Без Booking и рекламы в Instagram: как санкции скажутся на туриндустрии Кубани
Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

Без Booking и рекламы в Instagram: как санкции скажутся на туриндустрии Кубани

Представители туроператоров, турагентств и организаторы авторских туров рассказали сайту «Деловая газета.Юг», как санкции повлияли на их работу, подорожает ли отдых на Кубани в 2022 году и будет ли вообще спрос

Власти Краснодарского края ожидают повышенный спрос на курорты региона, на начало марта на высокий летний сезон уже забронировано 30% номерного фонда. Об этом заявил 10 марта в эфире телеканала «Россия 24» губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.

«Мы сделаем все, чтобы отдых в нашем крае был комфортным и безопасным, готовы принимать туристов со всей страны. На лето уже забронировано практически 30% номерного фонда. Отели и гостиницы работают с отечественными сервисами бронирования. Не видим никаких проблем, которые могут сорвать всем жителям страны и края отдых на Черноморском побережье», — сказал Кондратьев.

По мнению туроператоров, в связи с увеличением стоимости зарубежных туров из-за роста курса валют, а также из-за ограничения международных авиаперевозок, спрос на курорты Краснодарского края в 2022 году может увеличиться.

По мнению основателя и генерального директора сети турагенств «Розовый слон» Алексана Мкртчяна, если сложности с авиасообщением сохранятся, предпочитающие отдыхать за границей туристы приедут на курорты Кубани. «Однако не стоит забывать, что есть Крым, Абхазия, это два мощных конкурента. Тут очень важно, чтобы Краснодарский край не принимал таких непопулярных мер, как в прошлом году, когда ввели заселение в отели по QR-кодам. Тогда Краснодарский край потерял не менее 2 млн туристов», — отметил эксперт.

По его словам, сейчас стоимость на проживание в отелях Кубани, по сравнению с прошлым летом, в среднем изменилась на 5-10%. «Отельерам Кубани необходимо проявить благоразумие и не поступать как в прошлом году, когда они за одну ночь подняли цены на 20-30%. Сейчас отельеры выжидают. Они не могут понять – поднимать им цены дальше, если не откроют Турцию и Египет, или притормозить, потому что цены – это очень тонкий инструмент и невозможно их повышать бесконечно», — говорит Алексан Мкртчян.

По данным пресс-службы администрации Краснодарского края, в 2022 году туристов в регионе будут принимать около 10 тыс. средств размещения (порядка 570 тыс. мест). Власти отмечают, что в сложившейся ситуации спрос на номерной фонд превышает предложение. Ликвидировать дефицит рассчитывают в ближайшие два-три года. Для этого в регионе планируют построить новые гостиницы и отели.

Как отмечает Алексан Мкртчян, сейчас курорты Кубани не располагают необходимым количеством качественных средств размещения.

«У нас совсем немного отелей 4 и 5 звезд. В основном по побережью отели 1-3 звезды. А то и вообще без звезд. Качественные отели – это 4 звезды и выше. Их по побережью не так много, не больше 30-40 отелей. А должно быть несколько сотен», — сказал эксперт.

По информации руководителя первого уполномоченного агентства компании Tez Tour в Краснодаре Людмилы Глумаковой, пока по летним бронированиям популярных зарубежных курортов отказов не наблюдается.

«Будет ли отток туристов по зарубежным направлениям из-за повышения цен? Вероятно, да, если у людей не будет возможности увеличивать бюджет на отдых в два раза. В этом случае отказы будут. Сейчас отказов нет, потому что у всех туроператоров лояльные условия по отмене, то есть максимально близкие к дате вылета, клиент может отказаться от тура с минимальными потерями. Например, временной порог отказа по каким-то очень дорогим турам составляет 3 недели до вылета, по всем остальным — вплоть до 10 дней – 2 недель до заезда. Поэтому люди сейчас выжидают, наблюдают за ситуацией», — пояснила эксперт.

Как отмечает Людмила Глумакова, в случае сохранения повышенных цен на популярные зарубежные направления, спрос на российские курорты увеличится. Однако, добавила эксперт, необходимо учитывать экономическую ситуацию в целом по стране и финансовые возможности населения.

«Мы знаем, что с 15 марта возвращается программа туристического кэшбэка, впервые акция распространяется на майские праздники, на июнь. Это также будет способствовать спросу отдыха на побережье Кубани и Крыма. Но стоит учитывать и другие факторы. В свете последних событий пострадало много отраслей, кто-то остается без работы. Будет ли людям до отдыха, покажет время», — отметила Людмила Глумакова.

Перспектива авторских туров

Организаторы авторских туров настроены не так оптимистично. Они уже сейчас испытывают сложности с набором групп в связи с отключением рекламы в Instagram, а также из-за событий в стране и в мире получают отказы от забронированных поездок.

Организатору туров Анастасии Джамирзе уже пришлось отменить две запланированные поездки на Байкал, так как клиенты стали отказываться из-за закрытия нескольких аэропортов на юге России. Вероятно, придется отменить поездки в Турцию. «У нас есть запланированные поездки в Турцию, скорее всего, их придется отменить, потому что билеты дорогие из-за того, что вырос курс и доллара, и лиры», — рассказала Анастасия Джамирзе.

В дальнейшем в свете последних событий девушка планирует ориентироваться только на близлежащие направления, без необходимости перелета.
«Заграничные поездки пока будем отменять, а по краю все будет зависеть от платежеспособности людей. Будем ориентироваться на Краснодарский край, Крым Кавказ, с перелетами, скорее всего, не будем планировать туры. Посмотрим, какой будет обстановка, сейчас сложно что-то планировать, легче ориентироваться на ближайшие направления», — сказала Анастасия Джамирзе.

Девушка добавила, что спрос на авторские туры будет напрямую зависеть от экономической обстановки в стране. «Мы видим, что сейчас многие компании закрываются, люди остаются без работы», — отметила Анастасия Джамирзе.

Она также напомнила, что в период пандемии, люди все равно путешествовали по России, тогда популярность многих российских направлений значительно выросла. «Например, Дагестан. Там был туризм в зачаточном состоянии. После того, как границы закрылись, многие туда поехали. Здесь может случиться то же самое, но буквально сравнивать нынешнюю ситуацию с коронавирусным кризисом – некорректно. Этот кризис, скорее всего, будет сильнее», — поделилась мнением девушка.

По словам организатора авторских туров из Краснодара и Майкопа на Кавказ, в Крым и Калмыкию Анастасии Бояринцевой, в последнее время наблюдается отказ клиентов от поездок из-за ситуации с военной спецоперацией на Украине.

«Прошли мартовские праздники, мы заработали в разы меньше, чем планировали. Группы просто распадались, часто приходилось слышать фразу «извините, мы не поедем в связи с событиями в стране и в мире». Я не думаю, что в будущем будет такой же взрывной спрос на авторские туры, как после пандемии, потому что сейчас другая ситуация. Все будет зависеть от обстановки, многие люди сейчас остаются без работы», — говорит девушка.

Кроме того, на снижение спроса на авторские туры и поездки выходного дня влияют ограничения на рекламу в Instagram, ставшие следствием введения санкций. По словам организаторов, возможностей рекламировать свои продукты у них стало меньше и не факт, что группы будут также успешно набираться в дальнейшем.
«Мы все перешли на рабочие интернет-площадки и не секрет, что самая популярная –Instagram. Благодаря рекламе на этой площадке собирались группы, если ее закроют, придется придумывать что-то новое, но на все это нужно время. В поиске каналов рекламы сейчас не хотелось бы возвращаться, например, в соцсеть ВКонтакте. Лично для меня она неудобна и непродуктивна. Хотя есть группа организаторов, которая до сих пор собирает туристов через эту соцсеть», — отметила Анастасия Бояринцева.

О падении спроса в связи отменой рекламы в Instagram говорит и Елена Ульянченко. Девушка организует однодневные и многодневные туры по Краснодарскому краю, Адыгее и Северному Кавказу.

«Спрос уменьшился, как только начались сложности с Facebook, в Instagram перестала работать реклама. Конечно, остались постоянные подписчики, но моя цель — привлекать новых людей. Стараюсь подстроиться под новые условия, переходить на другие площадки, пока это не совсем удобно», — сказала Елена Ульянченко.

В то же время девушка в будущем не исключает увеличения спроса на авторские туры. «Например, сейчас многие знакомые, у которых были забронированы туры в Турцию, планируют отказываться от них из-за нынешнего курса. Летом я в основном ориентируюсь на походы — это и планирую предлагать. Знаю, что люди в таких поездках открываются с другой стороны, они не разделяются по социальному статусу — мне это очень нравится. Я вожу маленькими группами — зимой по пять человек, летом – по шесть. Это позволяет мне уделить больше времени каждому туристу, сдружиться нам всем, многие после поездок продолжают общаться», — рассказала Елена Ульянченко.

Организаторы авторских туров отмечают, что пока планируют удерживать цены на свои поездки. Их стоимость во многим зависит от цен на трансфер и средства размещения.

«Будем ориентироваться на рынок. Цена поездки у нас зависит от стоимости на проживание в гостиницах, трансфера. Сейчас подорожали расходники для автомобилей, в частности, запчасти. Следовательно, заказать автобус будет дороже. Отели, с которыми мы работаем, пока цены не меняли, но могут поменять в дальнейшем. В этом случае и у нас вырастет цена. Возможно, наибольшей популярность станут пользоваться однодневные поездки», — рассказала Анастасия Джамирзе.

«Пока перевозчик, с которым я работаю, не повышает стоимость, несмотря на то, что запчасти подорожали в разы. За счет этого я буду стараться удерживать цены. В стоимость тура также включено питание, если на продукты цены сильно будут расти, то и мы будем увеличивать, но только исходя из того, что возрастают затраты и их необходимо перекрыть, а не для дополнительного заработка», — отметила Анастасия Бояринцева.

Альтернатива Booking

В начале марта стало известно об уходе с российского рынка зарубежных сервисов бронирования жилья Airbnb, Booking. По мнению экспертов, это доставит определенные неудобства самостоятельным туристам. Однако, отмечают участники рынка, для тех, кто давно путешествует самостоятельно и умеет искать информацию, это не станет большой проблемой.

«В плане Booking – для самостоятельных туристов ушел удобный ресурс, но не думаю, что они из-за этого перестанут путешествовать. Как и раньше напрямую можно обращаться в объекты размещения, к туроператорам. У профессионалов отрасли: туроператоров, турагентств, есть такие же агрегаты, профессиональные системы бронирования. То есть всегда можно найти альтернативу. Например, российский сервис онлайн-бронирования отелей «Островок» работает как с нами, так и с самостоятельными туристами», — поделилась руководитель первого уполномоченного агентства компании Tez Tour в Краснодаре Людмила Глумакова.

По мнению основателя и генерального директора сети турагенств «Розовый слон» Алексана Мкртчяна, функции бронирования могут взять на себя турагентства. «У них весь этот инструментарий есть, они знают, в каком отеле какие изменения, какой отель реставрируется, где улучшился или ухудшился сервис. Ну и плюс, у турагентств всегда будет дешевле, чем ехать напрямую, потому что они работают по твердым контрактам и имеют комиссию. То есть турагентство всегда может снизить цену, чего отель не сделает. Поэтому уход таких сервисов как Booking скажется очень положительно», — считает эксперт.

Организатор авторских туров Анастасия Джамирзе отмечает, что российские сервисы бронирования «Островок» и Tvil.ru сейчас не настолько развиты, там не так много предложений от гостиниц и отелей. Однако те, кто давно путешествует, все равно смогут найти нужную информацию.

«Booking был очень удобным сервисом для самостоятельных туристов. Сейчас будет сложнее ориентироваться, больше времени нужно будет потратить на поиск подходящего отеля. Но можно что-то искать на других сервисах. Например, те же отзывы о средствах размещения есть в Яндексе», — заключила девушка.

Читайте нас в социальных сетях