Курсы валют
53.77
56.36

Рашид Кудаев: «Найти своего врача можно только методом проб и ошибок»

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
20.06.2022 10:37
Главный врач краснодарского филиала федеральной сети медицинских центров «МЛЦ» Рашид Кудаев рассказал, в чем отличие частной медицины от государственной, есть ли проблемы с импортозамещением в медицине и как найти своего врача
Читайте нас на Яндекс.Новости Читайте нас в Telegram

О том, как найти своего врача, в чем отличие частной медицины от государственной, есть ли проблемы с импортозамещением в медицине, об ОМС и многом другом «ДГ. Юг» поговорила с главным врачом краснодарского филиала федеральной сети медицинских центров «МЛЦ» Рашидом Кудаевым.

— Что такое, на ваш взгляд, современная частная клиника?

— На мой взгляд, это четыре основных пункта: качество и своевременность оказания медицинской помощи плюс многофункциональность и сервис.

— Назовите пять отличий частной российской медицины от государственной.

— Доступность, отсутствие очередей, сервис, высокая квалификация специалистов и научные технологии.

— Как строится день главного врача?

— Начинаю с планерки. Смотрю выкладки и цифры за вчерашний день, общаюсь с персоналом — со старшей медсестрой, с докторами. Для меня важно, как мы оснащены: все ли нормально с расходными материалами, препаратами, как работает оборудование. Мы не любим неприятных сюрпризов, поэтому всегда следим, чтобы с поставками и техникой не было форс-мажоров. С докторами обсуждаем план приема пациентов на день, если есть сложные случаи, разрабатываем схемы диагностики и лечения. Зачастую в филиал МЛЦ в Краснодаре приходят за экспертным заключением, за вторым мнением, поэтому иногда планерка превращается во врачебный консилиум. После планерки — деловые встречи, операции, прием пациентов — его никто не отменял. Так строится мой рабочий день.

— Какие показатели работы клиники вы оцениваете?

— Их много, назову пару ключевых. Например, лояльность пациентов. Казалось бы, в идеале человек не должен часто обращаться к врачам, но в обыденной жизни ситуация другая: мы все болеем и все лечимся. И для меня важно, чтобы пациент приходил за диагностикой и лечением снова в наши диагностические центры, а не в другие. У нас есть информационная система, там все прозрачно: кто пришел впервые, кто повторно. Если процент повторных визитов высокий, значит люди нам доверяют. Не хочу показаться нескромным, но я не ленюсь позвонить недовольному пациенту, такие ведь тоже бывают. Я смотрю отзывы на сайте, стараюсь реагировать, отвечать, решать вопросы. Это про лояльность и сервис. Далее — показатели нашей технологической оснащенности и загрузки оборудования. Медицинский Лучевой Центр оснащен очень хорошо, у нас есть диагностическая техника, у которой в городе нет аналогов. Но очень важно, чтобы она работала, а не просто стояла, мы ведь коммерческая клиника и должны работать с прибылью. Я оцениваю, сколько исследований проводится, все ли в порядке.

— Испытывает ли клиника кадровый голод?

— У нас нет нехватки персонала — могу это сказать и про врачей, и про средних и младших медработников. Не скажу, что добиться этого было легко — мы знаем, что кадры решают все, а хороших специалистов на рынке немного. Но мы добились.

— Как?

— По-разному. Сеть медицинских центров «МЛЦ» пришла в город не так давно. Ее никто не знал. Но я в краснодарской медицине всю жизнь, я знаком с врачами, знаю их уровень подготовки и компетенции. Задача была собрать мощных, качественных специалистов. И удержать. Кроме материального стимулирования, используем для этого разные инструменты: развиваем корпоративную культуру, учим сотрудников, проводим научные мероприятия, в которых они могут продемонстрировать свою экспертность — это важно как для клиники, так и для врача.

— Насчет обучения. Что вы думаете о системе непрерывного медицинского образования?

— Пусть это останется лично моим мнением. Я считаю, что система дистанционного непрерывного медицинского образования не может поднять доктора на принципиально другой уровень и нуждается в совершенствовании.

— А как вы оцениваете уровень подготовки выпускников медвузов?

— Талантливой молодежи много. Печально, когда в медицинский вуз идут только за дипломом, хотя это не самый простой способ его получить, а после получения меняют профиль деятельности. Они занимают место человека, который мечтает о медицине, но не может осуществить мечту. Еще, мне кажется, сейчас утеряна идеология профессии врача. Мало внимания уделяется тому, чтобы не только обучить, но и воспитать врачей. Воспитать людей, настроенных на то, чтобы помогать пациентам. А профессиональная подготовка у всех разная: если человек хочет получить знания, он их получает.

— Кто, по вашему мнению, важнее и правильнее для клиники: один именитый специалист, прием к которому расписан на месяцы вперед, или рядовые врачи?

— Хороший вопрос. Для клиники, видимо, нужны и те и другие. Все индивидуально, и пациенты все разные. Но порой узкие специалисты с большими регалиями и звездным статусом настолько уходят в теорию, что постановка диагноза и лечение разочаровывают пациента. Кроме того, в данном случае может встать вопрос коммуникаций: звезды зачастую не хотят тратить время на то, чтобы довести нюансы заболевания или лечения до пациента понятно и доходчиво. А рядовой врач — практик всегда доступен, имеет опыт, он более открыт, заботлив и участлив.

— Как Медицинский Лучевой Центр делает врача открытым, заботливым и участливым? Или пациентоориентированным, как принято сейчас говорить.

— Мы настраиваем врачей на правильную волну поведения, когда они не имеют права на сверхэмоции при общении с пациентом. Если в ответ на поведение пациента врач дает обратный отрицательный заряд, то о доверии можно забыть. А без доверия нет лояльности к клинике.

— Насколько популярность врача обусловлена его активностью и маркетинговой стратегией?

— Хотя сейчас принято говорить, что если тебя нет в соцсетях, то ты умер, я так не считаю. У врача мало времени на соцсети, он занят лечением больных. И его популярность в большей степени складывается из рекомендаций его пациентов. Эффекту сарафанного радио, по моему мнению, следует доверять больше, чем активности доктора в соцсетях. Если тебя вылечили, ты расскажешь об этом другим. Понятие личного бренда врача складывается из количества счастливых людей, которые победили болезнь, а не из количества картинок и умных текстов в его телеграм-канале. Здесь может быть все красиво и правильно подано с точки зрения маркетинга, а в итоге ожидания пациента не совпадут с реальностью.

— Так как все-таки искать своего врача?

— Только методом проб и ошибок.

— Давайте переведем тему разговора с людей на технику. Поговорим о ситуации, когда колоссальное количество антироссийских санкций привело к тому, что все заговорили о кризисе поставок и об импортозамещении, в том числе в медицине.

— Мое мнение, что санкции в медицине недопустимы — политика не должна отражаться на здоровье людей, это неправильно. Но раз уж ситуация сложилась таким образом, надо обращать внимание на внутренние резервы страны, на наш научный и производственный потенциал. Это на перспективу. А если говорить о ситуации сегодня, то в основном филиал МЛЦ в Краснодаре работает на оборудовании из Германии, Израиля, Японии, Кореи. Это 90% нашей техники. Могу сказать, что пока мы не ощутили критичность ситуации с запчастями и комплектующими для нашей техники. Пока все штатно, у поставщиков все есть. Нам стали предлагать аналоги азиатского, индийского производства. Присматриваемся, пробуем. Проблема в ценах: несмотря на то, что курс рубля успокоился, вернулся к уровню прошлого года и даже усилился, цены после мартовского скачка на прежний уровень не вернулись. Но мы не увеличиваем цены на свои услуги, стараемся держаться. Для нас важно сохранить доступность диагностики и лечения.

— Касательно доступности получения медицинских услуг. Принимаете ли вы пациентов по полисам ОМС (обязательного медицинского страхования)?

— Мы видим перспективы сотрудничества с Фондом ОМС как по амбулаторно-поликлинической, так и по высокотехнологичной медицинской помощи. Наш диагностический центр уже находится в реестре ОМС. Но есть сложности. Нам невыгодно принимать пациентов, приходящих с полисами, потому что уровень тарифов ОМС, которые компенсирует государство, ниже, чем себестоимость высокотехнологичной диагностики и медицинских услуг. Развитие частных клиник в системе обязательного медстрахования сдерживается государством в части ограничения квот, а также растущей конкуренцией. Я считаю, что государству давно стоит обратить внимание на этот аспект хотя бы в силу того, что пациентам в государственной медицине приходится ждать в очереди, чтобы попасть на высокотехнологичную диагностику, к примеру МРТ, неделями, а то и месяцами. Соответственно, уровень своевременной качественной помощи оставляет желать лучшего.

— У вас есть профессиональная мечта?

— Если о земном и не слишком далеком, то я мечтаю о расширении Медицинского Лучевого Центра на Кубани — думаю, что присутствие в медицине Краснодарского края еще нескольких высокотехнологичных медицинских центров лишним точно не будет.

Кудаев Рашид Нухович

Родился в Краснодаре в 1970 году. Окончил Кубанский медицинский институт им. Красной Армии по специальности «общая хирургия». 

Стаж работы — 27 лет. В течение 10 лет заведовал хирургическим отделением ЦРБ. С 2012 по 2021 год занимал руководящие должности в частных медицинских учреждениях Краснодара.

С 2021 года — главный врач краснодарского филиала федеральной сети медицинских центров «МЛЦ».

Женат, воспитывает дочь.

Дмитрий Волков

Артём Гаврилов, основатель детского киберспортивного лагеря Dota2Camp

Артём Гаврилов, основатель детского киберспортивного лагеря Dota2Camp, который второе лето работал в поселке Сукко в Краснодарском крае, рассказал сайту «Деловая газета.Юг» о целях...

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы