Учиться, учиться и еще раз учиться
фото: pixabay.com

Учиться, учиться и еще раз учиться

Представители сферы образования рассказали о нововведениях в отрасли

Как бы ни была избита эта фраза, но она полностью совпадает с жизненной ситуацией. Каждый из нас на протяжении всей своей жизни чему-то учится. И порой само умение учиться становится главным необходимым навыком в жизни, часто приводящим к успеху. Сегодня в России отмечается День студента, именно поэтому мы решили поговорить с представителями сферы образования о ее особенностях и, конечно же, о том, как изменились сами ученики.

Ольга Шадрина, руководитель детского сада — начальной школы «Счастливое детство», общественный представитель по Краснодарскому краю омбудсмена в сфере образования уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте России, директор Ассоциации дошкольных организаций Краснодарского края

Современные дети требуют особого подхода. Необходимо учитывать особенности времени: сегодня поток информации идет с невероятной скоростью, поэтому дети легко осваивают навык многозадачности, но практически лишены усидчивости. Дети сегодня совершенно нечитающие, им сложно анализировать тексты, массивы данных. Они привыкли к коротким формулировкам и визуализации: небольшие сообщения в мессенджерах, видео в социальных сетях. Такие особенности важно учитывать при планировании урока, когда ребенку нужно в течение 45 минут слушать, воспринимать, анализировать и понимать информацию. 

Тут и возникает разница между государственными и частными образовательными учреждениями. Безусловно, и первые, и вторые работают по одним и тем же законам, и это правильно. Но есть существенное отличие — микроклимат и количество детей в группах и классах. У частных образовательных учреждений есть возможность более индивидуально подходить к процессу обучения каждого воспитанника. Также частные школы большее внимание уделяют дополнительному контенту: вводят различные дополнительные занятия, которые расширяют детский кругозор, к примеру те же уроки финансовой грамотности, ментальной арифметики, хореографии, дополнительного иностранного языка. В частных детских садах и школах есть масса дополнительных возможностей для более эффективного развития ребенка. 

Еще одно отличие — подход к воспитанию. Выпускники частных детских садов и школ более воспитанные, легче выстраивают коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми. Причина различия — количество учащихся в группе или классе. В частных образовательных учреждениях у педагогов есть возможность больше внимания уделять воспитанию. Что касается качества образования, то оно на очень высоком уровне как в государственных школах и садах, так и в частных. 

Дети в частных школах и садах находятся в более комфортных психологических условиях, им не нужно проходить так называемую «школу выживания», когда ребенок вынужден бороться за свой шкафчик, игрушку, внимание педагога. Ребята в частных учреждениях учатся с большим желанием, так как там больше внимания уделяется мотивации. В частных школах и садах при планировании процессов огромное значение имеют рекомендации психологической службы, также эти специалисты принимают активное участие в образовательном процессе. 

Частные школы и сады позволяют четко делить процесс обучения и общение с семьей: ребенку не нужно дома учить уроки, а родителю — вникать в программу и материал. Вечер можно провести за совместным приятным занятием — это ценят и родители, и дети. 

Огромное значение в развитии ребенка играет дополнительное образование, которое часто есть на базе частных школ и детских садов. Его необходимо получать всем, так как это новые навыки и знания, которые расширяют возможности ребенка, помогают ему найти себя и свою профессию. И чем раньше это происходит, тем лучше. Например, иностранный язык можно учить с самого рождения. Позже можно начать рисовать, танцевать, брать уроки по вокалу или изучать другие виды искусства или науки. Главное — не переусердствовать, во всем должен быть здравый смысл. 

При выборе учебного заведения главный критерий — расположение. Чем ближе садик или школа к дому, тем лучше. Во-первых, нет пустой траты времени на дорогу, во-вторых, ребенок не устает за время дороги и готов приступить к учебному процессу. При выборе частной школы необходимо проверить лицензию, познакомиться с руководством и педагогическим составом, посмотреть на оснащение школы или детского сада. И помнить, что если что-то идет не так и изменить ситуацию не получается, то нужно поменять учебное заведение. 

Наталья Климова, руководитель онлайн-школы финансовой грамотности, профессор

Ребенка надо учить с самого рождения. Что касается обучению финансовой грамотности, то я считаю, что наиболее подходящий возраст для начала — пять лет. 

В дошкольном возрасте ребенок может учиться пользоваться банковской картой и наличными с помощью родителей, делать мелкие покупки, хранить деньги и карту, копить наличные. В младшей школе — самостоятельно оплачивать мелкие покупки, проезд в транспорте, покупать подарки, ходить в магазин и делать интернет-заказы вместе с родителями, копить. В средней школе (пятые — девятые классы) — совершать любые покупки без помощи родителей, кроме крупных, планировать траты, экономить, активно пользоваться скидками.

Если сравнивать государственные образовательные учреждения и частные, то надо понимать, что в государственном учебном заведении важно соблюдать программу образования, прописанную Министерством образования, и поэтому там зачастую используют немного устаревшие методики обучения. Но здесь работают преподаватели более зрелого возраста — профессионалы в своем деле, которые вместе со знаниями передают культуру и традиции. Также есть возможность бесплатного обучения. 

В коммерческих учреждениях преподавателям дают больше свободы действий. Они могут внедрять и тестировать новые методики работы, интегрировать в обучение интерактивные программы. 

Если говорить о высших учебных заведениях, то дипломы неименитых коммерческих заведений могут не котироваться среди работодателей. Основной критерий обучения в вузе — это то, насколько полученные знания соответствуют запросам бизнеса и будут применимы уже в процессе работы. 

В 2019 году ВЦИОМ изучал отношение россиян к системе школьного образования. В опросе на тот момент приняли участие 4800 человек старше 18 лет. Исследования показали, что 32% опрошенных были только отчасти удовлетворены качеством образования, а совсем не довольны — 15%. 

Кроме этого, по мнению 51% респондентов, за последние десять лет ситуация в сфере образования ухудшилась, такого же мнения придерживаются и 49% родителей школьников. Каждый третий участник опроса считает, что в российских школах уделяется недостаточно внимания развитию индивидуальных способностей детей. 

С каждым годом возрастает доверие родителей к негосударственным учреждениям, поскольку здесь больше внимания уделяется каждому ребенку и есть индивидуальная программа обучения. Кроме того, на выбор негосударственных учебных заведений влияют не только субъективные причины (качество образования, недостаточное внимание), но и объективные: нехватка мест и неудобство расположения школы или детсада.

Конечно, при выборе в пользу коммерческого образовательного учреждения есть риск, что оно закроется. Причиной могут стать жалобы со стороны родителей на несоблюдение норм и требований в вопросах как образования, так и безопасности. Также в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации образовательные организации (учреждения) могут быть ликвидированы по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, а также по решению суда в случае допущенных при его создании грубых не устраняемых нарушений закона.

Руденко Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента КубГУ, работающий финансовый директор

 У меня два школьника, и проблемы образования нашей семьи касаются как никого другого. Первое, что могу отметить, — это подготовка к выпускным экзаменам. Каждый второй ребенок с 9-го класса занимается с репетитором, а в 11-м классе это уже можно сказать про всех. В 9-м классе мы готовимся к ОГЭ, потом — к ЕГЭ. Мой первый и главный вопрос: какова роль школы в подготовке к этим экзаменам? Второе — это содержание заданий по ЕГЭ. Были случаи, когда я не могла помочь ответить на вопросы, касающиеся экономического раздела в предмете «обществознание», так как сформулированы задания были некорректно. Репетиторы объясняют, как на такие задания надо отвечать, но, на мой взгляд, лучше совсем избегать таких моментов. 

Отдельный вопрос — это психологическая подготовка ребенка к экзаменам. Я только слышала, что есть школы, где психологи работают с детьми и помогают им приобрести навыки управления своим эмоциональным состоянием. Очень хотелось бы, чтобы такая важная составляющая была очень хорошо отработана с детьми в школе, ведь родителей порой дети в этом возрасте дети не слышат. 

Еще один вопрос — это вопрос профессионального выбора. В настоящее время все больше образовательных учреждений делают профильные классы, начиная с пятого. А как решить, куда своего ребенка после начальной школы отдать? Иногда дети и в 11-м классе не до конца осознают, какую специальность выбрать. В нашей школе не было профессионального тестирования, и детей я записала в класс, классного руководителя которого знала. Но с будущей профессией моих детей этот выбор никак не связан. 

Еще мне бы очень хотелось, чтобы образование было более прикладным и интересным. Например, на уроках кубановедения было бы хорошо воочию посмотреть кубанские достопримечательности, сходить в музей, на экскурсию. Но знаю, даже организованный выход из школы на такие мероприятия весьма затруднителен. Или на уроках обществознания можно в игровой форме рассказывать о финансовой грамотности, учить планировать свои расходы, заполнять квитанции об оплате. Можно сделать интересные межпредметные занятия, например литература и история, биология и химия, математика и информатика.

Не секрет, что на одних предметах детей еле заставишь выполнять задания, а по другим они сами еще и дополнительную информацию ищут. Поэтому я бы посоветовала выбирать образовательное учреждение по педагогам. Для меня очень важны психологический комфорт и заинтересованность моего ребенка в успешном обучении. Думаю, очень много зависит от личности педагога, от его интереса к предмету и жизненной позиции. Здорово, если это еще и достойной зарплатой подкрепляется.

Когда ребята приходят в вуз, им надо уметь учиться. Очень часто этого навыка нет. По моему ощущению, еще лет 20 назад студенты много придумывали, в большинстве своем могли грамотно отстоять свою точку зрения. Сейчас, если даю задание что-то придумать, обязательно забивается запрос в Google. 

Считаю, что самые большие риски у образовательного учреждения — это репутационные. Очень важно подобрать квалифицированных педагогов, обеспечить их правовую защиту, иметь фонд для оплаты повышения квалификации и постоянно знать, чем живет этот человек.

Новости