фото: aleksandarlittlewolf / freepik.com

Путь к процветанию лежит через поле: как на Кубани развиваются фермерские хозяйства

Конкуренция с агрохолдингами, активная урбанизация, новые требования к сельхозпродукции от ритейлеров — все это необходимо учитывать современным фермерским хозяйствам при развитии бизнеса. Несмотря на трудности, эксперты видят большой потенциал фермеров и кооперативов, а также отмечают рост желающих заняться агробизнесом в Краснодарском крае.

Темпы развития и рентабельность

На Кубани сегодня насчитывается более 13 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и свыше 1 млн личных подсобных хозяйств (ЛПХ). По данным регионального минсельхоза, КФХ и ЛПХ производят более трети всего молока и мяса, на их долю приходится свыше 60% выращенных в регионе овощей и порядка 30% фруктов и ягод.

По словам полномочного представителя губернатора Краснодарского края по взаимодействию с КФХ Вячеслава Легкодуха, малый сельскохозяйственный бизнес на Кубани развивается стабильно.

«По данным Росстата, у нас 13 тыс. фермерских хозяйств, это наибольшее количество среди регионов России. Средний надел — 86 га, но если убрать хозяйства площадью более 500 га, то получается 43-44 га средний надел на фермерское хозяйство. Поэтому, если даже на таком земельном участке люди продолжают работать — значит, АПК прибыльно», — рассуждает Вячеслав Легкодух.

фото: gpointstudio / freepik.com

С ним согласен глава КФХ в Горячем Ключе Сергея Попенко, который выращивает голубику и реализует ее по всей России. По его мнению, на Кубани сейчас очень активно развивается фермерство, в эту сферу приходят даже без специального образования. При этом, отмечает аграрий, рентабельность бизнеса будет зависеть от целеустремленности предпринимателя и желания разобраться в теме.

«Есть разные подходы, но то, что аграриев с каждым годом становится больше, это я вижу. Выгоден ли такой бизнес? В основном да. Он выгоден в том случае, если есть напористость и желание развиваться. Если есть некая финансовая подушка, которая позволяет делать те или иные ошибки и исправлять их. В этом случае он будет выгоден», — считает Сергей Попенко.

Похожего мнения придерживается председатель кооператива «Кубанское поле» Елена Григорьева. Она отметила, что уровень развития сельхозбизнеса в Краснодарском крае можно оценить по новой технике в полях и по увеличению количества овощехранилищ.

«В целом,  как и в любой другой отрасли, один магазин успешен, другой — не очень. Так и с КФХ. Экономика и ничего другого. Сейчас такое время, когда КФХ будут укрупняться, а те, кто не сможет конкурировать, будут закрываться», — полагает Елена Григорьева.

Председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств в Краснодарском крае Александр Шипулин, в свою очередь, считает одной из проблем развития малого сельхозбизнеса — отток населения из деревень. Он отметил, что молодежь уезжает из сельских населенных пунктов в города и не стремится возвращаться.

«Говорить о том, что сегодня идет увеличение количества фермерских хозяйств, было бы не очень объективно, потому что идет тенденция оттока населения, в первую очередь молодежи из хуторов, поселков и станиц в города. Их привлекает прежде всего возможность зарабатывать больше, чем на селе, возможность получить перспективу, карьерный рост», — сказал Александр Шипулин.

В то же время фермер из Белореченского района Алексей Астахов, который занимается выращиванием ягод и овощей, уверен, что динамика развития КФХ в регионе останется положительной.

фото: автор не указан / freepik.com

«Сельхозбизнес — перспективное и выгодное направление. Но дело в том, что нужно подходить ко всему с умом. Есть такие моменты, как сезонность, непостоянство спроса, перенасыщенность рынка некоторыми видами продукции. Все это нужно учитывать при планировании своего производства и сажать именно те культуры, которые обладают рентабельностью и дают большую прибыль», — отметил Алексей Астахов.

Он добавил, что сезонность бизнеса важно учитывать при планировании расходов и доходов, иначе может произойти кассовый разрыв. Необходимо выстроить бизнес-модель так, чтобы до того, как фермер получит доходы от урожая, у него были средства на функционирование хозяйства, зарплату сотрудникам, оплату коммунальных платежей.

Потребности рынка и возможности сбыта

Как отметила председатель кооператива «Кубанское поле» Елена Григорьева, сегодня фермеру уже недостаточно просто вырастить урожай. Если он хочет сотрудничать с сетевыми магазинами, необходимо отвечать их запросам.

«Просто уборка в мешки с полей и реализация — так уже не работает. Если зайдем в маркет, то увидим, что все овощи в сетках, все фасовано, картошка по 2 кг, откалиброванная, есть специальные сорта для жарки, для варки. Прогресс КФХ представлен серьезно. Именно в этой области маленький фермер бессилен: он вырастит продукцию, но подготовить ее к реализации будет сложно», — считает Елена Григорьева.

Фермер из Белореченского района Алексей Астахов подтвердил, что рынок диктует потребность в той или иной продукции, предъявляя все более высокие требования к качеству, упаковке, а также к экологическим свойствам, транспортировке и стоимости.

фото: автор не указан / freepik.com

«Ритейлеры в последнее время предъявляют следующие требования к продукции: транспортабельность, лежкость, вкусовые характеристики, упаковка. Все должно быть на высшем уровне. Но в свою очередь ритейлеры не всегда дают цену, которая бы удовлетворяла фермера. Поэтому нельзя сказать, что фермеры массово идут в торговые сети», — пояснил Алексей Астахов.

Он добавил, что сегодня для малого и среднего сельхозбизнеса существует много каналов реализации продукции: рынки, ярмарки, оптовые продажи, продажи через партнеров в розничных магазинах или в торговых сетях. Каждый фермер или ИП может самостоятельно выбрать наиболее прибыльный канал продаж.

«Когда хозяйство небольшое, то самый простой способ продвижения и реализации продукции — на рынках и ярмарках. Когда хозяйство растет, фермеры задумываются над тем, чтобы поставлять продукцию в сети магазинов, в том числе в федеральные», — отметил Алексей Астахов.

По словам главы КФХ в Горячем Ключе Сергея Попенко, потребность в фермерских продуктах возросла после ухода западных компаний.

«Вряд ли я сейчас назвал бы какие-то жесточайшие стандарты рынка, которые появляются. Если у тебя плохая продукция, у тебя просто не будут ее брать. Это самый жесткий стандарт. Относительно тренда на органическую продукцию — мы добились того, что получили на ягоду такой сертификат, но не сказать, что это взорвало продажи. Это больше нужно нам. Это сейчас не тренд, но в будущем может им стать», — рассказал глава КФХ в Горячем Ключе.

Он также отметил, что каналов продаж для продукции АПК действительно много, однако сотрудничать с ритейлерами малому сельхозбизнесу из-за высоких требований практически невозможно.

Поддержка и кооперация

Как отметила глава КФХ в Каневском районе Нина Карпенко, главные трудности сейчас испытывают фермеры, которые выращивают зерно и подсолнечник. По ее словам, стоимость данных культур снизилась притом, что в цене выросли удобрения и дизельное топливо.

«Мы продали в самом начале сезона зерно по 15 рублей за кг. Продали 500 тонн, а еще 4,5 тыс. тонн лежит на складе. На все зерно упали цены. Единственное, кукуруза как стоила не очень много — 12 рублей, так и осталась», — сказала она.

фото: aleksandarlittlewolf / freepik.com

Нина Карпенко добавила, что сейчас государство помогает аграриям льготными кредитами, однако субсидии удается получить не всем сельхозпроизводителям.

О необходимости пересматривать аграрную политику в отношении малых хозяйств говорит и председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств в Краснодарском крае Александр Шипулин.

«Для развития малых хозяйств нужно пересматривать политику господдержки. Подавляющая сумма госпомощи в сельском хозяйстве — для крупных предприятий. Но если 30% зерновых производят малые хозяйства, то и доля господдержки должна быть не ниже 30%. Если 60% овощей производится малыми хозяйствами, то и поддержка должна быть не менее 60%. В животноводстве то же самое. Поэтому нужно корректировать политику и убирать те перекосы, которые мы наблюдали в сторону приоритетной поддержки крупного бизнеса», — считает Александр Шипулин.

В то же время, по мнению фермера Алексея Астахова, в Краснодарском крае власти активно помогают аграриям, существует много мер господдержки, а их доступность довольно высокая.

«Есть господдержка для фермеров, для кооперативов. Но можно было бы увеличить финансирование, потому что конкурс довольно высокий, и не все желающие могут получить эту поддержку», — отметил Алексей Астахов.

Господдержка кубанских аграриев, по словам главы КФХ Сергея Попенко, находится на высоком уровне, однако, как и любому предпринимателю, фермеру необходима дополнительная помощь по новым направлениям, и тогда сельхозпроизводство будет продуктивнее развиваться.

«У нас есть все возможности в государстве для того, чтобы развивать бизнес. Как ни странно, но повлиял и уход импорта, очищение рынка. В общем-то, мы южный регион, в котором длинный вегетативный период, земля очень плодородная, люди работящие. Конечно, сельхозбизнес продолжит развиваться», — сказал глава горячеключевского КФХ.

По мнению председателя кооператива «Кубанское поле» Елены Григорьевой, помочь в решении проблем фермерам может кооперация.

«Без кооперации нет развития, потому что маленькому фермеру будет сложнее, и практически невозможно без объединения», — уверена Елена Григорьева.

По данным минсельхоза Кубани, на конец сентября 2023 года в регионе насчитывалось более 160 сельхозкооперативов, в которых состояли 2,4 тыс. участников. Выручка от деятельности таких объединений в 2022 году, по сравнению с 2021 годом, увеличилась в 2,5 раза, а объемы продукции — на 76%.

По словам Елены Григорьевой, сейчас фермеры настороженно относятся к кооперациям, однако через 3-5 лет кооперативы станут массовым явлением.

О необходимости кооперации говорит и председатель КФХ из Белореченского района Алексей Астахов. Он отметил, что в последнее время малым сельхозпроизводителям стало трудно конкурировать с большими, а кооперация могла бы стать выходом.

«Небольшим предприятиям необходимо объединяться, совместно отставить свои позиции, получать выгодные предложения от поставщиков, контрагентов, выходить в торговые сети. Развитие будет только, если сообща отставить свои интересы», — заключил Алексей Астахов.

Вячеслав Легкодух, полномочный представитель губернатора Краснодарского края по взаимодействию с КФХ

Фото: РБК ТВ Юг

На сегодняшний день фермеры обрабатывают более 1,2 млн га, а это 1/3 часть пашни. При этом из общей доли они производят 33% зерновых, содержат 95% малого скота — овец, коз. Фермеры выращивают 45% овощей. Малый бизнес достойно представлен в отрасли.

Для того, чтобы сегодня более устойчиво чувствовать себя на рынке, малым сельхозпредприятиям, нужна возможность продаж продуктов. Чем больше ты продашь, тем больше заработаешь. Здесь на первый план выходит момент организации сбыта, и тут мы говорим о кооперации. Потому что один фермер, каким бы он ни был, не сможет обеспечить планомерные, устойчивые поставки в торговые сети, детские сады, школы и т.д. Малым сельхозпредприятиям нужно объединяться, об этом говорит и губернатор. Поддержка идет, и мы призываем фермеров к дальнейшей кооперации.

Второй момент — это применение современных технологий в производстве. Тем, кто выращивает до сих пор по старинке и выбирает только знаменитые сорта, очень сложно выживать в современном мире. Конечно, сегодня требуется учитывать реалии, окружающие бизнес, которые требуют более низкой себестоимости. Иначе фермеры уходят в меньшую рентабельность и им очень тяжело. Поэтому эти моменты — технологическое перевооружение и объединение  — очень важны.

Также нужно не бояться использовать меры господдержки. Это и льготные кредиты, и субсидии, и гранты. Нужно по всем каналам идти и получать помощь. Потому что помощь будет существенная и можно будет на это неплохо начать.

Малый и средний сельхозбизнес однозначно будет развиваться. Мы перейдем эту ментальность, которая мешает фермерам или вводит опасения по поводу коопераций. Мы будем объединяться, в любом случае научимся взаимодействовать с торговыми сетями и другими партнерами по бизнесу. Малые фермеры не будут стоять на месте, поскольку это динамично реагирующая прослойка сельхозотрасли. Появились новые моменты, сложности, цена на удобрение и топливо высокая — фермеры начинают искать новые подходы, различные способы улучшения плодородия почвы, уменьшения расходов. Это сложнее делают крупные предприятия, а малые предприятия в этом плане молодцы.

Дарья Коробская

Читайте нас в социальных сетях