Рашид Кудаев: «Найти своего врача можно только методом проб и ошибок»

Рашид Кудаев: «Найти своего врача можно только методом проб и ошибок»

Главный врач краснодарского филиала федеральной сети медицинских центров «МЛЦ» Рашид Кудаев рассказал, в чем отличие частной медицины от государственной, есть ли проблемы с импортозамещением в медицине и как найти своего врача

О том, как найти своего врача, в чем отличие частной медицины от государственной, есть ли проблемы с импортозамещением в медицине, об ОМС и многом другом «ДГ. Юг» поговорила с главным врачом краснодарского филиала федеральной сети медицинских центров «МЛЦ» Рашидом Кудаевым.

— Что такое, на ваш взгляд, современная частная клиника?

— На мой взгляд, это четыре основных пункта: качество и своевременность оказания медицинской помощи плюс многофункциональность и сервис.

— Назовите пять отличий частной российской медицины от государственной.

— Доступность, отсутствие очередей, сервис, высокая квалификация специалистов и научные технологии.

— Как строится день главного врача?

— Начинаю с планерки. Смотрю выкладки и цифры за вчерашний день, общаюсь с персоналом — со старшей медсестрой, с докторами. Для меня важно, как мы оснащены: все ли нормально с расходными материалами, препаратами, как работает оборудование. Мы не любим неприятных сюрпризов, поэтому всегда следим, чтобы с поставками и техникой не было форс-мажоров. С докторами обсуждаем план приема пациентов на день, если есть сложные случаи, разрабатываем схемы диагностики и лечения. Зачастую в филиал МЛЦ в Краснодаре приходят за экспертным заключением, за вторым мнением, поэтому иногда планерка превращается во врачебный консилиум. После планерки — деловые встречи, операции, прием пациентов — его никто не отменял. Так строится мой рабочий день.

— Какие показатели работы клиники вы оцениваете?

— Их много, назову пару ключевых. Например, лояльность пациентов. Казалось бы, в идеале человек не должен часто обращаться к врачам, но в обыденной жизни ситуация другая: мы все болеем и все лечимся. И для меня важно, чтобы пациент приходил за диагностикой и лечением снова в наши диагностические центры, а не в другие. У нас есть информационная система, там все прозрачно: кто пришел впервые, кто повторно. Если процент повторных визитов высокий, значит люди нам доверяют. Не хочу показаться нескромным, но я не ленюсь позвонить недовольному пациенту, такие ведь тоже бывают. Я смотрю отзывы на сайте, стараюсь реагировать, отвечать, решать вопросы. Это про лояльность и сервис. Далее — показатели нашей технологической оснащенности и загрузки оборудования. Медицинский Лучевой Центр оснащен очень хорошо, у нас есть диагностическая техника, у которой в городе нет аналогов. Но очень важно, чтобы она работала, а не просто стояла, мы ведь коммерческая клиника и должны работать с прибылью. Я оцениваю, сколько исследований проводится, все ли в порядке.

— Испытывает ли клиника кадровый голод?

— У нас нет нехватки персонала — могу это сказать и про врачей, и про средних и младших медработников. Не скажу, что добиться этого было легко — мы знаем, что кадры решают все, а хороших специалистов на рынке немного. Но мы добились.

— Как?

— По-разному. Сеть медицинских центров «МЛЦ» пришла в город не так давно. Ее никто не знал. Но я в краснодарской медицине всю жизнь, я знаком с врачами, знаю их уровень подготовки и компетенции. Задача была собрать мощных, качественных специалистов. И удержать. Кроме материального стимулирования, используем для этого разные инструменты: развиваем корпоративную культуру, учим сотрудников, проводим научные мероприятия, в которых они могут продемонстрировать свою экспертность — это важно как для клиники, так и для врача.

— Насчет обучения. Что вы думаете о системе непрерывного медицинского образования?

— Пусть это останется лично моим мнением. Я считаю, что система дистанционного непрерывного медицинского образования не может поднять доктора на принципиально другой уровень и нуждается в совершенствовании.

— А как вы оцениваете уровень подготовки выпускников медвузов?

— Талантливой молодежи много. Печально, когда в медицинский вуз идут только за дипломом, хотя это не самый простой способ его получить, а после получения меняют профиль деятельности. Они занимают место человека, который мечтает о медицине, но не может осуществить мечту. Еще, мне кажется, сейчас утеряна идеология профессии врача. Мало внимания уделяется тому, чтобы не только обучить, но и воспитать врачей. Воспитать людей, настроенных на то, чтобы помогать пациентам. А профессиональная подготовка у всех разная: если человек хочет получить знания, он их получает.

— Кто, по вашему мнению, важнее и правильнее для клиники: один именитый специалист, прием к которому расписан на месяцы вперед, или рядовые врачи?

— Хороший вопрос. Для клиники, видимо, нужны и те и другие. Все индивидуально, и пациенты все разные. Но порой узкие специалисты с большими регалиями и звездным статусом настолько уходят в теорию, что постановка диагноза и лечение разочаровывают пациента. Кроме того, в данном случае может встать вопрос коммуникаций: звезды зачастую не хотят тратить время на то, чтобы довести нюансы заболевания или лечения до пациента понятно и доходчиво. А рядовой врач — практик всегда доступен, имеет опыт, он более открыт, заботлив и участлив.

— Как Медицинский Лучевой Центр делает врача открытым, заботливым и участливым? Или пациентоориентированным, как принято сейчас говорить.

— Мы настраиваем врачей на правильную волну поведения, когда они не имеют права на сверхэмоции при общении с пациентом. Если в ответ на поведение пациента врач дает обратный отрицательный заряд, то о доверии можно забыть. А без доверия нет лояльности к клинике.

— Насколько популярность врача обусловлена его активностью и маркетинговой стратегией?

— Хотя сейчас принято говорить, что если тебя нет в соцсетях, то ты умер, я так не считаю. У врача мало времени на соцсети, он занят лечением больных. И его популярность в большей степени складывается из рекомендаций его пациентов. Эффекту сарафанного радио, по моему мнению, следует доверять больше, чем активности доктора в соцсетях. Если тебя вылечили, ты расскажешь об этом другим. Понятие личного бренда врача складывается из количества счастливых людей, которые победили болезнь, а не из количества картинок и умных текстов в его телеграм-канале. Здесь может быть все красиво и правильно подано с точки зрения маркетинга, а в итоге ожидания пациента не совпадут с реальностью.

— Так как все-таки искать своего врача?

— Только методом проб и ошибок.

— Давайте переведем тему разговора с людей на технику. Поговорим о ситуации, когда колоссальное количество антироссийских санкций привело к тому, что все заговорили о кризисе поставок и об импортозамещении, в том числе в медицине.

— Мое мнение, что санкции в медицине недопустимы — политика не должна отражаться на здоровье людей, это неправильно. Но раз уж ситуация сложилась таким образом, надо обращать внимание на внутренние резервы страны, на наш научный и производственный потенциал. Это на перспективу. А если говорить о ситуации сегодня, то в основном филиал МЛЦ в Краснодаре работает на оборудовании из Германии, Израиля, Японии, Кореи. Это 90% нашей техники. Могу сказать, что пока мы не ощутили критичность ситуации с запчастями и комплектующими для нашей техники. Пока все штатно, у поставщиков все есть. Нам стали предлагать аналоги азиатского, индийского производства. Присматриваемся, пробуем. Проблема в ценах: несмотря на то, что курс рубля успокоился, вернулся к уровню прошлого года и даже усилился, цены после мартовского скачка на прежний уровень не вернулись. Но мы не увеличиваем цены на свои услуги, стараемся держаться. Для нас важно сохранить доступность диагностики и лечения.

— Касательно доступности получения медицинских услуг. Принимаете ли вы пациентов по полисам ОМС (обязательного медицинского страхования)?

— Мы видим перспективы сотрудничества с Фондом ОМС как по амбулаторно-поликлинической, так и по высокотехнологичной медицинской помощи. Наш диагностический центр уже находится в реестре ОМС. Но есть сложности. Нам невыгодно принимать пациентов, приходящих с полисами, потому что уровень тарифов ОМС, которые компенсирует государство, ниже, чем себестоимость высокотехнологичной диагностики и медицинских услуг. Развитие частных клиник в системе обязательного медстрахования сдерживается государством в части ограничения квот, а также растущей конкуренцией. Я считаю, что государству давно стоит обратить внимание на этот аспект хотя бы в силу того, что пациентам в государственной медицине приходится ждать в очереди, чтобы попасть на высокотехнологичную диагностику, к примеру МРТ, неделями, а то и месяцами. Соответственно, уровень своевременной качественной помощи оставляет желать лучшего.

— У вас есть профессиональная мечта?

— Если о земном и не слишком далеком, то я мечтаю о расширении Медицинского Лучевого Центра на Кубани — думаю, что присутствие в медицине Краснодарского края еще нескольких высокотехнологичных медицинских центров лишним точно не будет.

Кудаев Рашид Нухович

Родился в Краснодаре в 1970 году. Окончил Кубанский медицинский институт им. Красной Армии по специальности «общая хирургия». 

Стаж работы — 27 лет. В течение 10 лет заведовал хирургическим отделением ЦРБ. С 2012 по 2021 год занимал руководящие должности в частных медицинских учреждениях Краснодара.

С 2021 года — главный врач краснодарского филиала федеральной сети медицинских центров «МЛЦ».

Женат, воспитывает дочь.

Новости