Договариваться или судиться — выбор за вами

Договариваться или судиться — выбор за вами

Президент АНО ДПО «Центр переговоров и урегулирования споров (медиации)» Елена Морозова рассказала, как помогает супругам договаривать при разводе

Медиация как альтернатива досудебного заключения договоренностей не так давно вошла в нашу жизнь. В законе она закреплена как один из способов урегулирования споров. Если юрист одновременно является еще медиатором и психологом, он в работе более эффективен, рассказала «ДГ. Юг» Елена Морозова, президент АНО ДПО «Центр переговоров и урегулирования споров (медиации)» (г. Краснодар), адвокат, психолог, тренер по медиации.

В России была традиция при заключении брака не заключать брачный договор. Практика заключения брачных договоров появилась относительно недавно, поэтому молодое поколение относится к этому с большим пониманием, чем люди зрелые. Но иногда родители настаивают на составлении такого договора при заключении союза их детей. Часто это касается случаев, когда родители предоставляют деньги на приобретение недвижимости, ее ремонт и отделку, покупку автотранспорта, предусмотрительно заботясь, чтобы в случае развода данное имущество осталось у их ребенка — сына либо дочери. 

В брачном договоре в России обычно не оговорены детали — кто кого будет содержать, как будет разрешена ситуация с детьми, но можно предусмотреть режим раздела имущества супругов иной, чем предусмотрен Семейным кодексом РФ. В Семейном кодексе говорится, что имущество супругов — все, что приобретено в браке, — принадлежит им на праве совместной собственности либо в равных долях. 

«Оставаясь действующим адвокатом, — рассказывает Елена Морозова, — я предпочитаю помогать людям договариваться. Потому что в споре всегда есть эмоции, которые мешают рационально мыслить. И именно поэтому важно участие третьего, нейтрального специалиста, который безоценочно сможет выслушать спорящие стороны и помочь им найти то решение, которое устроит одного и другого, а из множества вариантов всегда легче найти такое решение. Стороны же приходят за стол переговоров, имея свое решение, часто диаметрально противоположное мнению оппонента. И поэтому задача медиатора — снизить эмоциональную составляющую, выслушать каждого и помочь найти три — пять вариантов, из которых будет легче выбрать тот, который подойдет одному и другому. Еще важно, чтобы стороны могли в спокойной обстановке обсудить, почему тот или иной вариант важен именно для них, почему именно на таком варианте они настаивают».

Иногда, наряду с разделом имущества, возникают вопросы раздела бизнеса. И здесь часто проигрывает тот, который является супругом предпринимателя. Например, когда речь идет об Обществе с ограниченной ответственностью (ООО), есть уставной капитал, который является так же общим имуществом супругов. В законе сказано, что доля одного из супругов может быть больше или меньше, в зависимости от оценки суда, оценки вклада и непосредственного участия каждого в развитие данного бизнеса. Если один супруг управлял этим имуществом, являясь его собственником, а другой помогал ему по хозяйству, не участвуя в бизнес-процессах, то скорее всего этот супруг получит меньше. Так как сложно определить стоимость всего имущества,  всех активов, а человеку, который непосредственно в этом бизнесе разбирается, легче вывести  активы, чтобы они не подвергались разделу. Судебные разбирательства, связанные с  разделом бизнеса, разделом имущества, как правило, приобретает затяжную форму. Они рассматриваются год, два, иногда и больше, уходит много средств на адвокатов, на экспертизу, на оценку, уходит время, здоровье,  стороны испытываются негативные эмоции, отвлекается время от воспитания детей. 

Важно выходя из конфликта, сохранить лицо и человеческие качества. Именно за столом переговоров больше возможности оценить вклад каждого и определить формат раздела имущества с учетом интересов друг друга и детей. У каждого человека в жизни есть выбор, на что Вы готовы потратить часть своей жизни — договариваться или судиться.

Читайте нас в социальных сетях