фото предоставил Евгений Петрусевич

Искусство парфюмера: как житель Краснодара воплощает в ароматах образы цветов на берегу моря и викингов

Jo Leron — молодой парфюмерный бренд из Краснодара, его основатель Евгений Петрусевич рассказал «Деловой газете Юг» о том, как он передает настроение через ароматы, как создание нового парфюма начинается с образа викинга и почему вырос спрос на парфюмерию в России

Увлечение парфюмерным искусством для жителя Краснодара Евгения Петрусевича началось спонтанно. Осваивать это ремесло он начал после знакомства с парфюмами арабского и турецкого производства. Тогда Евгению стало интересно, что входит в состав этих ароматов, он начал изучать всю доступную литературу в попытке разобраться в парфюмерном производстве.

Как отметил мастер, найти полноценную информацию оказалось не так просто — все доступные курсы были поверхностными и не содержали сведений, которые нужны для профессиональной разработки ароматов.

«Нигде не было информации. Везде говорилось о том, что нужно смешать эфирные масла, и только. Якобы цитрус, лимон, апельсин смешали — вот духи получили. Это было совсем не то», — поделился Евгений.

После этого парфюмер решил приобрести обучающий курс у профессионала из Москвы. Как вспоминает Евгений, ему потребовалось 4 раза пересмотреть 20 уроков по 2 часа, для того чтобы все понять.

В тот момент, как поделился предприниматель, парфюмерный мир завоевал все его внимание, он заказал необходимые компоненты и пробовал смешивать их.

От обучающих курсов до запуска своего бренда

Евгений отметил, что первое время ему было сложно. Для того чтобы набить руку, он ежедневно практиковался, пробовал снова и снова, пока в голове не складывалось понимание каждого состава и каждой формулы.

«Нужно было понять, какие компоненты между собой сочетаются, в каком количестве что добавлять, какие пропорции. Сложно было понять, как правильно делать растворы. Сейчас мне уже здесь все легко», — вспоминает парфюмер.

С каждым днем процесс создания парфюмов давался Евгению легче и легче, в один момент он понял, что у него начало неплохо получаться. «Когда на курсе рассказывали про какой-то аромат, у меня в голове формировался его запах. То есть изначально получилось так, что я пришел в мир парфюмерии, изучая составы», — поделился мастер.

А вот процесс формирования собственного бренда, признается Евгений, не принес затруднений. По словам молодого человека, самым сложным было придумать название. Оказалось, что большинство звучных и мелодичных наименований, подходящих для бренда парфюмерии, были уже заняты другими производителями. Не один раз ему приходилось вбивать понравившееся название в поисковике и изобретать дальше, поскольку все варианты были закреплены за другими брендами.

После долгих попыток придумать уникальное имя для своего производства, Евгений выбрал Jo Leron. «Это единственное сочетание, которое я придумал, и оно оказалось свободно. Хотя многие отмечают созвучность с брендом Jo Malon. Даже если созвучно с этим брендом, ну и что? Аромат от этого не меняется», — признался Евгений.

Когда молодой человек разрабатывал свой первый парфюм, ему хотелось создать не просто аромат, а целое настроение, которое будет передаваться вместе с запахом. Как поделился парфюмер, эфирные масла действительно способны влиять на настроение людей, поэтому в своем первом парфюме он хотел собрать уникальное сочетание. Дебютный аромат он назвал Bright Citrus.

«Это яркий цитрус из эфирных масел, сначала он раскрывается как цитрусовая конфетка. И плюс он с таким животным подтекстом, немого даже свербящие ноты есть», — описал свой первый аромат Евгений.

Парфюмер также обратил внимание, что все люди воспринимают запахи по-разному. В случае с его парфюмом, для кого-то это цитрусовая конфета, для кого-то хвоя. Но настроение, признался Евгений, поднимает всем одинаково, поскольку подобные запахи бодрят.

фото предоставил Евгений Петрусевич

Около месяца потребовалось молодому человеку, чтобы создать гармоничную формулу парфюма. В течение этого времени он трижды переписывал состав в попытке добиться задуманного идеала.

«Несколько раз пересобирал формулу. Например, вызрела одна, но не нравится результат. Понимаешь, что надо что-то добавить или убавить. Ароматы должны вызреть, то есть они все равно полностью созревают дальше со временем. Именно через неделю, через дней 10 можно понять вообще какой парфюм получился. 5 дней концентрат вызревает, потом настаивается на спирту еще. И потом уже становится понятно, только когда он постоит со спиртом», — рассказал Евгений.

На запуск бренда, как уточнил парфюмер, ему потребовалось порядка 1 млн рублей. На эту сумму он смог приобрести все, что ему на тот момент было необходимо. Это компоненты, лабораторные и карманные весы, разного вида пипетки, флаконы, пробирки, мерные стаканы и автомайзеры. Поскольку многие расходные материалы — одноразовые, расходы на них приходится нести ежедневно. «Хочешь что-то сделать — надо вкладываться. А когда что-то разработал, надо это продать», — отметил парфюмер.

По словам Евгения, после создания первого парфюма дело начало развиваться быстрее. Он начал расширять ассортимент, стали появляться клиенты. На сегодня в каталоге бренда Jo Leron около 9 ароматов, каждый из них Евгений создал собственноручно и выпустил в рамках лимитированной коллекции.

Особый подход к созданию парфюмов влияет и на ценообразование. Как отметил Евгений, в стоимость аромата он закладывает время, затраченное на его разработку, цены на компоненты, упаковку, флакон, этикетку. При этом уверен Евгений, цену можно ставить любую — второго такого парфюма все равно ни у кого не будет. Сам мастер признается, что на свои товары он поставил среднюю стоимость. По его мнению, назначить цену меньше можно, но не в случае лимитированного производства.

фото предоставил Евгений Петрусевич

«Золотое время» для российских парфюмеров

Как признается Евгений, на данный момент он не занимается привлечением новых клиентов. Покупатели сами находят его и обращаются за заказами через сайт его бренда.

«Я раньше начинал вести соцсети, даже ролики записывал. У меня это занимало уйму времени. Я переставал заниматься парфюмерией, поэтому понял, что надо делегировать. Но были люди, которые начинали вести мои соцсети, но делали это «на отвали», — вспоминает парфюмер.

При этом в будущем Евгений хотел бы найти партнера по работе, который помогал бы в ведении соцсетей и в продвижении бренда.

Даже несмотря на неактивное продвижение, молодой человек все равно отмечает повышенный спрос на парфюмерную продукцию. По его мнению, это та ниша, которая всегда будет пользоваться популярностью. С тех пор как парфюмерия вошла в моду, спрос на нее всегда сохраняется, считает Евгений.

Случается лишь так, что люди привыкают к определенному аромату, и потом с трудом переходят на новый. Из-за этого, отметил Евгений, бывает тяжело вводить новинки.

«Человек привык и не знает, что есть что-то еще. А парфюм можно же носить так же, как одежду, под настроение разное. Кто-то это понимает, кто-то нет», — отметил предприниматель.

фото предоставил Евгений Петрусевич

Евгений добавил, что парфюмерная индустрия активно развивается, с каждым годом на рынке появляется все больше предложений. Хотя конкуренцией он это не считает.

По мнению Евгения Петрусевича, в мире парфюмерии конкуренции как таковой быть не может. Поскольку у каждого бренда разные ароматы, то на каждый найдется свой клиент.

«У меня есть клиенты, которые пользуются чисто моим парфюмом. Или пользуются и моим, и еще чьим-то, и это нормально. Для каждого свой запах, для кого-то парфюм с его внутренним миром отвлекается, с каким-то опытом жизни», — объяснил Евгений.

Уход с российского рынка европейских брендов также подарил новые возможности отечественным производителям. Как отметил Евгений, сейчас «золотое время» российских парфюмерных брендов.

Как и в любой индустрии, в парфюмерии меняются тренды. Как отметил Евгений, чаще всего происходит «бум» определенного аромата, спрос на него сохраняется несколько сезонов.

Среди своих покупателей Евгений замечает изменение предпочтений, например, в прошлом и позапрошлом году самым популярным парфюмом у него в коллекции был аромат, который создатель описывает как цветущая жимолость на берегу моря. А сегодня его клиенты чаще всего отдают предпочтение парфюму с нотами манго и ванили. В нем Евгению удалось создать сладковатый, но не приторный запах, который нравится девушкам и привлекает противоположный пол.

У самого Евгения среди его линейки тоже есть любимый парфюм, это освежающий, древесно-акватический запах с названием Fresh Dream. «Я им постоянно пользуюсь. Хоть я его перестаю чувствовать сразу же после нанесения, мне говорят, что от меня пахнет», — поделился Евгений.

При этом мастер не согласен с популярным мнением о том, что если человек не чувствует на себе парфюм, то он ему подходит. По мнению создателя бренда Jo Leron, все дело в привычке к аромату, поэтому многие люди перестают слышать запах парфюма на себе. А определить, подходит аромат или нет, можно очень просто — главное, чтобы он не раздражал.

фото предоставил Евгений Петрусевич

Несмотря на большую любовь к своему делу, из-за постоянной работы с ароматами, у Евгения периодически возникает чувство перенасыщения. Для этого в своей мастерской он всегда держит литр питьевой воды и периодически выходит подышать свежим воздухом. Известный способ понюхать кофейные зерна в случае перенасыщения, парфюмер наоборот, считает недейственным. 

Евгений также рассказал, что сталкивается с профдеформацией. Например, когда он идет по улице, невольно обращает внимание на парфюмы прохожих и пытается разгадать, какие компоненты входят в состав. «Когда кто-то проходит, всегда думаю что у них в составе. А бывает такое, что я за человеком хожу и спрашиваю, что за запах, если аромат незнакомый», — рассказал парфюмер.

Из образа – в формулу

Евгений поделился, откуда к нему приходят идеи на создание новых запахов. Все начинается с образа. Например, в воображении парфюмера возникает образ викинга, он продумывает запах, который с ним ассоциируется, а затем переносит это на бумагу и составляет формулу.

«Я примерно прикидываю, чем от него должно пахнуть. Понятно, что викинги не особо приятно пахли, но аромат должен получиться приятным и отражать мощь викингов. То есть я начинаю конструировать именно этот запах в моей голове, — рассказал Евгений.

Потом, когда я примерно чувствую аромат, пишу формулу и выставляю компоненты. Все соединяю и начинаю его размешивать. Когда основа настоялась, я слушаю аромат и думаю, нравится мне или нет. Иногда нужно переписать формулу, а, бывает, сразу получается. Главное, чтобы получилось так, как было в моей голове».

Евгений трепетно относится к разработке каждого своего парфюма, но при этом больше всего в процессе работы любит видеть счастливые лица клиентов.

«Я же творю, я создаю, и мое творение приносит счастье. А в самом процессе творения нравится момент, когда предвкушаю, какой аромат получится», — добавил мужчина.

На данный момент в планах по развитию бренда у Евгения размещение парфюмов на полках магазинов. Для этого он собирается найти партнера, с которым можно будет осуществить продвижение бренда.

«Перед этим стоит огромный путь, нужно понимать, пойдет это или нет. Пока, если честно, я не имею представления, но нужно развивать соцсети», — заключил Евгений Петрусевич.

Редакция «Деловая газета. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.

Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.

О необходимости поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа, ранее заявлял президент России Владимир Путин. Он отмечал, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.

Информационный обзор редакции

Анастасия Матевосова

Читайте нас в социальных сетях