«Крылатый флот» Ростова: первый «Валдай» появится на Дону в октябре
Alex_vagler / Pixabay.com

«Крылатый флот» Ростова: первый «Валдай» появится на Дону в октябре

Пассажирская судоходная компания «Дон» в Ростове-на-Дону в октябре 2023 года получит первое судно на подводных крыльях «Валдай 45Р»

Правительство Ростовской области выделило недавно созданной судоходной пассажирской компании «Дон» целевую субсидию в размере 334 млн рублей на покупку двух пассажирских судов на подводных крыльях «Валдай 45Р».

«Деловая газета. Юг» узнала у генерального директора компании Германа Лопаткина, как будет производиться закупка водного транспорта для Ростовской области, когда жители региона смогут перемещаться на «Валдаях» и какие есть перспективы развития такого сообщения. 

Когда судоходная компания станет пассажирской

По словам Германа Лопаткина, первый катер судоходная компания «Дон» рассчитывает получить уже в октябре 2023 года, второй – в декабре того же года. Вместимость судов составит не менее 45 мест. 

фото предоставил Герман Лопаткин
фото предоставил Герман Лопаткин

Билеты на новые пассажирские суда ростовчане и гости донской столицы смогут приобрести не раньше, чем судоходная компания получит пассажирскую лицензию. Ее оформление стартует после регистрации прав собственности как минимум на одно судно.

«Сначала у нас должно появиться судно на правах собственности, — пояснил гендиректор компании «Дон». – Затем нужно подготовить всю необходимую документацию: экологические и топливные заключения, свидетельства о транспортной безопасности, сведения санэпиднадзора. После этого мы подадим документы для регистрации пассажирской лицензии. До этого права продавать билеты и перевозить пассажиров мы не имеем права: сейчас мы не пассажироперевозчик, а только компания».

Прототипы «Ракет» и «Метеоров»

Помимо «Валдаев», компания «Дон» рассчитывает в 2024 году пополнить флот судном «Метеор». Сейчас, по словам Германа Лопаткина, идет проработка этого вопроса. 

«В 2024 году на Дону появится «Метеор» вместимостью 120 мест», — рассказал гендиректор судоходной компании.

Он уточнил, что прототипом «Валдай 45Р» является советская «Ракета», а «Метеора» — советский «Метеор». При этом новые суда не только более современные, но и экономичнее.

фото: Анастасия Талызина
фото: Анастасия Талызина

Опыт коллег и бывших сотрудников донского судоходства

Сегодня на Зеленом острове в Ростове-на-Дону на базе Института водного транспорта им. Седова хранятся именно те, советские «Ракета» и «Метеор», которые стали учебными аудиториями для студентов Института. 

«Мы с большим удовольствием перенимаем опыт у тех, кто имел отношение к крылатому флоту на Дону, — пояснил Герман Лопаткин. – У нас нет опыта, как должны быть обустроены причалы, как должна быть выстроена схема функционирования этих судов, где они должны ночевать, где зимовать, как их обслуживать. Всю эту инфраструктуру предстоит только создавать. В советское время в Ростове-на-Дону функционировали 36 крылатых судов».

фото предоставил Герман Лопаткин
фото предоставил Герман Лопаткин

Также своим опытом по организации водных пассажирских перевозок с ростовской компанией поделились нижегородские специалисты. В Нижнем Новгороде судоходная пассажирская компания работает уже три года и осуществляет регулярные пассажирские перевозки — как экскурсионные, так и туристические. Нижегородская судоходная компания сегодня является основным перевозчиком в бассейне реки Волги, который является самым близким к бассейну реки Дон. 

В телефонном режиме руководство судоходной компании «Дон» ведет консультации с «Северречфлотом». В Саха-Якутии и Ханты-Мансийском округе не так много сухопутных дорог, поэтому очень сильно развито водное сообщение на скоростных судах. 

Регулярные перевозки и экскурсии по Дону

Решение о возобновлении работы «крылатого флота» на Дону приняло Правительство Ростовской области, а региональное министерство транспорта изучило вопрос и сделало экономическое обоснование такого нововведения.

фото предоставил Герман Лопаткин
фото предоставил Герман Лопаткин

«Да, конечно, будет и коммерческая составляющая, но большинство склоняются к тому, что «крылатый флот» — больше социальный проект. Возобновление регулярных пассажирских перевозок по Дону и Азовскому морю – это социальная тема. В то время как экскурсии — это популяризация региона, близкая к коммерции. В любом случаи эти направления заложены в концепцию судоходной компании. Как только будет получено разрешение на работу с пассажирами, сразу же населению будут предложены экскурсии, ознакомительные прогулки и регулярные пассажирские перевозки. Каждый день в одно и то же время по одному и тому же направлению можно будет отправиться и прибыть на ту станцию, которая указана в расписании. При этом не должно быть никаких промахов, отклонений. Тариф должен быть удобным для населения – не должно быть заоблачных цен», — отметил Герман Лопаткин.

В руководстве судоходной компании считают, что передвижение скоростным водным транспортом будет особо актуально там, где населенные пункты расположены ближе всего водным артериям, прежде всего, к реке Дон. «Крылатым транспортом» удобнее будет переехать в другой город, чем по суше – например, из Ростова в Азов.

Экономически обоснованный тариф

Размер тарифа, по словам Германа Лопаткина, пока не определили, поскольку не было даже ни одного тестового прохода катера по воде. Такие проходы позволят выяснить, сколько судно ГСМ «съест» не по техническому паспорту, а по «живой» реке.

фото: Анастасия Талызина
фото: Анастасия Талызина

«Дон – своеобразная река. В одну сторону мы идем по течению, в другую – против течения, много перекатов и шлюзов. Немаловажно также пришвартовать корабль, время отстоя корабля. Все это будет влиять. Сейчас основная задача – экономически обосновать тариф, представить его на рассмотрение Правительства Ростовской области. После чего решением комиссии будет приниматься тариф, удобный для населения. У нас как у судоходной пассажирской компании, которая будет нести социальную нагрузку, основная задача не коммерческая, а создать комфортные условия работы нашего транспорта для населения».

Судоходная компания, созданная правительством Ростовской области, не имеет права ставить необоснованно высокие цены на билеты.

Кадровый голод в «крылатом флоте»

По словам Германа Лопаткина, кадровый вопрос – очень больной. Найди капитанов, специалистов для обслуживания судов сейчас не так-то просто.

«Это должны быть люди, знающие судоходство. Понимающие, работающие, имеющие опыт по позиции капитана не менее пяти лет. Специалисты должны иметь множество дипломов об обучении, повышении квалификации. Первый экипаж сейчас завершает обучение в Нижнем Новгороде. Параллельно там учится на судах, перевозящих нижегородских пассажиров, и второй капитан другого судна. Он в течение месяца будет отрабатывать технику причаливания, отчаливания, принимать и провожать пассажиров. После чего он получит разрешительный документ и по прибытии судна в Ростовскую область отработает эти навыки на нем. И только тогда он получит право перевозки пассажиров», — рассказал гендиректор компании «Дон».

В Институте водного транспорта им. Седова специализации, касающиеся «крылатого транспорта», в последний раз действовали в далеком 1999-м году. В донской судоходной компании надеются, что, когда работа с пассажироперевозками будет налажена, то и вузы будут запускать соответствующие программы образования и выращивать новых капитанов.

Стать капитаном «крылатого водного транспорта» не так-то просто: если по основному образованию ты не являешь капитаном такого судна, то переучиваться бесполезно, считает Герман Лопаткин. Если у тебя диплом капитана морского транспорта, то такая специализация не подойдет, потому что запрос есть именно на капитанов речных катеров.

Работать будущим экипажам судна предстоит в две смены – речь идет о сменном экипаже: первый капитан и сменный капитан, судовой механик – сменный механик. В сутки каждое судно будет работать в течение двенадцати часов. 

Обмеление Дона как проблема для передвижения

Несмотря на то, что «крылатый флот» передвигается на крыльях, проблема обмеления реки Дон очень актуальна для будущих «Валдаев» и «Метеоров». Эти суда не всегда идут на крыльях, у них тоже существует осадка, габариты, которые не везде позволяют пройти. 

«Существуют свои скоростные правила на определенных участках реки Дон. На Дону очень много перекатов, суда должны переходить на другую скорость, чтобы вписаться в повороты», — уточнил Герман Лопаткин.

На каждой реки есть свои особенности. Поэтому-то и учатся капитаны на конкретных судах работать в конкретной акватории. Что еще и предстоит сделать ростовским капитанам, пока обучающимся в Нижнем Новгороде.

Информационный обзор редакции

 
Новости