Фото: freepik / freepik.com.

Фермеры выходят в онлайн: как сельхозпроизводителю попасть на цифровой прилавок

Жители России сегодня стали все чаще заказывать фермерские продукты через онлайн-магазины. С начала 2025 года спрос на такие товары в онлайне, согласно исследованию Россельхозбанка, вырос на 19%.

«Деловая газета.Юг» выяснила, какие фермерские продукты чаще продают онлайн, как они представлены на региональных витринах маркетплейсов, кто является основным покупателем фермерских натуральных продуктов, а также почему фермерам не стоит пренебрегать онлайн-площадками.

Онлайн-витрина вместо прилавка

Внимание покупателей к фермерской и локальной продукции — один из главных трендов потребления сегодня, рассказала в рамках форума на выставке «АгроПродМаш-2025» руководитель отдела FMCG РОМИР Екатерина Тимошевская.

«Ключевым трендом является рационализация трат: 53% россиян изучают информацию в интернете в поиске лучших ценовых предложений, 60% выбирают продукты, ориентируясь на соотношение цены и качества. Кроме того, покупатель в рамках продуктовой корзины все чаще делает выбор в пользу локального производства, наблюдается рост спроса на фермерскую продукцию»,— подчеркнула Екатерина Тимошевская.

О том, что у жителей агломераций есть большой запрос на настоящую фермерскую продукцию и качественные изделия ручной работы, говорил и координатор партийного проекта «Российское село», глава комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных на круглом столе проекта «Российское село».

«С учетом количества сельских территорий, отдаленных населенных пунктов России именно маркетплейсы и цифровые платформы могут стать серьезной точкой роста для развития бизнеса на селе. И у жителей агломераций также есть большой запрос на настоящую фермерскую продукцию и качественные изделия ручной работы»,— писал Александр Двойных в своем канале в Telegram. 

Он также отмечал, что электронные площадки нужно активнее использовать для сбыта фермерской продукции.

Фото: freepik / freepik.com.

Сегодня фермерские продукты онлайн можно найти на платформах «Свое родное», «Ешь деревенское», маркетплейсах Wildberries, Ozon. Есть разделы доставки фермерской продукции у «Яндекс Лавки» и «Самоката». Помимо этого, фермерские продукты реализуют региональные онлайн-магазины.

Как сообщили в Россельхозбанке, на онлайн-платформе по продаже фермерской продукции «Свое родное» зарегистрировано 715 фермеров, 8% из них представляют Краснодарский край и Ростовскую область.

«Динамика спроса на фермерскую продукцию на “Своем родном” наблюдается в положительную сторону — в 2025 году спрос увеличился на 19% по сравнению с 2024 годом. В 2025 году наибольшим спросом пользуются следующие категории товаров: мясные деликатесы, масло, полутвердые сыры, колбасные изделия, творог. В прошлом году наибольшим спросом на “Своем родном” пользовались категории товаров: рассольные сыры, мясные деликатесы, колбасные изделия, ягоды, мягкие сыры»,— прокомментировала заместитель председателя правления Россельхозбанка Елена Батурова.

В компании Wildberries&Russ уточнили, что среди локальных товаров в разделе «Сделано на Кубани» представлены выращенные на Юге консервированные овощи, органическое молоко.

«Любой производитель, зарегистрированный на Wildberries, может самостоятельно подать заявку на вступление в раздел “Сделано в России” через портал продавца. Самый главный критерий отбора — товары бренда должны быть оригинальными и произведены в указанном регионе. Каждый запрос рассматривается в течение 30 дней. Как только от региона набирается минимум 10 брендов, мы добавляем их на отдельную витрину»,— рассказали в компании, добавив, что при продаже онлайн также соблюдаются требования обязательной маркировки по системе «Честный знак».

Кто идет за фермерскими продуктами в онлайн

Как рассказала создательница онлайн-магазина фермерской еды «Грядушка» Татьяна Кравченко, основные покупатели таких товаров — люди в возрасте 30–45 лет с достатком выше среднего.

«В основном наш клиент выше среднего социального класса. Это те люди, которые думают головой и живут по сердцу. Они хотят быть здоровыми. В наше время очень многие люди склоняются в сторону чистого питания, начинается бум»,— отмечает основательница магазина.

По ее мнению, реализация местных фермерских продуктов через онлайн-магазин имеет ряд преимуществ. Онлайн-формат позволяет избежать расходов на аренду и покупку торговых помещений, оптимизируя затраты предприятия. Покупатели получают возможность легко оформить заказ и доставку всего двумя кликами без необходимости куда-либо выезжать. Вся продукция доставляется клиентам непосредственно с грядки свежей и исключительно под заказ.

«У нас нет магазина, свежая продукция поставляется каждый день. Нет магазина — нет хранения. Каждый день непосредственно под наш заказ наши поставщики привозят свежие продукты. Это продукт, который никогда не хранится, не стоит, не ждет, не портится»,— подчеркивает основательница магазина.

Заинтересована в фермерской продукции и сеть ростовских рестолавок «Лисичкино». «Нам особенно нравится работать с маленькими хозяйствами. Мы много времени проводим на выставках и ярмарках в поисках актуальной продукции. Одного из сыроделов, который работал только на рынке, мы сподвигли сделать документы для “Меркурия”, чтобы работать с нами, но таких случаев мало»,— отметил основатель сети Артур Хачатрян.

Он добавил, что продвижение через сторонние витрины поможет фермерам максимально раскрыть ценность для своей аудитории. «Фермерам нужно связываться с небольшими локальными магазинами и сетями. Потому что в большие им сложно попасть, а маленькие заинтересованы в уникальной витрине, они более гибкие, и с ними можно договориться»,— заключил Артур Хачатрян.

Анастасия Талызина, София Купченко

Читайте нас в социальных сетях