Почему федеральная налоговая реформа меняет правила игры для всех регионов в период верстки бюджетов на очередную трехлетку и за счет чего Ростовская область сохраняет баланс между социальными обязательствами и экономической реальностью — об этом и многом другом «Ведомости Юг» поговорили с первым заместителем губернатора Ростовской области Алексеем Господаревым.
— Алексей Николаевич, сейчас полным ходом идет работа с бюджетом на 2026-2028 годы. В каких условиях она проходит?
— Условия непростые, скажу честно. Сложно ожидать, что экономика будет расти как в предыдущие два года, и что доходы бюджета будут увеличиваться теми же темпами. При этом у нас сохраняются все расходные обязательства – это, в первую очередь, социальные обязательства, меры поддержки населения, и развитие инфраструктуры региона.
В таких условиях правительству области необходимо найти решения по привлечению дополнительных доходов, предложив конкретные меры. Баланс бюджета — это не просто цифры, это отражение устойчивости всей экономики региона.
— Вы имеете в виду поиск дополнительных источников доходов?
— Мы стараемся сохранять все социальные обязательства и при этом искать новые источники доходов, не прибегая к чрезмерным заимствованиям. Это возможно только при эффективной налоговой политике. И сейчас мы как раз подошли к моменту, когда ее нужно обновить. Причем не только по нашей инициативе.
22 октября в Госдуме прошло первое чтение законопроекта о внесении масштабных поправок в Налоговый кодекс. Там не только повышение ставки НДС до 22%, о котором все говорят. Там целый ряд изменений, которые радикально поменяют налоговую среду для бизнеса, прежде всего малого и среднего. Законопроект вступит в силу уже с 2026 г. и регионы обязаны привести свои налоговые системы в соответствие с новыми федеральными требованиями.
— О каких конкретно изменениях речь?
— Во-первых, это касается бизнеса, работающего на упрощенной системе налогообложения. Сейчас российские субъекты могут вводить собственные пониженные ставки УСН для некоторых видов деятельности. У нас в Ростовской области около 65% предпринимателей уплачивают налоги по льготной ставке в 10% вместо 15% с разницы «доходы минус расходы».
С 2026 г. утверждать виды деятельности и требования к бизнесу, при которых можно применять пониженные ставки, будет правительство Российской Федерации. Регионы смогут вводить льготные ставки только для ИП и компаний, которые подходят под утвержденные критерии.
Во-вторых, предприниматели на патенте, которые заработали больше 10 млн руб. в 2025 г., не смогут получить новый патент в 2026 г. Планируется отмена патента для таких направлений, как автотранспортные услуги по перевозке грузов, розничная торговля через стационарные точки с торговыми залами и без них. А это одни из основных категорий плательщиков.
— А как Ростовская область удерживает баланс при таких вызовах? Ведь социальные программы сохраняются, инвестиционные проекты идут…
— Это возможно только при эффективной работе всей экономической системы региона, включая налоговую политику. Но если говорить честно, мы подошли к моменту, когда дальше откладывать корректировки просто невозможно. Федеральная реформа — это катализатор, но не единственная причина. За последние годы в нашей региональной налоговой системе накопились серьезные диспропорции, которые уже не соответствуют экономическим реалиям. Когда экономика изменилась, а фискальные критерии остались прежними, это и есть дисбаланс, который нужно выправить, но сделать это мы должны без шоковых решений и с переходными периодами. Главная цель — обеспечить справедливость: чтобы тот, кто пользуется инфраструктурой и ресурсами региона, социальными институтами, участвовал в их развитии в разумной мере.
— Можете привести конкретные примеры этих диспропорций?
— Давайте посмотрим на конкретные цифры. Транспортный налог — ставки по основным категориям автотранспорта не менялись с 2008 г. За это время инфляция выросла в 3,8 раза, стоимость строительных материалов — в 2,8 раза, средняя зарплата — в 5,8 раза. Она была 12 539 руб. в 2008 г., сейчас — 72 224 руб. А стоимость укладки одного км дороги выросла более чем в четыре раза. При этом транспортный налог — это ключевой источник формирования дорожных фондов муниципалитетов. Получается, что мы требуем от глав строить и содержать дороги, но не даем им достаточных источников. Это несправедливо и по отношению к самим территориям.
Или возьмем патентную систему налогообложения. У нас в Ростовской области около 60000 индивидуальных предпринимателей работают на патенте. Но стоимость патента по разным видам деятельности в два — шесть раз ниже, чем у соседей.
Стоимость патента на парикмахерские и косметические услуги в Ростове — 25 397 руб., а в Краснодаре — 66 306 руб., в Ставрополе — 67 350 руб. По ремонту жилых и нежилых зданий в Ростове — 25 397 руб., в Краснодаре — 72 937 руб. Мы не можем бесконечно держать самые низкие ставки в стране и при этом рассчитывать на нормальное развитие региона
— Но ведь для бизнеса это хорошо — низкие ставки?
В краткосрочной перспективе — да. Но давайте посмотрим на ситуацию шире. Мы не снимаем с себя социальных обязательств, не снимаем обязательств по развитию инфраструктуры. У нас те же дороги требуют ремонта, те же социальные программы требуют финансирования. И когда налоговая система отстает от реалий на 15-17 лет, это создает дисбаланс.
Плюс есть еще один момент. Ростовская область до сих пор не завершила переход к исчислению налога на имущество организаций по кадастровой стоимости. Вся страна с 2020 г. перешла на эту систему. Остались, еще, кажется, два-три региона и мы. А балансовая стоимость имущества за 10 лет практически обнуляется. В итоге многие организации просто не платят налоги на имущество.
— Как вы планируете устранять эти перекосы?
— Федеральная реформа обязывает нас действовать, и одновременно нужно устранять те нестыковки, которые накопились в региональной системе. Поэтому 24 октября мы провели заседание рабочей группы по внесению изменений в региональное налоговое законодательство. Сама группа существует с 2014 г., но в сентябре мы обновили ее состав. Сейчас в нее входят представители профильных министерств, налоговых органов, общественных и деловых объединений — торгово-промышленной палаты Ростовской области, «Деловой России», «Опоры России», союза работодателей, института уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также экспертного сообщества и законодателей. Это не кабинетная история. Главный принцип — открытость и совместность. Мы хотим, чтобы любые решения принимались с учетом мнения бизнеса.
— И как бизнес-сообщество реагирует на предстоящие изменения?
— На уже упомянутом заседании мы услышали много конструктивных предложений. И ряд из них поддержали. Например, по инвестиционному налоговому вычету решили исключить ограничение срока возможности применения вычета участниками программы «Производительность труда». По налогу на имущество организаций в части инвестиционных договоров оставили налоговую льготу в размере 50% с объемом инвестиций от 300 млн до 500 млн рублей — это поддержка реального сектора.
По патентной системе налогообложения установили мораторий до 1 января 2027 г. на применение коэффициента-дефлятора для расчета стоимости патента. То есть мы слышим наше предпринимательское сообщество и стараемся найти баланс между необходимостью наполнения бюджета и сохранением привлекательности региона для ведения бизнеса. Примечательно, что бизнес-сообщество слышит нас и понимает необходимость изменений.
— Кстати, о деятельности на территории региона иностранных работников. Ожидать ли какие-то изменения в этой части?
-Это отдельная тема. Для работы на территории Ростовской области иностранец приобретает патент — аналог уплаты НДФЛ. Сейчас у нас сложилась парадоксальная ситуация. Если взять среднюю зарплату по Ростовской области, то подоходный налог с нее для гражданина Российской Федерации составит 9 398 руб. А иностранец, получив такую же сумму, с учетом действующего коэффициента стоимости патента платит всего 6 537 руб. в месяц (на 30% меньше).
Получается, мы даем преференции иностранным кадрам. И их количество выросло на территории Ростовской области в 2025 г. на 18% к 2024 году. Мы планируем повышение коэффициента с 2,1 до 3 для иностранных граждан, что выровняет НДФЛ между российскими и иностранными рабочими.
— Какие меры могут смягчить налоговую нагрузку для малого бизнеса?
— Мы рассматривали возможность введения на территории Ростовской области автоматизированной упрощенной системы налогообложения – АУСН после анализа результатов в других субъектах РФ. Этот эксперимент проводится в России с 1 июля 2022 г. и продлится до 31 декабря 2027 г. Уже 69 регионов ввели АУСН на своих территориях.
Ставки налога по АУСН чуть выше — 8% с доходов или 20% с доходов минус расходы. Но есть заметные плюсы — нулевой тариф страховых взносов и освобождение от обязанности представления отчетности в налоговые органы. Этот режим особенно актуален для бизнеса с высокой долей заработной платы в структуре себестоимости.
Кстати, изначально мы не планировали подключаться к этому эксперименту, но по итогам встречи рабочей группы пошли навстречу бизнесу.
— Когда изменения регионального налогового законодательства, над которыми сейчас работает правительство области, вступят в силу?
— Окончательные решения будут приниматься после официального принятия на федеральном уровне законодательных актов. 6 ноября пройдут общественные обсуждения, затем профильные комитеты законодательного собрания рассмотрят предложения, и 20 ноября будет заседание регионального парламента.
Важно подчеркнуть: речь не о фискальном давлении, а о создании справедливой системы, где каждый участник платит посильную долю. Кроме того, если на практике окажется, что какие-то решения бьют по конкретным отраслям, мы готовы пересмотреть их в 2026 году, пользуясь нормой Налогового кодекса, применив с 1 января. Законодательство позволяет это сделать. Наша цель — выстроить работающую систему.
Мы сохраняем налоговые льготы инвестиционной и социальной направленности. И подходим к изменениям выверено. Наша задача — привести налоговую систему Ростовской области в соответствие с реальностью и федеральными требованиями, при этом сохранив баланс интересов бюджета и бизнеса.
Дмитрий Буянин