Работодатели строят удаленный бизнес, сотрудников перевели на удаленку, мы все покупаем на маркетплейсах, обучение проводится на интернет-площадках, а душевные посиделки с друзьями все чаще заменяются диалогами в мессенджерах. Наступает время, когда личное человеческое участие и в жизни, и в сервисе начинает стоить дорого. Об этом наша вторая беседа с экспертом по личному бренду Мариной Гирей.
— Зачем вкладывать свои ресурсы в офлайн?
— Тут ценность в личном контакте с людьми, которые имеют необходимый опыт и навыки, благодаря чему человек получает расширение вариативности мышления. Люди более охотно раскрываются именно при личной встрече. Это психологический аспект безопасности. За пределами социальных сетей человек свободнее высказывает свое мнение, делится своим опытом или жизненными уроками.
Не все готовы раскрываться в онлайне, даже если это принесет пользу другим людям. Человек думает: «Мои мысли фиксируются, и их могут прочитать незнакомые люди, их могут переслать и увидеть те, перед кем не хочется раскрываться», «Зачем другим знать информацию как я справился с кризисом?», «Кому нужна история, как из-за ошибки сотрудника мы потеряли хорошую прибыль?» При этом поделиться своим опытом адресно, в личном общении готовы многие.
Лет 10 назад на редких тогда маркетинговых форумах я обратила внимание, что аудиторию можно разделить на несколько групп: одни впитывают знания, сидят и фиксируют все в блокнот, другие не так поглощены контентом, но в перерыве знакомятся между собой и выстраивают коммуникации, третьи перехватывают спикера на кофе-брейке и решают свои вопрос. Каждый закрывает свои цели. Сегодня на подобных мероприятиях добавилась еще одна группа — те, кто снимает контент для своих социальных сетей и почти не отрывается от экрана телефона.
— В чем же еще ценность офлайна?
— Как все уже поняли, онлайн-вселенная тоже нестабильна. Некоторые площадки стали недоступны для поддержания контактов, продвижения себя и своего бизнеса. Аудитория переходит на другие платформы. При этом за своими друзьями, лидерами и брендами перешли те, с кем была прочная связь и общие интересы.
В жизни все работает по таким же законам. Давно сформированные связи, объединенные общими интересами и ценностями, не исчезают бесследно, будь то университетские друзья, коллеги или когда-то общая компания. Если у вас был прочный контакт, то можно написать человеку через два года, через 15 лет и продолжить коммуникацию в необходимом ключе.
Главная ценность — человек. Во все времена актуальна поговорка «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». Деньги обесцениваются — многие успели это ощутить. Кто-то сможет перераспределить ресурсы и выстроить систему так, чтобы все продолжало работать на прибыль, кто-то ищет новые ниши для получения прибыли. И основной ценностью и ресурсом будут именно люди, которые смогут помочь, поддержать, сделать, посоветовать и подсказать вектор развития.
— Как выбрать правильный формат?
— Окружение — это ресурс, который растет в цене. Важно и укрепить свои связи, и расширить круг новых знакомств.
Пандемия ушла, наступило время объединения. Люди вступают в сообщества, поддерживают друг друга, делятся контактами, создают коллаборации. Актуально не просто вступить в какой-нибудь клуб, а подобрать себе окружение, которое отражает ваши ценности. У одних это будет группа из фитнес-клуба, где общение уже перешло в формат вне тренировок. Другие пойдут в бизнес-сообщества, в которых есть готовая программа, соответствующая миссии этого клуба. Обратите внимание:
первое, что делают люди, эмигрировавшие за границу, — создают комьюнити из своих, знакомятся и объединяются в группы. Это инструмент роста на любой территории, в любом сфере. Чтобы подобрать клуб для личного роста, нужно ориентироваться на наполнение программы, образовательный контент (или его отсутствие) и досуг для участников. В одних сообществах это будут семейные выезды на базы отдыха, в других — спортивные мероприятия для мужчин на выносливость, в третьих — духовные поездки на Алтай. Практически везде есть приветственные встречи для новых резидентов, посетив которые можно понять, подходит ли данное окружение и программа клуба под запрос или нужно поискать еще. Нет цели заходить в сообщества? Можно выбрать бизнес-завтраки, тренинги, кружки по интересам. Их можно посещать периодически или по запросу, если видите интересного спикера, наполнение или просто сейчас появилась такая потребность. Главное — помнить, что важная часть офлайн-мероприятия — нетворкинг. Я знаю про Винный Бизнес Клуб, который организует «ДГ. Юг», — это отличный образец нетворкинга, который работает уже на протяжении 10 лет.
— Как посетить нетворкинг эффективно?
— Определить цель. Если ее нет, то можно выйти опустошенным и сказать, что «ничего интересного не было», «можно было поработать или провести это время с семьей». Нужен определенный специалист? Необходимо сказать об этом на нетворкинге. Возможно, перед вами сидит человек, который может помочь здесь и сейчас. А может, тот, кто сталкивался с подобной задачей и даст вам контакты. Практически у каждого в жизни была ситуация, когда поднимали всех знакомых, чтобы решить свой вопрос, а решился он при помощи внука соседки, с которой случайно обмолвились, пока ехали в лифте, или помогла коллега, с которой поделились ситуацией на офисной кухне.
Понять, как можно быть полезным для участников мероприятия. Стратегия «прийти и взять свое» работает, но это не про отношения вдолгую. Свою задачу человек, скорее всего, решит, но если он не готов делиться своими знаниями и ресурсами, то долго в сообществе не продержится. Важно быть не просто интересным для окружения, а заинтересованным и интересующимся людьми, своими клиентами или участниками мероприятия.
Побудить к действию. Даже если пока нет запроса к данному человеку, можно добавить друг друга в социальных сетях. Если участник продает свои товары или услуги, то пусть пригласит других на мероприятие для клиентов, даст сигнальный образец своего продукта, а позже продублирует напоминание в социальных сетях или мессенджерах. Не стесняйтесь напомнить о себе — человек, с которым состоялась точка контакта на нетворкинге, может быть занят своими делами. Это проявление заботы — ненавязчиво напомнить о своем предложении.
— Посоветуйте, как познакомиться?
— Подойти и познакомиться с новым человеком непросто. Это не зависит от уровня успешности человека. Сложно всем, особенно когда человек выходит с запросом не от имени компании, в которой работает, а только от своего имени. На каждом мероприятии можно встретить человека с отсутствующим взглядом или упорно листающего ленту телефона. Вид этого человека говорит: «Подойдите ко мне, я пришел на это мероприятие не для того, чтобы читать информацию о людях, которые находятся в другом месте». Это и есть идеальные кандидаты для знакомства. Даже те, кому было легко знакомиться с новыми людьми в допандемийное время, сейчас подзабыли этот навык. Его нужно прокачивать.
— Как выделить себя из толпы?
— Здесь огромный спектр бесплатных инструментов для продвижения. Например, перед тем, как задать вопрос спикеру, нужно называть имя и сферу деятельности, компанию, а сам вопрос выстроить на основе распространенного клиентского случая, чтобы аудитория понимала, что конкретно ей предлагается. На некоторых мероприятиях разрешают сказать приветственное слово или подарить образец товара, раздать визитки, предложить свои услуги со специальными условиями для участников мероприятия либо заявиться самому в качестве спикера. Однако последнее можно делать, только если есть твердая уверенность в своей экспертности и опыт выступлений. Иначе можно получить неприятные отзывы, которые в будущем сыграют в минус для вашей репутации.