Личный учет: как самозанятому и фрилансеру распределять бюджет
фото: freepik.com

Личный учет: как самозанятому и фрилансеру распределять бюджет

Доктор экономических наук и руководитель онлайн-школы финансов Наталья Климова рассказала, какие существуют способы ведения бюджета, что делать, если доходы меньше расходов, и зачем нужен резервный фонд

Самозанятым и фрилансерам, доход которых не всегда стабилен и предсказуем, важно правильно планировать свой бюджет, иначе можно попасть в ситуацию, когда обороты есть, а прибыли как таковой нет.

Какие способы ведения существуют бюджета, что делать, если доходы растут медленнее расходов и зачем нужен резервный фонд, предпринимателям на семинаре в лектории «Мой бизнес» в Краснодаре рассказала доктор экономических наук и руководитель онлайн-школы финансов Наталья Климова.

По мнению эксперта,  самое главное правило для самозанятых и фрилансеров – разделение денег бизнеса и личных финансов. 

«Если не соблюдать такое разделение, все приведет к тому, что вы не будете четко понимать, какие деньги и на что потратили. В конце периода будет трудно составлять балансы и отчеты, не будет понимания, как развивается ваш бизнес. Окажется невозможным планировать расходы на будущий период. Также возрастет риск кассового разрыва, отсутствия свободных средств на обязательные платежи: аренду, погашение кредитов», — отметила Наталья Климова.

Первым делом, по мнению эксперта, необходимо ввести учет доходов и расходов как бизнеса, так и личных. Она отметила, что легче всего использовать для этого различные мобильные приложения или табличные редакторы. Последние позволять помимо общей выручки подсчитать средний чек.

«Средний чек нужен для того, чтобы понимать на какую сумму вы в среднем продаете. Месяц от месяца чек может быть совершенно разный. Уже в анализе за год я вижу провальные месяцы. Зачастую ими оказываются январь и август. Каждый месяц у меня подводится общий итог, потом я считаю процент, чтобы определить, где заработок оказался больше», — поделилась Наталья Климова.

Она добавила, что самозанятому и фрилансеру важно обозначить собственную зарплату. 

«Затраты – это все, из чего складывается потом цена. Вы обязательно должны определить, какая зарплата будет у вас», — считает Наталья Климова.

Далее она рекомендует расписать все расходы, которые возникают в процессе работы, разбить их на постоянные и переменные и подсчитать маржинальную прибыль.

«Маржинальная прибыль – выручка минус сумма всех переменных расходов. Это покажет, какой доход вы реально можете зарабатывать. Так вы поймете, сколько можете заработать без дополнительных затрат», — пояснила Наталья Климова. 

Для самозанятых, у которых расходы превышают доходы, эксперт предлагает два варианта решения, которые универсальны для любого бизнеса – работать над увеличением дохода либо оптимизировать расходы.

«Для начала нужно определить, не занизили ли вы цену на свои услуги. Можно посчитать стоимость одного часа работы. Для этого зарплату или личный доход за месяц поделите на 24 рабочих дня, затем 8 часов и далее 60 минут. Результат – стоимость одной вашей минуты работы. Если стоимость ваших услуг копеечная – поднимайте цены. Однозначно надо работать над стоимостью своих услуг», — сказала Наталья Климова.

Также эксперт напомнила об ABC-анализе, который используется для классификации ресурсов бизнеса по степени их важности. Этот метод строится на принципе Парето (эмпирическое правило, названное в честь экономиста Вильфредо Парето – прим. ред.), которое в общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата». Этот принцип используется как основа для оценки деятельности и ее оптимизации.

Наталья Климова отметила, что просчитывать предполагаемую прибыль стоит при запуске любого дела, поскольку всегда есть вероятность, что бизнес будет иметь очень низкую маржинальность или окажется убыточным.

Говоря про оптимизацию расходов, Наталья Климова напомнила про один из экономических законов – с ростом производительности труда должна расти и зарплата. При этом, добавила эксперт, производительность должна опережать темпы роста зарплаты.

Она также отметила, что многие самозанятые и фрилансеры весь свой доход определяют как заработную плату, такой подход Наталья Климова считает неверным. 

«Это не совсем правильно, так как ложится на себестоимость. Зарплата должна быть четко установлена, а все что остается – по распределению. Так это грамотно делать. Из прибыли я себе выплачиваю премию, а часть направляют на дальнейшее развитие. Каждый может сам определить свою структуру, сколько оставить на развитие. Оптимальный вариант 50 на 50», — сказала эксперт.

Она подчеркнула, что деньги всегда должны работать на прибыль. Для этого эксперт советует открыть накопительный счет и резервный фонд. Так, пример с пандемией уже показал, что ситуации бывают разными и ко всему следует быть готовым. 

«Как это сделать? Для себя определяем прожиточный минимум, сколько вам нужно для личных нужд. Также часть доходов стоит распределить на сберегательный счет и в резервный фонд. Чем они отличаются друг от друга? Резервный – это подушка безопасности, а сберегательный включает разные инвестиции, вклады и акции. Обязательно 10% дохода должны уходить в резервный фонд. Он должен быть равен 3-6 месяцам вашего среднего проживания. Но эти деньги тоже должны работать. Желательно также их держать на накопительных счетах», — подытожила эксперт.

Новости