Маркировка интернет-рекламы: за что можно получить штраф и как его избежать
freepik.com

Маркировка интернет-рекламы: за что можно получить штраф и как его избежать

Адвокат Ирина Антюфеева рассказала, какую информацию необходимо маркировать и как правильно это делать

В России в сентябре 2023 года вступил в силу новый закон о маркировке рекламы в интернете. Его требования направлены на обеспечение прозрачности в рекламной деятельности в сети. Что необходимо маркировать и как это делать, в ходе семинара на площадке Центра истинных ценностей в Ростове-на-Дону рассказала преподаватель УЦ «Советник», адвокат, руководитель практики правового сопровождения бизнеса РОКА «Советник» Ирина Антюфеева. 

Штраф до 500 тыс. рублей 

Как отметила эксперт, изменения в законе «О рекламе» заставляют по-новому взглянуть на всю информацию о продуктах и услугах. Сейчас у компаний не получится избежать ответственности, если не указать, что речь идет о рекламе. По определенным признакам ФАС может квалифицировать информацию как рекламную и привлечь бизнесмена к ответственности. 

Норма о том, что рекламодатель должен предоставлять информацию о своей рекламе, существует уже более года. Однако иногда, пытаясь завуалировать рекламу, рекламодатель использует определенные приемы. Юрист предупредила, что зачастую все эти приемы ФАС уже раскрыты, нарушителю может грозить штраф до 500 тыс. рублей. 

Точно реклама 

Реклама в интернете отвечает тем же критериям, что и любая другая реклама: она должна быть адресована определенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к предмету рекламы – товару или услуге.  

Всплывающие окна с рекламой. Такие баннеры привлекают внимание и как бы торопят приобрести тот или иной товар или услугу. В них содержатся такие фразы: «только сейчас», «успей купить», «уронили цены». В этом случае ФАС, скорей всего, квалифицирует эти сообщения как рекламные. 

ru.freepik.com

ru.freepik.com

Заявления об экономии денег. На данный момент практики привлечения к ответственности за нарушение закона «О рекламе» не было — новая норма закона вступила в силу 1 сентября 2023 года. Но судебная практика за ненадлежащую рекламу существует. Так, размещение на сайте информации «Мы помогли клиентам сэкономить деньги», была квалифицирована ФАС как реклама. 

Статус в мессенджере. Если человек выкладывает в мессенджере видео с изображением процесса предоставления услуги, но не призывает получить эту услугу, то информация не будет квалифицирована как реклама. А вот заявление о том, что эта услуга здесь оказывается лучше, чем в других местах, будет квалицирована как реклама. 

Таким образом, рекламой будет считаться любая публично распространенная информация на сайтах, в телеграм-каналах, в иных мессенджерах, если она направлена на привлечение положительного внимания к определенному предмету. 

Что рекламой не является 

— Рекламой не является информация о товарах, направляемая по электронной почте. Но ФАС сделал разъяснение: если речь идет о массовой рассылке, когда в адресной строке не указан конкретный адресат, то эту рассылку можно квалифицировать как рекламу. Если же информация направляется индивидуально, то послание рекламой не является. 

— Реклама в составе теле- или радиопередач, которую публикуют в интернете без изменения в сравнении с первоисточником. 

— Информация в справочных и информационно-аналитических материалах. К ним можно отнести информацию на Дом.Клик и на Avito.ru. 

— Информация о товарах и услугах, размещенная на официальных сайтах и в социальных сетях производителей, если она не имеет ярких и привлекательных моментов, указывающих на то, что это «лучшие товары или услуги». 

Кого будут привлекать к ответственности 

В России законом «О рекламе» установлены лица, которые могут быть привлечены к ответственности в случае нарушения нормы. Согласно статье 18.1 закона «О рекламе», рекламодатель, рекламораспространитель и оператор рекламных систем обязаны размещать рекламные материалы и передавать информацию об этом в Роскомнадзор. 

ru.freepik.com

ru.freepik.com

Рекламодатели – это изготовители или продавцы товаров или те, кто формирует предмет рекламы. Рекламодателем одной и той же информации могут быть несколько лиц. Например, производитель и продавец.  

Рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме, с использованием любых средств.  

Оператор рекламной системы – лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы, т.е. использование специальных площадок в интернете для размещения рекламы. 

Однако законодатель может привлечь к ответственности не только данных лиц, но и операторов рекламных данных. Это организация, которая маркирует интернет-рекламу индивидуальными токенами, собирает сведения о кампании и передает их в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) — систему учета, созданную Роскомнадзором. 

Таким образом, рекламодатель передает информацию о размещении рекламы в Роскомнадзор через оператора рекламных данных, рекламораспространителя или операторов рекламной системы. 

За что могут привлечь к ответственности 

В статье 14.3 закона «О рекламе» предусмотрены пункты, уточняющие ответственность рекламодателя, распространителя рекламы и оператора рекламной системы: 

— за неисполнение обязанности по предоставлению информации о размещении рекламы в сети интернет; 

— за несвоевременное предоставление информации; 

— за предоставление неполной информации о размещении рекламы; 

— за распространение рекламы без присвоенного оператором рекламных данных идентификатора — токена; 

— за нарушение требований к размещению токена при распространении рекламы в сети интернет; 

Оператора рекламных данных могут привлечь к ответственности за: 

— неисполнение обязанности по передаче предоставленной ему информации о рекламе в Роскомнадзор; 

— несоблюдение установленного порядка взаимодействия с Роскомнадзором; 

— предоставление в Роскомнадзор неполной, недостоверной, неактуальной информации; 

— нарушение установленных требований к идентификатору рекламы, его содержанию, порядку и срокам его присвоения, хранения и предоставления Роскомнадзор; 

Какие требования к размещению идентификатора рекламы? 

Первый способ: присоединить идентификатор к указателю страницы сайта в сети «Интернет» (т.е. вставить токен в ссылку, ведущую на сайт рекламодателя, например: https://site.ru/?erid=base58(protobuf), где «site.ru» — наименование сайта в сети «Интернет», а «erid» — наименование идентификатора, который передается серверу посредством ссылки). 

Второй способ: идентификатор можно разместить в начале текстового блока, поверх текстово-графического блока, в начале и (или) поверх видеоролика в виде пометки «erid: xxx», где «erid» — наименование идентификатора рекламы, а «xxx» — набор буквенно-цифрового текста на основе букв латинского языка.    

Третий способ: для живых трансляций видео, содержащих множественные рекламные интеграции (нативная реклама) рекомендуется в видеозаписи после окончания трансляции размещать идентификаторы в начале и (или) поверх видеоролика одним общим текстом в несколько строк в формате «erid: XXX». 

Идентификатор рекламы должен быть доступен для визуализации, в том числе посредством использования программных средств. 

Как получить идентификатор рекламы? 

Необходимо создать рекламное объявление — например, текст, изображение или видео — и отправить в ОРД (присваивает токен) со всеми данными о рекламной кампании и участниках цепочки. 

ОРД не проводит модерацию и согласование рекламных объявлений, поэтому токены присваивают мгновенно. 

ru.freepik.com

ru.freepik.com

Каждый раз после любого изменения креатива нужно получать новый токен. 

Зарегистрировать креатив может любой из участников цепочки рекламодатель-агентство-площадка. 

Какую информацию нужно предоставлять в Роскомнадзор? 

— Информацию о рекламодателе, рекламораспространителе, операторе рекламной системы (наименование, ОПФ, ИНН, ОГРН, номер телефона, место нахождения, сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, иные сведения); 

— Информацию о рекламе (идентификатор рекламы; описание объекта рекламирования; тип рекламной кампании; сведения об использованных средствах распространения рекламы, о рекламных системах); информацию о показах рекламы; информацию о форме распространения; срок размещения рекламы; информацию о договоре (договорах) на распространение рекламы в сети интернет и (или) оказание услуг (работ) с использованием рекламной системы, сведения об исполнении договора). 

Срок передачи информации в Роскомнадзор 

Рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем обязаны предоставить оператору рекламных данных информацию о рекламе в течение 30 календарных дней после окончания календарного месяца, в котором было осуществлено распространение рекламы в сети интернет.  

Оператор рекламных данных, в свою очередь, должен передать сведения в Роскомнадзор в течение 10 дней с момента их получения. 

Также читайте по теме: 

Токены, пометки и штрафы: как правильно маркировать интернет-рекламу 

Читайте нас в социальных сетях