По решению губернатора Ростовской области Юрия Слюсаря, с 1 декабря 2024 года выдача разрешений на строительство многоквартирных домов в донской столице приостановлена почти на полгода. Эта вынужденная пауза, вызванная острым дефицитом социальной инфраструктуры в новых районах, заставила по-новому взглянуть на проблему развития исторического центра.
В ходе профессиональной дискуссии на Ростовском архитектурном форуме ростовские архитекторы, градостроители и проектировщики диагностировали проблемы и предложили свои варианты спасения исторической части донской столицы.
«Город исчезает быстрее, чем реконструируется»
Посмотреть на город как на сложный организм, где важно сохранять историческую среду, но при этом развивать ее функционально Руководитель архитектурного бюро «ПАСП», предложил член градостроительного совета при Губернаторе Воронежской области, член Союза архитекторов России Андрей Тютерев. По его мнению, современный город следует рассматривать как пространство для взаимодействия людей.
«Интенсивность этого взаимодействия и определяет настоящий городской центр. При этом люди интуитивно стремятся в места, предлагающие наиболее интересную среду, комфорт и полезные возможности. Именно историческая застройка и центральные районы городов, которые необходимо сохранять, чаще всего становятся такими точками притяжения», — отметил спикер.
При этом Ростов обладает колоссальным, но нереализованным туристическим потенциалом, который мог бы стать драйвером развития и источником финансирования для реконструкции исторической среды, считает руководитель архитектурного бюро «Новая Р.А.С.А.» Андрей Дойницын. Архитектор отмечает, что в городе и области множество уникальных локаций — от Старочеркасска до Цимлянского водохранилища. Однако отсутствие общего плана развития и его понимания приводит к хаотичной застройке, что является общей проблемой для всего региона.
«Где-то туристов уже начинают встречать придорожные отели, все это попадает в программу внутреннего туризма. Там новые инвесторы, новые локации… И неожиданно для себя мы видим, что программа там ломается — люди самостоятельно строят привлекательные интересные парки. Например, всем известный парк «Лога»», — описывает текущий подход к застройке территорий Андрей Дойницын.
Архитектор добавляет, что власти и инвесторы сегодня не предлагают внятных механизмов финансирования реконструкции.
«Так как я являюсь практикующим архитектором исследовательской академии, то у меня была возможность полетать по городу, посмотреть, а что же мы можем предложить. Какие изменения сделать для того, чтобы появились те самые деньги, на которые мы можем проводить реконструкцию. Но насколько мы знаем, город намного быстрее исчезает, чем реконструируется — это факт», — заключает специалист.
С критикой существующей нормативной базы в области градостроительства выступил исполнительный директор Ростовского регионального отделения Общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства» Павел Шумеев, указав на противоречия между Генпланом 2007 года и новыми правилами землепользования (ПЗЗ). Из-за этих несоответствий даже на пустырях в охранной зоне практически невозможно вести строительство, кроме как через сложную процедуру воссоздания утраченного объекта.
«Следующим важным как для Генплана, так и для ПЗЗ, основным документом, регулирующим строительство в историческом центре Ростова, является объединенная зона охраны. И пока не приведутся в соответствие контуры, оформление и реклама, пока мы не поймем, что можно строить, а чего нельзя, мы не пойдем дальше», — заключил Шумеев, призывав к созданию единого мастер-плана Ростова.
«Доверять нужно профессионалам»
На примере проектов своего бюро Андрей Тютерев показал, как можно работать с исторической средой. Один из подходов — «локальный», когда в новое здание вшивается память о месте.
«Когда ты знаешь историю места и контекст, который пытаешься сохранить и передать будущему, — вот что важно для архитектуры таких объектов. Мы не можем восстановить то, что было, но мы можем об этом говорить, заявлять и делиться этой памятью», — поясняет архитектор.
Для работы с крупными территориями в центре города, где преобладает индивидуальная жилая застройка (ИЖС), он предлагает стратегию «пространственного конверта». Это гибкий регламент, который задает общие рамки — высотность и отступы — но не диктует конкретных архитектурных решений.
«Таким образом, мы можем с одной стороны задать, декларировать определенный подход, но при этом сохранить локальное решение если нужно. Мы еще это обсуждаем, работа находится в процессе. Можно создать еще определенные решения с точки зрения фасадных элементов, чтобы не бить по рукам архитекторов. Но в то же время обезопасить себя от каких-то неуместных решений с точки зрения строительства», — поясняет идею эксперт.
С архитектурной точки зрения, по мнению Андрея Тютерева, практика проведения конкурсов показывает хорошие результаты на значимых территориях. Во-первых, она способствует повышению качества проектов, а во-вторых, создает важный прецедент. Он добавил, что это также позволяет администрации в дальнейшем устанавливать более высокие требования к проектированию своих объектов.
Когда нет мастер-плана и поддержки общественности
Ключевой проблемой все эксперты называют отсутствие единого, согласованного всеми сторонами плана — так называемого мастер-плана, в котором бы учитывались индивидуальные особенности районов донской столицы.
«Мне не нравится то, что не был отобран индивидуальный подход к каждому кварталу. То есть они выбрали пять типов единой застройки и их раскидали по городу. По-хорошему, они должны были рассматривать каждый квартал. Но возвращаясь к цене вопроса, становится понятно, почему они так сделали», – отмечает Павел Шумеев.
При этом архитекторы вошлись в едином: необходима консолидация усилий власти, бизнеса и профессионального сообщества, что пока что не выходит.
«Самое важное, что мы видим сегодня, — профессионалы с разных сторон уже подключились. Надо им помочь. А мы зачастую видим, что общественники нам даже не помогают, а идут против нас», — резюмировал Андрей Дойницын, обращаясь к коллегам и горожанам.
Ранее сообщалось, что Ростов-на-Дону вскоре может получить полноценную Стратегию пространственного развития до 2036 года. В настоящее время документ проектно-аналитической компании «Новая Земля» проходит последние этапы разработки и согласования. Проект документа был представлен общественности архитектором Иваном Курячим в ходе Ростовского архитектурного форума.
София Купченко