Курсы валют
53.77
56.36

Неоднозначные показатели: за счет чего на фоне санкций на Кубани растет число субъектов малого бизнеса

08.06.2022 15:39
В Краснодарском крае с начала 2022 года число субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось почти на 6 тысяч, эксперты рассказали сайту «Деловая газета. Юг», за счет чего растут эти показатели на фоне санкционного давления, как санкции повлияли на деятельность МСП и много ли компаний закрылось за последние месяцы
Читайте нас на Яндекс.Новости Читайте нас в Telegram

В Краснодарском крае количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на 10 мая 2022 года составило 279,6 тысяч. В условиях усиления санкционного давления этот показатель вырос на 6 тысяч, следует из данных реестра Федеральной налоговой службы.

По сравнению с маем 2021 года, количество МСП в крае увеличилось на 9,3 тысяч.

В то же время, по данным экспертов, рост числа малого и среднего бизнеса в регионе не является однозначным, поскольку необходимо учитывать и количество закрывшихся за отчетный период предприятий.

«Прирост за год по субъектам МСП составляет 9,3 тысячи. При этом имеют признак вновь созданных 61,5 тысяч МСП. Это значит, что за год закрылось около 52,2 тыс. предприятий», - пояснил руководитель маркетингового агентства BeProduct Азамат Исянчурин.

Кроме того, отметил эксперт, по сравнению с допандемийными годами число малого и среднего бизнеса в регионе сократилось.

«Сейчас я не назвал бы ситуацию ростом, а скорее восстановлением. В последние годы по стране и по Краснодарскому краю было снижение количества субъектов МСП. Еще в мае 2019 года их количество на Кубани составляло 286,7 тысяч», - рассказал Азамат Исянчурин.

По данным председателя Краснодарского краевого отделения общероссийской общественной организации МСП «Опора России» Даниэля Башмакова, чаще всего закрываются предприятия, в штате которых насчитывалось несколько работников. При этом у новых ИП числится, как правило, один сотрудник.

Его слова подтверждает статистика ФНС, несмотря на рост общего числа МСП, количество людей, работающих в данных субъектах, сократилось. Если в феврале 2022 года в Краснодарском крае функционировало 275 тыс. предприятий с 532,7 тыс. сотрудников, то в мае число субъектов МСП было на уровне 279,6 тыс. при среднесписочной численности работников – 531 тыс. человек (сокращение работников МСП составило 1,7 тыс. человек).

По мнению Даниэля Башмакова, рост субъектов МСП в Краснодарском крае за последние месяцы связан с сезонностью.

«Я считаю, что на рост МСП сейчас влияет сезонность. В Краснодарском крае всегда на время курортного сезона много предприимчивых людей открывают ИП для того, чтобы на побережье заниматься предпринимательской деятельностью – либо продавать что-то, либо оказывать определенные услуги. Это хорошо, что у нас есть рост, но я считаю, что он связан с сезонностью», - прокомментировал Даниэль Башмаков.

По мнению краснодарского бизнес-консультанта, профессора экономики Александра Полиди, увеличение количества малых и средних предприятий происходит сразу из-за нескольких факторов.

«Во-первых, это структурный эффект. То есть после того, как в период пандемии произошло сокращение численности предприятий во многих отраслях (в первую очередь – в потребительских), люди стали терять работу. И в качестве новой деятельности они открывали собственный малый/средний бизнес. То же самое происходит и сейчас, только теперь предприятия закрываются по другим причинам», - сказал Александр Полиди.

Вторым фактором увеличения числа малых и средних предприятий Александр Полиди считает желание людей заниматься собственным бизнесом.

«Второй фактор – это желание людей идти в собственный бизнес, чтобы исключить тот прессинг, давление, которое очень часто создается в крупных компаниях, в компаниях с государственным участием. Тем более в период, когда стали сокращаться доходы», - рассказал профессор экономики.

Также, по его мнению, большое значение в происходящих процессах имеет государственная поддержка.

«Третий фактор - в регионе сработала система поддержки МСП. То есть созданы институты, фонды. Это и поддержки предпринимательства, и инжиниринговый центр, центр поддержки экспорта, и гарантийный фонд. Это существенно упрощает работу малому бизнесу», - отметил Александр Полиди.

Последней причиной увеличения числа МСП он назвал упрощение ведения бизнеса.

«Ну и четвертый фактор – условия ведения малого бизнеса стали лучше. Это объективно. То есть проще стала регистрация, проще стало платить налоги, меньше стало административное давление (опять же, это благодаря пандемии). То есть сократилось количество проверок, количество вмешательства. Люди почувствовали улучшение условий и снижение градуса нервозности и пошли открывать малые предприятия», - сказал Александр Полиди.

Несмотря на господдержку, в условиях санкционного давления малый бизнес испытывает сложности, говорит Азамат Исянчурин, больше всего, по его словам, пострадали отрасли строительства, торговли и туризма.

«Сильное замедление сейчас в крае идет по трем направлениям. Малые компании, занимающиеся строительством и ремонтом, местные подрядчики, риелторы пострадали из-за заградительной ставки ЦБ во II квартале 2022 года. Кубанские отели пострадали из-за отключения Booking, где осуществлялось 76% броней. В торговле произошло снижение среднего чека, так как потребители стали экономить», - пояснил руководитель маркетингового агентства BeProduct.

По мнению Даниэля Башмакова, пока рано говорить о том, как западные санкции повлияют на малый бизнес региона.

«Прошло всего три месяца. И так как МСП в основном действуют небольшими объемами, небольшими рынками сбыта, продажами, производством, то чаще всего у них есть определенные запасы. И эти запасы сейчас реализуются», - прокомментировал Даниэль Башмаков.

Он добавил, что большая часть кубанских предпринимателей приобретает комплектующие и сырье внутри России. Бизнес, который совершал закупку необходимых материалов за рубежом, конечно, пострадал. Однако «Опора России» ищет таким производителям российских поставщиков.

По мнению Александра Полиди, для российских предпринимателей, в том числе и кубанских, есть плюсы в сложившейся макроэкономической ситуации, если они сумеют переориентироваться.

«Будет переориентация на те ниши, которые оказываются свободными. Например, из-за того, что освобождаются целые ниши фастфуда, мы увидим, что ресторанные компании, компании, которые владели сетями кафе, баров и т.д. перейдут на этот рынок. То же самое касается курортов, туризма, строительства», - рассказал профессор экономики.

Однако есть и такие малые и средние предприятия, которые не смогут переориентироваться на другую деятельность.

«В прошлые годы не очень многие компании переориентировались на какие-то новые рынки сбыта, потому что это достаточно емкий, долговременный и рискованный процесс. Сейчас есть компании, которые производили похожую на ушедшую с рынка продукцию, типа косметики, в небольших объемах, пытались ее продавать. Но за счет засилья импортной продукции, все было не очень хорошо. Теперь, поскольку импортная косметика подорожала или вовсе ушла с рынка, у местных небольших предприятий появился шанс из-за отсутствия конкуренции», - сказала Даниэль Башмаков.

Он добавил, что сейчас такие компании наращивают свое производство, вводят новые продукты.

«Есть и другие компании. Те же кинотеатры. Они пострадали очень сильно, и куда им переориентироваться? Стать IT-компаниями? Сделать производство той же косметики или каких-то запчастей? Это невозможно. То есть не каждая компания, даже если она очень хочет, может переориентироваться», - пояснил председатель Краснодарского краевого отделения общероссийской общественной организации МСП «Опора России».

Новые компании, по мнению экспертов, также нужно открывать в тех нишах, которые освободились.

«Мы понимаем, что сейчас в основном освобождаются ниши на потребительских рынках – это общепит, ритейл - продовольственный, промышленный. Безусловно, это курорты и туризм, это отрасль, которая 100% выстрелит. Но, в первую очередь, люди должны открывать бизнес в такой сфере, где у них есть компетенция», - заключил Александр Полиди.

Екатерина Луценко

Диана Устрижицкая, создатель бренда Rainkot

Создатель бренда плащей Rainkot Диана Устрижицкая рассказала, как начать шить стильные дождевики для взрослых и детей, превратив случайную идею в настоящий бизнес

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы