Миссия выполнима, когда приходит медиатор
фото предоставлено Еленой Морозовой

Миссия выполнима, когда приходит медиатор

Тренер медиации, юрист, психолог, президент АНО ДПО «Центр переговоров и урегулирования споров (медиации)» Елена Морозова рассказала «ДГ. Юг», как пережить кризис и стать эффективным

Как пережить кризис и стать эффективным, рассказала «ДГ. Юг» тренер медиации, юрист, психолог, президент АНО ДПО «Центр переговоров и урегулирования споров (медиации)» Елена Морозова.

Жизнь нам диктует новые условия. Сначала прошел экономический кризис, пришла в нашу жизнь пандемия коронавируса, были объявлены беспрецедентные санкции в связи с событиями на Украине. Одновременно происходят изменения, которые затрагивают различные сферы в обществе, бизнесе, отношениях между партнерами. Когда ситуация в бизнесе нестабильна, это влияет на качество отношений и договоренностей между партнерами. На первое место выходят надежность и экологичность этих отношений и договоренностей. Но бывает, что каждый перетягивает одеяло на себя, что в нынешней ситуации для бизнеса бесперспективно для развития. С уменьшением экономической стабильности меняются клиенты — они становятся более капризными, разборчивыми, нервными. И тут важно, чтобы внутри компании между партнерами были достигнуты соглашения не только по методам работы, общим целям, задачам. Сейчас все больше компаний обращается к вопросу определения своей миссии. «Куда идем и дойдем ли вообще? И если дойдем, какие возможны на этом пути потери? Удастся ли нам сохранить лицо, сохранить уважение к себе и к друг другу? С чем выйдем? Наши отношения должны быть во благо репутации компании», — так рассуждают партнеры. Увы, это не всегда так бывает. Время показывает, что отношения людей являются отражением событии в обществе, и это не может не влиять на партнерство в бизнесе. Для бизнес-партнеров важна честность в отношениях. Для этого нужно проговорить открыто все, что беспокоит, к чему стремятся и что может на эти отношения повлиять. Важно, как относятся к бизнесу, его развитию члены семьи. Зачастую члены семьи — супруги, родители — работают в этом же бизнесе, иногда бывает, что именно родители начинали этот бизнес. И поэтому многим приходится учитывать их мнение, хотя формально собственниками являются уже взрослые дети.

И при возникновении споров в бизнесе может помочь медиация. У медиаторов есть разные специализации: могут быть медиаторы-юристы, медиаторы-экономисты, медиаторы — руководители бизнеса и медиаторы-психологи. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» позволяет работать в команде. Это называется ко-медиация. Она применяется в сложных случаях, когда оправдано участие двух и более медиаторов одновременно. Закон позволяет применять медиацию как альтернативу суду до обращения в суд и на стадии судебного разбирательства.

Медиаторы в своей практике, сталкиваясь с различными случаями урегулирования конфликтов, понимают, что иногда поздно тушить пожар, идти в суд, когда все уже разрушено. Именно поэтому многие компании заключают с медиаторами договоры для аудита дела, анализа коммуникативных процессов, выстроенных в компании, — взаимодействия команды, отношений с клиентами, есть ли повторные обращения и повторные продажи. Потому что именно репутация, выстроенная в компании на основе ее миссии, позволяет привлекать все большее количество людей.

Китайцы говорят: любой кризис — это трамплин для роста. Сейчас кто-то примет решение действовать, а кто-то так и останется наблюдать. Много компаний в период кризиса уходит с рынка — они не выдерживают конкуренции, сталкиваются с усложненной логистикой или невозможностью поставки европейским поставщиком. Но ведь в кризис можно развиваться и расти, обогнав многих конкурентов. Стоит искать новые подходы и быть гибкими, оперативно реагировать на процессы, происходящие на рынке. Кто способен быстро перестраиваться, искать новых поставщиков, внедрять новые технологии и разработки, нестандартные подходы, тот будет успешен и эффективен в своем деле. И медиаторы готовы прийти на помощь бизнесу.

Сейчас много новых направлений в медиации — это медиация в бизнесе, в банковской сфере. И именно ЮФО явился пилотным регионом для проекта, который позволяет юридическим лицам, неспособным выполнять свои обязательства перед банком, обращаться к процедуре медиации.

Появляются новые направления развития бизнеса и альтернативных процедур решения споров. То есть чем более длительный срок рассмотрения дела в суде, чем больше проводится дополнительных проверок и процедур, увеличивающих срок нахождения дела в суде, тем больше возможность недобросовестным сторонам спора уводить деньги от взаиморасчетов либо уходить в процедуру банкротства. Поэтому чем быстрее стороны обратятся к медиатору, тем выше шанс урегулировать ситуацию. Тем более что в Арбитражный кодекс были внесены изменения о том, что наряду с претензионной работой медиация является досудебным способом урегулирования споров, и суд в свою очередь рекомендует на стадии принятия заявления обращаться к процедуре медиации.

Поэтому, прежде чем создавать бизнес, объединять бизнесы ради их развития, выстраивая коллаборацию, нужно обратиться к специалисту. В ходе партнерской сессии специалист-медиатор встретится с партнерами и в процессе беседы, задавая вопросы, в том числе неудобные, которые люди не могут задать друг другу, выявит конфликтные и спорные ситуации, которые на старте бизнеса не видны будущим партнерам. Опыт проведения таких стратегических коуч-сессий при сотрудничестве со многими бизнесами есть. Эта информация строго конфиденциальна, о чем медиаторы дают расписку.

Стратегическая сессия, проведенная медиатором, является самым эффективным способом предотвращения спорных ситуаций в будущем.

Новости