фото: авторство не указано / freepik.com

Ускользающая лояльность: маркетплейсы отстаивают право делать скидки по собственным картам

Онлайн-площадки назвали дискриминацией предложение ограничить только использование карт банков самих маркетплейсов

Главы Сбербанка, ВТБ, Т-Банка, Альфа-банка и Совкомбанка в ноябре 2025 года направили председателю Госдумы Вячеславу Володину предложение обязать российские маркетплейсы устанавливать единую цену на товар вне зависимости от средства платежа, пишут РИА Новости.

Банки попросили запретить маркетплейсам делать прямые скидки, акции и бонусы. Что, по мнению глав банков, не должно привести к удорожанию товаров, но позволит выровнять конкурентные условия.

Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина предложила Минэкономразвития запретить маркетплейсам продавать свои финансовые продукты на собственных площадках. В свою очередь шесть торговых ассоциаций направили письмо Набиуллиной, в котором выразили свои опасения о развитии платформ онлайн-торговли из-за возможного запрета скидок при оплате картами банков маркетплейсов

Представили маркетплейсов Wildberries и Ozon обозначили «Деловой газете.Юг» позицию по поводу возможного запрета скидок и акций на маркетплейсах.

Как отметил представитель компании Wildberries&Russ Дмитрий Борщевский, предлагаемые меры носят избыточный характер. Так называемый запрет на установление различных цен затрагивает исключительно скидки на средство платежа, которые не связаны с доходом продавца и не финансируются за его счет. При этом площадка не вводит дополнительных комиссий, наценок или барьеров для других платежных инструментов, которые могли бы расцениваться как недобросовестная практика.

«Кроме того, скидки позволяют экономить десяткам миллионов покупателей Wildberries, делая для них товары доступнее, и ничем не отличаются от других программ лояльности, широко распространенных в ритейле и банковской сфере. Инициатива о дополнительном надзоре со стороны ФАС и вовсе выглядит непонятной, так как антимонопольная служба и так наделена всеми методами контроля за действиями крупных цифровых платформ, в том числе Ozon и Wildberries», — отмечает представитель компании.

По его словам, на текущий момент закон не содержит введенного Центробанком понятия «крупнейшие» платформы. При этом мера направлена только на двух участников, но не затрагивает, например,  самого крупного в России и мире непризнанного доминирующего эквайера — «Сбер». Данный аспект остается без внимания со стороны Банка России.

«Запрет на дистрибьюцию финансовых продуктов от банков, связанных с платформами, фактически равнозначен запрету на деятельность таких банков. Ведь стратегическая цель этих банков — удовлетворение запросов покупателей в удобных средствах платежа и продавцов в финансировании и кредитах, которые зачастую игнорируются крупными банками», — продолжает Дмитрий Борщевский.

Также предложение создает существенный арбитраж в пользу крупных банков, поскольку им не запрещаются аналогичные практики в рамках собственных экосистем и не ограничиваются скидки при совместной продаже и предоставлении дополнительных услуг от партнеров. Запрет на продажу через цифровые платформы продуктов банков, связанных с операторами этих площадок» означает, что маркетплейсы должны будут вывести свои банки за пределы приложения и сайта, а также не рекламировать на сайте вклады, кредиты, карты и т.д.

В компании полагают, что оба предложения, сформулированные по принципу «или‑или», фактически дискриминируют платформы. По сути, Центральный Банк оставляет платформам лишь один вариант — при развитии финансовых услуг на своих площадках обращаться к крупным банкам, часть из которых уже выступает их конкурентами на рынке цифровых платформ. При этом предложения не содержат для банков симметричного запрета на продажу собственных финансовых продуктов в своих экосистемах. Более того, крупные банки открыто дискриминируют другие кредитные организации, предлагая именно своим клиентам льготы и более низкие цены внутри своих экосистем.

«Мы считаем, что регулирование должно быть справедливым и распространяться на всех игроков, а не избирательно затрагивать отдельные компании, ставшие объектом атаки конкурентов. Мы рассчитываем, что после получения дополнительной информации и проведения дискуссий регулятор пересмотрит свои предложения и придет к более сбалансированному подходу. Со стороны других федеральных органов исполнительной власти мы наблюдаем готовность к конструктивному диалогу, за что выражаем им искреннюю благодарность», —прокомментировали ситуацию в Wildberries&Russ

Руководство Ozon более сдержано комментируют возможные перемены в деятельности российских маркетплейсов, участвуя в обсуждении этой темы и открыты к диалогу со всеми заинтересованными, чтобы найти сбалансированное решение.

«Банки активно используют и продвигают внутри экосистем программы лояльности со скидками, кэшбеками и прочим. Мы считаем, что запреты только для цифровых платформ — это дискриминация, которая  ограничит конкуренцию и ухудшит положение 63 миллионов наших клиентов. Более того, в ФЗ «О платформенной экономике» уже учтена возможность на уровне Правительства определять требования к тому, как цена должна отражаться в карточке товара», — сообщили в компании.

В октябре 2025 года Ozon открыл свою программу лояльности, основанную на принципах равного доступа. Сейчас компания ведет переговоры с 20 заинтересованными банками, в том числе небольшими региональными, чтобы обеспечить клиентам по всей стране еще больше выгоды в покупках, а партнерам предложить доступ к многомиллионной базе покупателей.

При этом финтех компании активно развиваются вне маркетплейса: объем клиентских операций вне Ozon превышает 60%, банк входит в топ-5 по транзакционной активности без учета покупок на маркетлейсе. В следующем году маркетплейс представит первые инвестиционные продукты, продолжит развивать кредитование и развивать сервисы.

Анастасия Талызина

Читайте нас в социальных сетях