тоже резко падает: когда летом в некоторых регионах закрывали только единичные сферы, падение продаж и посещаемости составляло 70-90%, то есть только 10-30% клиентов готовы были продолжать тренировки. Сейчас мы надеемся на меньшее падение, однако оно все равно неизбежно, что ставит под угрозу часть компаний – индустрия еще далека от восстановления после предыдущих ограничений», — отметила Марина Мандзюк.

По мнению директора сети фитнес-клубов «Дом Физкультурника»  Оксаны Островской, спад посещаемости и продаж может составить порядка 15-20%. 

Как рассказала основательница краснодарской студии депиляции «Академия гладкости» Ксения Рубинштейн, в индустрии красоты спад спроса на все виды услуг начался еще до введения новых требований.

«Те, кто не прошел вакцинацию, опасаются ходить куда-то из-за страха заболеть. А те, кто привит, боятся заразиться от непривитых. Получается такой круговорот страхов клиентов. Практически каждый день я слышу разговоры клиентов о том, стоит ли прививаться или нет», — говорит она.

Ксения Рубинштейн также отметила, что процедура проверки QR-кодов понятна сотрудникам, сами сотрудники уже вакцинированы. «Сотрудники привиты, у многих из них тяжело переболели родственники. Они прививались не потому, что вводили требования, а потому что на собственном опыте столкнулись с последствиями болезни у родственников», – сказала она.

«Хочется повторить, что уже сейчас наблюдается падение спроса на все виды услуги. Потому что не у всех клиентов есть QR-код, не все вакцинируются. Но если наши власти считают, что такие меры необходимы, значит — необходимы, и мы, конечно, будем соблюдать все нормы», — заключила Ксения Рубенштейн.

Новости