фото предоставлено пресс-службой компании «Иннопрактика»

Наталья Попова, «Иннопрактика»: «Российский высокотех создает макроэкономический эффект»

Первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика», общественный омбудсмен в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров Наталья Попова в интервью «Деловой газете. Юг» рассказала о том, как развивается высокотехнологичный бизнес в России, для чего государству необходимо его поддерживать и как популяризировать науку в молодежной среде.

Перед Россией стоит задача обеспечить технологический суверенитет страны. В чем особенность высокотехнологичных компаний в РФ сегодня? Какие актуальные вопросы они решают?

— Текущая геополитическая ситуация отразилась на деятельности крупных российских корпораций, многие логистические цепочки оказались разорваны. И сегодня именно высокотехнологичные компании могут оперативно предложить качественные инновационные аналоги и решения исходя из требований корпораций. Наиболее перспективные среди них — компании — «национальные чемпионы», доказавшие конкурентоспособность своей продукции благодаря работе на зарубежных рынках и имеющие лидерские амбиции в своих нишах.

В настоящее время, кроме ключевой задачи импортозамещения и импортоопережения, российский высокотех нацелен на освоение новых рынков зарубежных стран и выход на биржу.

По вашему мнению, насколько успешно отечественные компании с учетом санкций сумели преодолеть разрыв технологических цепочек, трансформироваться и настроиться на нужные задачи?

— На мой взгляд, достаточно успешно. Ярким примером является проект строительства первой российской ледостойкой газодобывающей платформы для работы на шельфовых месторождениях «Газпрома» в Арктике (Обская губа). Всего в проекте, реализованном при участии Инновационного инжинирингового центра, учрежденного «Иннопрактикой» в 2018 году, приняло участие более 300 предприятий и было замещено 140 наименований импортного технологического оборудования. Поначалу заказчики скептически относились к возможности реализации подобного проекта в России. Но в результате за счет перенесенного из-за рубежа и локализованного на российских предприятиях заказа государству было сохранено 74 млрд рублей и 17 млрд рублей дополнительно поступило в бюджеты всех уровней.

фото предоставлено пресс-службой компании «Иннопрактика»

О том, что компании высокотеха смогли трансформироваться и масштабироваться, свидетельствуют их достижения в 2023 году. Например, компания «Аквариус» начала производство российских мониторов и открыла розничную продажу отечественных мобильных устройств на базе ОС «Аврора». «Некс-Т» запустил серийное производство материнских плат для компьютеров, ГК «РСК» завершила монтаж и тестирование нового суперкомпьютера на базе платформы «РСК Торнадо». Команда компании «Яблочков» совместно с учеными Университета ИТМО разработала первую в России систему беспроводной зарядки для электротранспорта. «ПРОМЕТ» приступил к производству нового типа медицинских кроватей с пластиковым ложем, а «Моторика» предложила уникальные разработки протезов нижних конечностей.

Можно ли сегодня назвать малые и средние компании драйвером развития технологического предпринимательства и почему? В каких сферах высокотеха они показывают высокие результаты? В чем их преимущества перед крупными игроками рынка и, наоборот, слабые стороны?

— Исследования отечественных и зарубежных ученых указывают, что малые и средние быстрорастущие технологические компании благодаря своим устойчивым темпам роста (среднегодовой рост — 10–15% за последние три года) способны дать макроэкономический эффект. Эти компании порождают цепную реакцию возникновения и роста промышленных центров в стране, соответственно, являются драйверами индустриального развития. Наиболее результативны, на мой взгляд, такие сферы, как разработка отечественного ПО, производство электроники, беспилотные авиационные системы, робототехника, решения в области медицины и биотехнологий, разработка и производство протезного и реабилитационного оборудования, инфраструктура для электротранспорта.

Если говорить о преимуществах этих секторов высокотеха перед крупным бизнесом, то за счет своей адаптивности к изменениям, сильным командам и инвестициям в НИОКР компании способны быстро встраиваться в проекты импортозамещения и создавать кооперационные цепочки с другими игроками рынка. Однако им сложно противостоять «утечке мозгов». Также существует тема компаний категории «постМСП», которые пока не доросли до уровня средних. В 2022 году при поддержке «Иннопрактики» и института омбудсмена была принята государственная программа льготного кредитования быстрорастущих технологических компаний в сегменте МСП под 3% годовых. Мы рассчитываем, что данная мера может распространиться на сегмент «постМСП» и это расширит возможности поддержки компаний, реализующих импортозамещающие проекты.

По вашим оценкам, как сейчас обстоят дела с высокотехом на юге России? Какие особенности и специфичные направления работы есть у компаний ЮФО? Какие из них наиболее перспективны?

— Полагаю, что сейчас наибольшие перспективы имеют те компании, которые внедряют решения в традиционно сильные для ЮФО секторы экономики. Прежде всего, это сельское хозяйство и машиностроение. Например, можно сделать акцент на беспилотных системах для уборочной агротехники и летательных аппаратах для инвентаризации земель и контроля за состоянием растений. Также развитие биотехнологий имеет критическое значение для продовольственного суверенитета России.

Каким вам видится развитие биотехнологий на юге России? Как это может повлиять на развитие АПК региона и в целом на задачи достижения суверенитета нашей страны?

— Южные регионы — традиционно всероссийская житница, и их участие в решении задач национальной продовольственной безопасности и достижения суверенитета нашей страны трудно переоценить. Развитие биотехнологий и внедрение инновационных практик в АПК создадут мощное конкурентное преимущество для ваших  агропроизводителей. Кроме повышения урожайности, это снизит нагрузку на окружающую среду и поможет ведению рационального земледелия и животноводства.

Есть ли примеры биотехнологических проектов, успешно реализуемых в ЮФО?

— Да, такие примеры есть. Научные открытия в сфере генетики и геномики, молекулярной биологии и ИИ за последние годы кардинально изменили ландшафт сферы исследований и разработок (R&D), однако российские производители в основном пользовались иностранными биотехнологиями. Сейчас необходимость развития собственной генетики и селекции стала очевидной. Поэтому уже три года реализуется программа геномной селекции в животноводстве в ключевых сельскохозяйственных регионах. И Краснодарский край стал ее первым активным участником.

Суть инициативы — создание высокопродуктивного молочного стада при помощи передовых методов генотипирования. Для этого собираются генетические и фенотипические данные молочных коров и быков, и на их основе создается региональная, а в дальнейшем — национальная база данных. В Краснодарском крае в 2022–2023 годах на более чем 30 агропредприятиях организовали сбор и обработку данных у 90 тыс. животных. Из биоматериала 30 тыс. отобранных животных выделили ДНК и провели генотипирование в лаборатории ООО «Мираторг-генетика». Затем на основе этих данных разработали схемы расчетов базовых индексов племенной ценности и продуктивности. Благодаря им удается повысить эффективность молочного животноводства на 3–4%, а это сотни миллионов рублей дополнительной прибыли. Отмечу, что реализацию программы поддерживает правительство Краснодарского края, а в ее выполнении принимает участие Кубанский ГАУ.

Какие условия сегодня нужны, чтобы в целом стимулировать развитие отечественных технологий? Например, говорят о создании технологических холдингов, что объединят компетенции стартапов, индустриальных заказчиков и промышленных партнеров.

— Создание технологических холдингов, в том числе через стратегии слияния и поглощения, пока не является широко распространенной для частных игроков практикой. В то же время работа в этом направлении может дать опережающий рост, например, для компаний — «национальных чемпионов». Так, АНО «Инновационный инжиниринговый центр», о котором я упоминала ранее, выступает интегратором между решениями российских малых технологических компаний и индустриальных заказчиков. Это позволяет, с одной стороны, эффективно создавать кооперационную цепочку для реализации импортозамещающих проектов, а с другой — консолидировать заказ со стороны крупных игроков. При этом небольшие высокотехнологичные компании получают доступ на рынок и могут сэкономить средства при производстве продукции.

По вашим наблюдениям, что может повысить выживаемость стартапов? Как считаете, могут ли в ближайшие годы в стране появиться «новые «Яндексы»?

— На текущий момент статистика говорит о том, что лишь один из десяти стартапов выживает в течение трех лет после запуска. Создание реестра малых технологических компаний, по нашим оценкам, впервые позволит измерить точную статистику выживаемости инновационных компаний на каждом из этапов роста. И в этом плане государству особенно важно вести работу по выстраиванию «бесшовной» поддержки на всем пути развития бизнеса — от стартапа и до выхода на IPO. Также данный процесс требует устранения «межведомственных колодцев» и «долин смерти», в которых могут оказаться как отдельные компании, так и целые технологические отрасли.

Согласно предварительным данным Ассоциации «национальных чемпионов», средний рост выручки ее членов в 2023 году составил 60%. Все это стало реальным благодаря новым окнам возможностей. Так, уход Oracle и SAP с рынка IT, ABB и Siemens — с рынка электротехники создал уникальные возможности для появления компаний, которые могли бы получить самую высокую оценку стоимости на российском рынке. И прямо на наших глазах формируются такие лидеры. Поэтому важно установить общую цель национальной инновационной системы в виде появления определенного числа российских «техногазелей». Такой показатель позволит честно оценить работу институтов развития и государства.

фото предоставлено пресс-службой компании «Иннопрактика»

Создание новых производств в рамках импортозамещения подразумевает рост потребности в квалифицированных специалистах. По вашему мнению, как сегодня обстоит вопрос с кадрами? В каких отраслях наблюдается дефицит и как компании решают проблему?

— Ситуация с кадрами у компаний высокотеха традиционно непростая, так как на этом поле им приходится конкурировать с крупными корпорациями и цифровыми экосистемами. Дефицит кадров ощущается на всех уровнях — от разработчиков до сборщиков. Поэтому мы считаем, что необходимо распространить имеющиеся у МСП льготы по социальным взносам на малые технологические компании. Немаловажно, что компании стремятся решать кадровый вопрос, например открывают собственные базовые кафедры в университетах.

Для агротеха это также актуально. По оценке специалистов «Иннопрактики», для отрасли продуктивных технологий требуется за пять лет подготовить не менее 10 тыс. специалистов при наличии около 500 в настоящий момент. Поэтому мы стремимся показывать преимущества карьеры в агротехе начиная со школы. Так, «Иннопрактика» инициировала проведение Всероссийской олимпиады «Иннагрика» по агрогенетике для школьников, а Краснодарский край выступил партнером. В 2023 году на площадке КубГАУ состоялся полуфинал, собравший 150 детей со всей России. За неделю ребята успели поработать в высокотехнологичных лабораториях и предложить свои решения задач АПК. Часть участников олимпиады решила развиваться в агробизнесе.

Интеграцию бизнеса и науки называют основой современной экономики и устойчивого развития. Насколько эффективно сегодня организована связка «исследованияразработкареальный сектор»? Насколько наука включена в реальные запросы бизнеса?

— За последние годы произошли изменения во взаимоотношениях науки и бизнеса. К сожалению, лишь 30–40% общих расходов на НИОКР приходится на бизнес, остальное финансирование идет по линии государства. Так, поправки к Налоговому кодексу РФ упростили возможности списания расходов на НИОКР, что, несомненно, стимулирует финансирование научных разработок и их внедрение. Государство также вовлечено в «сборку» стратегически важных проектов для развития приоритетных технологических отраслей. Например, национальный проект «Беспилотные авиационные системы» проводит связку между исследованиями, разработками и реальным сектором экономики.

Вы стали идейным вдохновителем и ведущей шоу «Вызов» на одном из развлекательных телеканалов. Можно ли сказать, что такой формат позволяет представить науку как модное направление? Как еще можно поддержать интерес молодых людей к научной деятельности и инновационным разработкам?

— Когда мы с коллегами из «Газпром Медиа холдинга» задумывали формат реалити-шоу «Вызов», где команда интеллектуалов соревнуется с командой звезд, то не могли предположить, что он окажется столь востребованным. Количество просмотров за два сезона 2022–2023 годов показало, что внимание к науке и имиджу ученого в обществе растет, а молодые зрители оценили тот факт, что заниматься исследованиями и разработками интересно, престижно и модно.

Для того чтобы закрепить этот тренд в обществе, а также вовлечь молодежь в популяризацию науки, «Иннопрактика» совместно с продюсерским центром «Инсайт Люди» создали в январе 2023 года молодежное сообщество «Вызов», а я стала его президентом. Презентации сообщества прошли в 12 регионах России, в некоторых из них мы посетили компании — «национальные чемпионы». Надеюсь, благодаря нашим инициативам в России будет расти интерес молодежи к науке, а молодые интеллектуалы станут новыми лидерами общественного мнения.

Новости