Фото: freepik.com

Сделать правильный выбор: как принимать решения в бизнесе и жизни

Представитель Агентства стратегических инициатив Инна Беляева рассказала, что поможет сделать правильный и экологичный выбор как в бизнесе, так и в личной жизни

Принятие решения — процесс выбора одного варианта из нескольких альтернатив. Для того чтобы результаты выбора были положительными, важно понимать этапы данного процесса. О том, как «почувствовать» правильный выбор, почему у компании должна быть миссия, и зачем нужно сомневаться, «Деловой газете. Юг» рассказала руководитель центра бизнес обучения «Ваш Партнер» и общественный представитель Агентства стратегических инициатив (АСИ) по направлению «Предпринимательство и технологии» Инна Беляева.

Фото предоставила Инна Беляева

Как отметила эксперт, принять решение — это взять на себя ответственность за дальнейшие действия. В течение дня человек совершает десятки выборов, начиная от того, что выбрать на обед, заканчивая рабочими процессами.

По мнению Инны Беляевой, для предпринимателя важно научиться ответственно принимать решения любого уровня сложности.

Сам процесс принятия решений, как отмечает эксперт, тесно связан с психологией и нейрофизиологией. Поэтому, даже за любыми изменениями в бизнесе стоит человек и законы его психики. «Бизнес — это продолжение человека, продолжение его идейного вдохновителя, поэтому стратегические решения относительно любого выбора в плане развития компании, конечно, должны исходить от руководителя», — сказала Инна Беляева.

При этом представитель АСИ отметила, что сегодня все больше руководителей обращаются к экспертам с просьбой провести тренинги по принятию решений для сотрудников. Любой руководитель хочет, чтобы его работники были активными, инициативными и сами предлагали идеи. Для этого Инна советует вовлекать всех людей в компании в общую систему, от начальника до младшего сотрудника, все должны мыслить в одном направлении.

«Когда мы говорим про осознанный выбор для развития компании в сторону какого-то системного изменения, то это возможно только при вовлечении людей в процесс выбора определенных решений», — добавила Инна Беляева.

Она отметила, что каждый сотрудник, находясь на своем уровне, принимает определенные решения, которые потом влияют на работу всей компании. «Эти решения принимаются относительно вышестоящий цели. То есть выбор не существует сам по себе, выбор всегда существует с привязкой к цели», — объяснила эксперт.

Как отметила Инна Беляева, выбор не стоит делать бездумно. По ее словам, следует детально разобрать ситуацию, требующую принятия решения.

Каждый вопрос следует начинать со слова «как». Например: как построить стратегию? Как команда будет договариваться и выполнять свои обязанности? Как проводить совещания и контролировать процесс? Как правило, получив ответы на каждое такое «как», люди принимают более осмысленные решения.

Раньше-анализ, сейчас-интуиция

Как рассказала Инна Беляева, раньше в теме принятие решений использовали системный подход, основанный на цифрах и анализе. Сейчас этот подход сохраняется, но люди все чаще стали обращаться к интуиции. Интуиция формируется на основе опыта, знаний и информации «извне». Накопленный опыт фиксируется в подсознании, и человек интуитивно принимает решения.

В то же время, отмечает эксперт, дополнительно стоит использовать и анализ для того, чтобы понять плюсы и минусы любого решения.

«Неважно, какого уровня человек в компании, психика у всех работает одинаково. Поэтому говоря о теме подхода к выбору, мы должны использовать подход, основанный на интуиции и подход, основанный на рациональном просчете», — подчеркнула Инна Беляева.

Как считает эксперт, внутреннее ощущение — важный элемент в принятии эффективного и нестандартного решения. По мнению Инны Беляевой, именно такой способ выбора требует наименьших затрат при достижении цели.

«То есть сейчас в нашем вот таком нестабильном мире мы уже не можем позволить себе тратить много времени на проверку того, правильное ли это решение. Мы все рискуем, потому что ищем новые пути продвижения на рынке, — сказала Инна Беляева. — Решений нужно принимать много. Поэтому, опираясь на свое внутреннее предпринимательское чутье, можно понять, какой вариант является подходящим».

На что опираться, делая выбор

В ситуации, требующей принятия решения, Инна Беляева рекомендует предпринимателям учитывать факторы внешнего и внутреннего мира компании.

Внешний мир — рынок, конкуренция, и все, что влияет и стимулирует развитие компании извне. Внутренний мир — коллектив, навыки и компетенции сотрудников, а также самоорганизация.

Как отметила Инна Беляева, алгоритм принятие решения состоит из нескольких пунктов:

— Выявление потребности рынка и потребителей («снаружи») или запроса на изменения в компании («внутри»)

— Определение цели

— Оценка ресурсов, рисков и возможностей

— Принятие решения

— Составление дорожной карты по достижению цели

Эксперт обратила внимание, что в процессе принятие решения может выясниться, что компании не хватает каких-то ресурсов или знаний у сотрудников. Поэтому может потребоваться время на доработку. Все этапы в конечном результате должны привести к достижению цели и повышению профессионализма внутри компании.

Уровни принятия решений

Как отметила Инна Беляева, решение люди принимают на трех внутренних уровнях. Обычно это телесный, эмоциональный и интеллектуальный уровень. Именно на них эксперт советует разбирать обстоятельства.

Еще один инструмент, на который Инна Беляева советует технику взвешенного принятия решений под названием квадрат Декарта. Данный метод помогает оценить преимущества и недостатки определенного действия. Он включает в себя рассмотрение вопроса с четырех разных сторон: «Что будет, если я это сделаю?», «Что будет, если я не сделаю это?», «Чего не будет, если я это сделаю?» и «Чего не будет, если я не сделаю это?».

Такой подход позволяет обдумать любой исход событий, как в случае принятия решения, так и в случае отказа от него. Если выбор касается бизнеса, то система поможет сформулировать понимание, например, того, какое влияние принятое решение окажет на товар и покупателей, а также на сотрудников и работоспособность.

«Общие вопросы специально сформулированы таким особым образом, чтобы обмануть наше мышление, которое привыкает к каким-то стандартным ответам, к стандартным ситуациям, то, что находится у нас на поверхности. И мы очень часто не видим ни возможностей, ни рисков, ни потенциала, ни каких-то угроз в принятии решения на стадии, пока мы его ищем», — объяснила эксперт.

Фото предоставила Инна Беляева

Сомневаться — это нормально

Как отметила Инна Беляева, в решении можно и нужно сомневаться. Но делать это желательно еще на этапе размышлений, в период сбора информации». Информацию стоит собирать как аналитическую, то есть цифры, факты, сравнительный анализ по критериям. Кроме того, важно обратить внимание на эмоциональную составляющую: внутренние ощущения и предчувствия.

В моменты сомнений эксперт рекомендует задавать себе следующие вопросы: в чем именно сомнения? Что больше всего у меня вызывает тревогу? Что может пойти не так?

В то же время, подчеркнула Инна Беляева, наличие сомнений не должно приводить к отказу от выбора. Наоборот, считает эксперт, помогают тщательно все обдумать, предотвратить риски и улучшить результат. С помощью сомнений можно взглянуть на ситуацию со всевозможных углов, и только после этого этапа наступает осознанный и ответственный выбор.

Принять решение — значит начать действовать

При опросе людей о том, что характеризует момент принятия решения, как поделилась Инна Беляева, все отвечают: «начинается действие». На этом этапе должно появиться желание совершать определенные действия, которые приведут к цели. Если такого не происходит, то, как считает эксперт, внутреннее решение не принято или принято не до конца. Скорее всего, в этот момент все еще продолжается этап сомнений.

«В этот момент где-то в подсознании мы все еще как-то сдерживаем себя, продолжаем еще собирать информацию, и этот процесс должен быть остановлен. То есть на этапе принятия решения мы все обдумали, а дальше уже начинается этап действия, то есть задача человека или компании после принятия решения — начать действовать согласно утвержденному плану», — объяснила Инна Беляева.

При этом, принятое решение и план действий не должны быть конечными, в процессе важно сверяться с текущей обстановкой и добавлять изменения. Для этого нужно определить внутри команды, как часто будут проходить общие совещания для корректировки стратегии.

Выбор, основанный на ценностях

Последнее, на что обратила внимание Инна Беляева, это то, что выбор, независимо от того, принимает его один человек или целая компания, должен совершаться на основе ценностей. Ориентируясь на простые, но в тоже время истинные ценности, принятое решение станет наиболее экологичным для всех, кто участвовал в процессе. В случае с выбором в бизнесе, важно понимать миссию компании.

«Все больше и больше организаций задумываются о миссии их компании. Потому что миссия компании — ответ на вопрос о том, ради чего мы существуем и что мы несем в этот мир. Через наш продукт, через наш логотип, через наших людей, которые работают. Что бы нам хотелось, чтобы чувствовали люди, когда они у нас это покупают, или когда они приходят к нам в офис. И когда в этом принимают участие все сотрудники, и внутренне им это откликается, вот тогда появляется новый тип предприятия, в котором люди понимают, что они работают здесь не просто так, а что есть какой-то смысл в их работе. И тогда любое принятие решения, любой выбор, он соотносится с этим смыслом», — заключила Инна Беляева.

Анастасия Матевосова

Читайте нас в социальных сетях