С 1 сентября 2024 года гарантийный срок для объекта долевого строительства снизили с 5 до 3 лет.
Кроме того, внесен еще ряд изменений. Если до указанного времени неустойка за несвоевременное устранение дефектов застройщиком составляла 1% за каждый день просрочки. Теперь размер неустойки снижен, теперь она рассчитывается как 1/300 ключевой ставки Центрального банка РФ.
Положение «двойного размера» осталось без изменений, но в силу уменьшения неустойки теперь потребители будут взыскивать с застройщиков гораздо меньшие суммы. В любом случае неустойка не должна быть больше стоимости расходов, необходимых для устранения недостатков.
Ранее при неудовлетворении застройщиком требований потребителя в добровольном порядке с него взимался штраф в размере 50% от присужденной суммы, теперь при нарушении договорных обязательств размер штрафа снизился в 10 раз – он составит 5% от присужденной суммы.
О том, как работает механизм устранения нарушений по гарантии, на какие элементы и конструкции распространяется гарантия и в какой срок застройщик обязан устранить дефекты, рассказал советник президента AVA Group Константин Сигачев.
Гарантийные элементы
Как рассказал советник президента AVA Group Константин Сигачев, согласно федеральным законам N 214-ФЗ от 30.12.2004 и N 266-ФЗ от 08.08.2024, регламентирующих устранение гарантийных случаев, гарантия распространяется на конструктивные элементы здания и инженерно- технологическое оборудование.
К конструктивными элементам здания относятся фундаменты, стены, каркасы, перекрытия, крыши, лестницы, перегородки и прочее. Под инженерно-технологическим оборудованием подразумевается водопроводное, газопроводное, отопительное, электрическое, канализационное и вентиляционное оборудование.
Гарантийный срок на конструктив был изменен и снизился с пяти до трех лет. При этом на инженерно- технологическое оборудование он остался прежним и составляет не менее 3 лет.
В течение этого срока за счет средств застройщика, бесплатно для покупателя жилья, будут устраняться неисправности.
«Из практики можно сказать, что многие дольщики обращаются к застройщику, чтобы по гарантии отрегулировать оконные конструкции, но регулировка окон не относится к гарантийным случаям. Согласно рекомендациям производителей, регулировку необходимо осуществлять не менее одного раз в шесть месяцев при смене сезонов зима/лето», — пояснил Константин Сигачев.
Куда обращаться при выявлении нарушений?
В случае обнаружения какого-либо недостатка общего имущества многоквартирного дома, либо возникновения аварийной ситуации, собственнику необходимо обратиться в управляющую компанию.
При подаче заявления советник президента AVA Group рекомендует не только описать ситуацию, но и приложить фото- и видеофайлы. Подать заявление в УК можно несколькими способами: через форму обратной связи в приложении для жителей (на сайте УК), непосредственно в офисе УК или по телефону сделать заявку в аварийно-диспетчерскую службу.
Заявление должно быть зарегистрировано, ему должны присвоить входящий номер. Именно на основании заявления от жителя управляющая компания, в свою очередь, подает заявление застройщику.
Экспертиза и фиксация

На выдаче ключей ситуация обратная, если обнаружен дефект, необходимо сообщить о недостатках застройщику.
В стандартной процедуре это выполняется 2 способами:
1. Дольщик заполняет дефектный акт в отделе клиентского сервиса.
2. В электронном чек-листе осмотра квартиры дольщик указывает замечания, заявление автоматически формируется и передается в клиентский сервис со всеми недостатками, распечатывается и акцептируется со стороны застройщика и дольщика.
В случае, если недостаток можно устранить быстро, специалисты и подрядчики застройщика выполняют работы сразу же.
Если есть существенные дефекты, после оформления акта застройщик начинает работы по устранению недостатков. Отдел клиентского сервиса сообщает дольщику о завершении работ, далее выбирается дата проведения осмотра с участием специалиста, застройщика и собственника.
Дольщик для осмотра квартиры или дома может воспользоваться услугами эксперта. Этот специалист должен подтвердить собственную квалификацию – предоставить диплом в области архитектурно- строительного проектирования или строительства, быть членом саморегулируемой организации с практическим опытом работы и соответствовать требованиям главы 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как отметил советник президента AVA Константин Сигачев, собственникам нетнеобходимостиготовить экспертные заключения в случае обнаружения дефектов. При этом важнейшим условием быстрого и полного устранения любого строительного недостатка, по словам эксперта, является его своевременная фиксация.
«Для того чтобы полноценно зафиксировать факт обнаружения недостатка, а в случае аварийной ситуации определить причину возникновения аварии и своевременно приступить к локализации аварийного участка, необходимо составить акт осмотра с участием профильных специалистов управляющей компании», — отметил Константин Сигачев.
Обратная ситуация при приемке квартиры. В этом случае, если обнаружен дефект, необходимо сообщить о недостатках застройщику.
В стандартной процедуре это выполняется 2 способами:
1. Дольщик заполняет дефектный акт в отделе клиентского сервиса.
2. В электронном чек-листе осмотра квартиры дольщик указывает замечания, заявление автоматически формируется и передается в клиентский сервис со всеми недостатками, распечатывается и акцептируется со стороны застройщика и дольщика.
В случае, если недостаток можно устранить быстро, специалисты и подрядчики застройщика выполняют работы сразу же.
«Если есть существенные дефекты, после оформления акта застройщик начинает работы по устранению недостатков. Отдел клиентского сервиса сообщает дольщику о завершении работ, далее выбирается дата проведения осмотра с участием специалиста, застройщика и собственника», — объяснил Константин Сигачев.
Он добавил, что для осмотра квартиры или дома дольщик может воспользоваться услугами эксперта. Этот специалист должен подтвердить собственную квалификацию – предоставить диплом в области архитектурно-строительного проектирования или строительства, быть членом саморегулируемой организации с практическим опытом работы и соответствовать требованиям главы 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Сроки устранения нарушений
По словам советника президента AVA, застройщик обязан устранить выявленные дефекты в срок, согласованный с дольщиком.
«В законе конкретные сроки не указаны. Однако в Постановлении Правительства РФ от 23 марта 2022 г. N 442 указано, что застройщик удовлетворяет требование о безвозмездном устранении выявленных недостатков в срок не более 60 календарных дней со дня подписания документа о передаче объекта. Эта же цифра прописана в подпункте «е» пункта 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2023 № 2380», — заключил Константин Сигачев.
Дарья Коробская