Прежде чем перечислить мой топ-10 главных ошибок, должна сказать, что эти выводы основаны на практическом опыте сопровождения предпринимателей по налоговым проверкам, консультирования собственников и главных бухгалтеров. И эти 10 ошибок реально приводят к доначислению налогов, финансовым потерям, субсидиарной и даже уголовной ответственности. Итак, начнем.
Собственник не может оценить компетенции главного бухгалтера. Увы и ах, но это реальность, которая подтверждается в 99% случаев. Чаще всего предприниматели руководствуются эффектом первого впечатления, которое складывается из личных суждений. «Мне будет с ней/ним (но чаще, конечно, с ней) комфортно», «Она точно мне «сделает» маленькие налоги», «Ей будет просто объяснить, что и как мне надо» и т.д. Запомните: компетенции главного бухгалтера — ключевой фактор налоговых рисков. Сразу появляется вопрос: что прикажете делать? Всем советую обращаться в компанию для подбора главного бухгалтера или для услуги оценки квалификации.
Топ-10 ошибок:
Дробление бизнеса. О, эта великая и все чаще появляющаяся везде ст. 54.1 Налогового кодекса РФ. Призываю всех: хватит жить фантазиями, что проверка налоговой — это закрепление за вами инспектора, который в силу своих человеческих возможностей будет вести сбор информации. Дорогие предприниматели, пора уже понять и принять, что сегодня налоговая служба — это один из ведущих «оцифрованных» органов власти, где на каждый шаг и подтверждение есть программный продукт.
Поступление выручки компании на личную банковскую карту. Очень популярное заблуждение, но, как показывает практика, это риск, который всегда влечет доначисление налогов. Помните всегда, что вы как физлицо, получая банковскую карту, подписываете договор с обязательным условием, что открываете ее для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
Перевод работников в ИП или «самозанятых». Это очень распространенное занятие работодателей. Должна вас расстроить: налоговая квалифицирует такие взаимоотношения как трудовые, поэтому готовьтесь оплачивать штрафы и пени.
Отличие фактов сделки и первичной документации. Как раз этим чаще всего «грешат» бухгалтеры, уверяя руководителей, собственников, что по документам все отлично. Но, возвращаясь к п. 3, налоговая сегодня имеет инструменты досконального изучения и фактов сделки.
Отсутствие должной осмотрительности при выборе контрагента. Обязательно этому вопросу посвящу следующую статью. Тут уже может идти речь не просто о налоговых рисках, а об уголовной ответственности. Опять же сейчас много программных продуктов, позволяющих проверять компании, с которыми вы вступаете в договорные отношения.
Беспорядочный документооборот. «А мы все контролируем, пользуясь специальными программами», скажете вы. Но помните, что документ будет отражен в программе, только если его внесли. Сейчас на помощь приходит электронный документооборот, но еще далеко до того, чтобы говорить о его массовом использовании, хотя на ЭДО я бы обратила внимание и отметила его полезность.
Некорректное принятие к вычету НДС. Тут ни убавить, ни прибавить, но все должны помнить, что с НДС «играться» нельзя.
Ваши сотрудники не знают, в какой компании они работают. Перечитали еще раз и думаете, что это юмор? Нет. Эта ошибка, которая стоила некоторым компаниям, чаще всего группам компаний, больших финансовых потерь.
Допросы. Допросы — это один из эффективных и активно используемых инструментов налоговых инспекций. И на допрос вызывают не только руководящий состав, а еще и сотрудников. Кстати, часто встречается, что и бывших сотрудников. Так вот, к сожалению, нередко сотрудники не знают, в какой компании они оформлены.
Самая главная ошибка предпринимателей — думать, что главный бухгалтер волшебник, а налоговая ничего не увидит, не заметит. Да, здесь уже юмор, но этот юмор очень часто является грустной реальностью.
А что же нам делать? Коллеги, вы можете обезопасить свой бизнес! Современнее и, на мой взгляд, намного эффективнее доверять сопровождение своего дела профессиональным компаниям. Самые главные плюсы — это дешевле, экономит ваше время и сводит риски к нулю.
Как самостоятельно избежать налоговых рисков:
– проявляйте должную осмотрительность при выборе контрагентов,
– анализируйте риски при заключении сделок (в идеале этот анализ должны проводить бухгалтер, юрист и налоговый консультант),
– постоянно мониторьте нововведения в законодательство,
– повышайте компетенции своих сотрудников,
– проводите внутренний аудит своего бизнеса,
– делайте мониторинг учета вашего бизнеса,
– всегда анализируйте возможные налоговые риски и их последствия.