Основатель частного детского сада «Елочка» Маргарита Тихонова рассказала «Деловой газете.Юг», почему возник дефицит педагогов и какие подходы могут его восполнить.
— Дефицит кадров — общая проблема для всей отрасли образования. Насколько остро вопрос с кадрами стоит в детских садах? В чем вы видите причины нехватки квалифицированных кадров в данной сфере?
— Сегодня с проблемой дефицита кадров сталкиваются как муниципальные, так и частные дошкольные учреждения. В далеком 1935 году бывший руководитель СССР сказал: «Кадры решают все», и эта фраза актуальна по сей день. Во всех стандартах прописано, что деятельность дошкольных учреждений невозможна без двух компонентов: качественной образовательной среды и компетентных профессиональных кадров. Без этого никуда.
Говоря о кадровом дефиците в образовании, важно подчеркнуть, что труд педагога нельзя оценивать исключительно уровнем зарплаты. Мы вкладываем душу в свою работу, и недопустимо сводить ее ценность лишь к денежному вознаграждению. Тем не менее нужно думать, как педагогу жить, растить и воспитывать своих детей. Если педагог не может закрыть насущные проблемы своих детей, то как он сможет работать? Следовательно, одним из приоритетных шагов для преодоления кадрового кризиса должно стать значительное повышение заработной платы педагогов. Долгое время оплата труда учителей была крайне низкой, что привело к оттоку из профессии множества опытных и высококвалифицированных специалистов.
Сегодня образовательные организации постепенно увеличивают оплату труда, привлекая новых преподавателей. Однако возникает следующий важный вопрос: соответствуют ли профессиональные компетенции вновь прибывших работников необходимым требованиям? Насколько искренне они увлечены своим делом?
Особенное значение приобретает тема искренней привязанности к детям. Работать с малышами невозможно, если отсутствует истинная любовь к ним. Это главное условие успешной педагогической деятельности.
Но одновременно важна профессиональная квалификация работника. Можно прекрасно заботиться о детях, проявлять внимание, однако при этом игнорировать интеллектуальное развитие малышей. Тогда получится хорошая няня, но далеко не учитель, способный подготовить ребенка.
Поэтому отрасли нужны кадры, которые будут обладать обоими качествами: любовью к детям и способностью дать образовательную базу.
— Какие меры могли бы помочь решить дефицит кадров в детских садах?
— Будучи руководителем частного образовательного учреждения, я оперативно решила вопросы повышения оплаты труда персонала и формирования комфортных рабочих условий, соответствующих ожиданиям сотрудников.
Решаем вопрос организации досуга педагогов. Устраиваем совместные мероприятия, позволяющие сотрудникам получать яркие впечатления и расширять кругозор: путешествия, экскурсии, творческие мастер-классы и командные игры. Эти инициативы помогают удерживать ценных специалистов и стимулируют приток новых талантливых кадров.
Но как повысить профессиональный уровень педагогов? Сегодня существуют разнообразные курсы переквалификации и дополнительные образовательные программы, реализуемые как государственными, так и частными организациями. Ознакомившись с содержанием большинства таких курсов, я убедилась, что предлагаемый ими уровень недостаточен. Именно поэтому возникла идея создать образовательное учреждение для повышения квалификации и переподготовки кадров, ориентированное на решение реальных проблем и запросов системы образования, родителей и детей.
Планируем создать учреждение, где будут представлены различные формы обучения: и дистанционные, и очно-заочные. Это позволит обучать специалистов и из других регионов. Благодаря наличию необходимых ресурсов и возможностей мы рассчитываем предложить слушателям интересные и полезные программы, востребованные среди педагогов.
— Детский сад — первая ступень в развитии человека. Что, помимо присмотра и ухода за детьми, должен осуществлять современный детский сад?
— Это важнейший этап становления личности, ведь именно в детском саду ребенок проходит первичную социализацию, осознает существование окружающих его сверстников и взрослых, учится взаимодействовать с ними, соблюдая правила поведения и нормы коллектива.
Детский сад должен реализовать образовательные программы, которые утверждены государством. Приказом Министерства просвещения РФ в 2022 году была утверждена единая программа, другое дело, что каждое учреждение в соответствии с этим приказом свободно в выборе форм и методов реализации. От того, какими методами и средствами сады будут доносить программу до детского сознания, многое зависит. Наш детский сад пошел по пути соединения ресурсов дошкольной и музейной педагогики. Образовательная программа у нас проиллюстрирована средствами живописи и декоративно-прикладного искусства, что дает дополнительный стимул для обучения. Мы уже видим результаты этой работы, ведь начали вести ее еще с 2017 года. В 2023 году мы оформили патент, сейчас являемся единственным в Российской Федерации детским садом-музеем.
Повторюсь, вся образовательная программа проиллюстрирована средствами музейной педагогики. Получился интересный результат, и мы его видим на детях. Мы довольны этим.
Сейчас мы готовы транслировать свой опыт для всех учреждений, которые хотели бы использовать те наработки, которые у нас есть.
— Какую главную мысль вы бы хотели донести до всех дошкольных работников в их профессиональный праздник?
— Хочется поздравить всех работников дошкольного образования с профессиональным праздником, который отмечают ежегодно 27 сентября. Это бесконечно тяжелый, но очень благодарный труд, потому что мы оказываем влияние на юные души. Вся та непосредственность и искренность, с которой дети воспринимают информацию, тот восторг, который они испытывают, открывая что-то новое, стоят того, чтобы посвятить свою жизнь работе с детьми дошкольного возраста.
Поздравляю всех с праздником, желаю всем здоровья и терпения! Мне не нравится термин «профессиональное выгорание», но если о нем так много говорят, то мне очень хочется пожелать всем, чтобы этого выгорания в вашей жизни не происходило и любовь детей возвращала вам силы и здоровье.
Реклама, АНОДО «ЦРР ДС №3 «МАЛЕНЬКАЯ ЁЛОЧКА»
0+
erid: 2SDnjbrHaog