Дефицит кадров и сложности с привлечением финансирования в условиях высокой ключевой ставки оказывают серьезное влияние на деятельность всех отраслей малого и среднего предпринимательства южных регионов. Тем не менее бизнес продолжает движение вперед.
О том, с какими проблемами сталкиваются сегодня представители МСП и какие возможности для роста они видят, «Деловой газете.Юг» рассказали предприниматели Краснодарского края и Ростовской области.
Планомерный рост


От развития бизнеса в регионах зависит объем ВРП, поступление налогов, формирование рабочих мест и создание необходимой инфраструктуры. По числу субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), численности занятых в этой сфере, а также по числу самозанятых Краснодарский край является лидером в Южном федеральном округе.
По данным пресс-службы администрации Кубани, сейчас в регионе почти каждый пятый житель занят в сфере МСП. Так, 1,3 млн человек трудятся в малом бизнесе, ведут ИП или работают самозанятыми.
В целом же в регионе по итогам 2024 года число субъектов МСП превысило 308 тыс., за 10 лет показатель вырос на 15%. В целом на МСП приходится 87,4% всех хозяйствующих субъектов региона. Популярным форматом стала и самозанятость — по данному направлению регион перевыполнил план в 11,3 раза, сейчас на Кубани насчитывается 606 тыс. плательщиков налога на профессиональный доход.
«Малый и средний бизнес вносит большой вклад в нашу экономику. В 2023 году субъекты МСП создали товаров и услуг на 1,3 трлн рублей. Это самый высокий показатель среди регионов ЮФО и четвертый в России. <…> В свою очередь мы поддерживаем активное бизнес-сообщество с помощью инструментов краевых фондов микрофинансирования, развития бизнеса, инноваций, промышленности, а также Центра поддержки экспорта и Агентства по привлечению инвестиций»,— комментировал губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
Количество зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса в Ростовской области, по данным на май 2025 года, составило 186,7 тыс. В январе 2025 года число МСП на Дону составляло 182,6 тыс., за год показатель вырос на 2,4%, или на 4 тыс. субъектов. Также на 1 мая 2025 года в Ростовской области насчитывалось 391,6 тыс. действующих самозанятых, что на 28% больше, чем год назад.
«Малый и средний бизнес традиционно занимает существенное место в экономике области, особенно в торговле, сфере услуг и логистике. В регионе создана эффективная экосистема институтов развития малого и среднего предпринимательства»,— отмечал врио губернатора Дона Юрий Слюсарь в рамках отчета о результатах деятельности правительства Ростовской области за 2024 год.
Ставка на инновации

Среди трендов развития МСП последних лет председатель отделения «Опоры России» в Сочи Андрей Тамбовцев отмечает активный рост направления научно-технических разработок.
Если раньше малый и средний бизнес ассоциировался преимущественно со сферами торговли и услуг, то сегодня все чаще появляются стартапы, реализующие бизнес-идеи, связанные с использованием цифровых платформ и искусственного интеллекта.
«Научно-технические достижения в последние годы все чаще исходят именно от стартапов. Молодые компании разрабатывают инновационные решения, проводя необходимые научные исследования и конструкторские испытания. Их основатели нередко объединяют усилия с учеными либо самостоятельно осваивают фундаментальные знания науки»,— отмечает Андрей Тамбовцев.
По словам руководителя конструкторского бюро «АТОД» Дарьи Анисимовой, двигатель развития инновационного направления — внедрение новых технологий.
Автоматизация и цифровизация помогают снижать издержки и сокращать фонд оплаты труда. В то же время, говорит предприниматель, фактором, сдерживающим развитие, выступает текущая экономическая ситуация.
«Главная сложность — падение курса валюты, замирание рынка в ожидании снижения цен в рублях. Среди проблем также высокая ключевая ставка по кредитам, в таких условиях развитие сферы усложнено»,— поясняет Дарья Анисимова.
Запрос на господдержку
О сложностях развития бизнеса в условиях высокой ключевой ставки говорит и кубанский застройщик Александр Никитин, занимающийся возведением частных домов.
По словам бизнесмена, высокие ставки на ипотечные кредиты привели к сокращению числа заказов на строительство домов. Кроме того, высокая стоимость заемных средств ограничивает собственные инвестиционные возможности бизнеса. Чтобы остаться на плаву, строительный малый бизнес сейчас вынужден переориентироваться на мелкие заказы.
«С прошлого года, с июля, не продано ни одного дома, поэтому приходится переключаться на что-то иное, искать альтернативные способы заработка, включая оказание услуг по отделке и мелкому ремонту»,— сказал Александр Никитин.
Он отметил, что негативную роль сыграл и пересмотр условий программ льготной ипотеки. Если раньше купить дом в сельской местности по льготной программе мог любой желающий, то с недавнего времени такая возможность осталась у отдельных категорий. Также, по мнению бизнесмена, развитие отрасли тормозят бюрократические барьеры в виде требования уведомлений, связанных с архитектурными решениями при строительстве или реконструкции объектов.
Александр Никитин отмечает, что в случае пересмотра жестких условий программ льготной ипотеки и требований к работе ситуация может измениться в лучшую сторону. В противном случае, по мнению предпринимателя, на рынке могут остаться лишь крупные игроки, способные выдержать административную нагрузку.
Спрос на господдержку в условиях замедления развития есть и у представителей отрасли грузоперевозок, говорит гендиректор ростовского ООО «Адамант Логистика» Светлана Плехова. По ее словам, в сфере с конца 2024 года наблюдается устойчивый спад, который к апрелю достиг около 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сокращение объемов грузопотока предприниматель связывает с высокой ключевой ставкой.
«Грузов стало меньше, и многие компании, производители, торговые компании придерживают свои активы. Транспортные компании стремятся работать по предоплате, но заказчики и производители стараются брать чаще именно отсрочку платежей»,— говорит гендиректор ООО «Адамант Логистика».

По ее словам, факторами роста отрасли сейчас являются перевозки строительных материалов для инфраструктурных проектов на новых территориях и начало плодовоовощного сезона. С началом лета, отмечает Светлана Плехова, транспортные компании прогнозируют резкий рост спроса. При этом ожидается и рост цен на услуги перевозчиков. По информации предпринимателя, тарифы вырастут на 40%, это связано с подорожанием топлива и необходимостью повышать зарплаты персоналу в условиях дефицита кадров.
В целом гендиректор ООО «Адамант Логистика» прогнозирует дальнейшее развитие отрасли через консолидацию участников рынка. По ее мнению, как небольшие транспортные компании, так и крупные экспедиторские предприятия будут искать новые форматы сотрудничества в условиях перемен рынка.
«Транспортные компании сейчас уже не должны быть конкурентами, нужно объединяться и идти выручать друг друга, помогать. Думаю, будущее транспортных, логистических, диспетчерских и терминальных компаний — в объединении»,— говорит Светлана Плехова.
Также гендиректор ООО «Адамант Логистика» отмечает важность государственной поддержки для развития транспортно-логистического сектора. Без мер поддержки, по словам Светланы Плеховой, отрасли будет гораздо труднее развиваться.
«Есть очень много плюсов от государства, допустим, в субсидировании в сфере экспорта. Государство поддерживает отрасль, понимает, что у нас есть сложности. Да и возможностей много, но главное, чтобы нас сейчас поддерживало государство. Это помогает продолжать стараться и не опускать руки»,— отмечает предприниматель.
Кадры — общая проблема
На развитие МСП всех отраслей сегодня серьезно влияет проблема дефицита кадров. По словам председателя отделения «Опоры России» в Сочи Андрея Тамбовцева, в сфере высоких технологий основная сложность заключается в несоответствии заявленной квалификации сотрудников реальному уровню их компетенций.
«Очень сложно быстро найти кадры, соответствующие заявленной квалификации. Часто в резюме написано одно, а в работе это не соответствует действительности. Работодатель только после трустройства понимает, что специалист не подходит под поставленную задачу, и теряет время и ресурсы»,— говорит председатель отделения «ОПОРЫ РОССИИ» в Сочи.
В сфере грузоперевозок, по словам гендиректора ростовского ООО «Адамант Логистика» Светланы Плеховой, особенно остро ощущается нехватка офисных сотрудников, водителей и механиков. «Есть проблемы с кадрами, зарплаты поднимаем и пытаемся привлечь, удержать более-менее адекватных и достойных сотрудников. Многие, проработав месяц, понимают, что тяжело, что не готовы дальше идти»,— сказала предприниматель.
Решение проблемы кадров Андрей Тамбовцев видит в создании специализированных центров экспертизы и компетенций.
Руководитель конструкторского бюро «АТОД» Дарья Анисимова, считает, что ставку надо делать на внедрение нейросетей и привлечение молодых специалистов. По ее словам, молодые кадры, обладающие высокой обучаемостью и способные решать многие задачи, становятся ключевым ресурсом.
Дарья Коробская