В рамках конференции состоялся круглый стол по проблемам кадрового обеспечения экономики Юга России «Дефицит кадров в секторе малого и среднего предпринимательства: проблемы и решения». Его участники подняли вопросы дефицита кадров в секторе МСП, механизм создания рабочих мест на малых предприятиях, а также подготовку и переподготовку кадров для МСП в отраслевом разрезе.
Утечка мозгов — в Москву и за границу
Обеспокоенность в новых кадрах для бизнеса возникла не на пустом месте. Так, по словам президента Южного федерального университета, д.э.н., председателя Совета ректоров вузов Юга России Марины Боровской, после начала специальной военной операции за границу уехали многие ведущие отечественные бизнесмены и владельцы компаний.
«Летом 2023 года эти предприниматели рекрутировали на отечественном рынке на 100 тысяч вакансий, которые они не смогли закрыть специалистами за рубежом. Параллельно привлекли всех тех, с кем они работали раньше в России. На рынке труда в связи с оттоком профессиональных кадров, в том числе за границу, возник дефицит. Поэтому очень важно, чтобы коллеги, представляющие разные институты развития, понимали, что сегодня решить проблему только поиском готовых специалистов затруднительно, необходимо подготовить новых и поддержать имеющиеся рабочие места, в целом выстроить систему подготовки кадров», — отметила Марина Боровская.

Чтобы избежать утечки кадров, университеты сегодня начинают выпускать целые команды специалистов, заточенные под конкретные организации, например, школы. Для региональной политики наладить выпуск таких команд — это очень ценная задача, считает Марина Боровская. Профессиональное воспитание подрастающего поколения сегодня во многом зависит от урегулирования политики сохранения населения в регионе, считает президент ЮФУ.
Трудоустройство в университет
Университет также пытается удержать кадры в регионе, самостоятельно трудоустраивая успешных студентов в свои подразделения. Поэтому в ЮФУ планируют пригласить малый и средний бизнес на тренинги по навыкам и компетенциям, чтобы решить проблему подготовки, развития и сохранения кадров для бизнеса.
«Когда в университетах и научных организациях появились программы поддержки и развития, эти учреждения стали закупать оборудование и создавать лаборатории. Как следствие — возник запрос и на специалистов. В этом плане вузы заинтересованы в выпускниках СПО (среднего профессионального образования — прим. ред), умеющих работать с оборудованием. Так, ЮФУ предлагает выпускникам СПО получить высшее образование, а также в течение года поработать в университете. Поскольку мы их сами учим, мы имеем право отобрать себе самых лучших. Мы являемся конкурентом на рынке труда», — добавляет Марина Боровская.
Запрос от бизнеса — наличие компетенций
С позиции университетского сообщества и образовательных программ вузов достаточно сложно получить запросы от малого и среднего предпринимательства по подготовке кадров, по решению кадровых проблем, считает декан факультета управления ЮФУ, к.э.н. Дмитрий Шевченко.
«Однако мы используем потенциал инфраструктурных организаций, используем контакты с нашими выпускниками и различные форумы, чтобы определить их проблемы и потребности. Очень большой запрос на закрытие функциональных управленческих ниш, связанных маркетингом, управлением финансами и логистикой. В то время как soft-skills, связанные с командной работой, проектной деятельностью, как видится бизнесменам, покрываются самим предпринимателем, руководителем бизнеса. И в этом наши выпускники могут его поддержать», — рассказал декан факультета управления ЮФУ.

Студенты Ростова-на-Дону сегодня имеют возможность принять участие в таком проекте как стартап-студия. В отличие от разных инкубаторов и акселераторов здесь можно начать работать над стартапами, получая заработную плату, а также можно коммуницировать с реальным заказчиком. Студия создает стартапы самостоятельно, на первом этапе погружая в процесс и индустриальных партнеров.
«На сегодня в разных регионах страны открыто 19 стартап-студий, — рассказывает генеральный директор ООО «Южная фабрика стартапов» Алексей Поддубский. — Мы работаем в формате отдельных юридических лиц, что позволяет внедрять университетские разработки и выводить на рынок новые стартапы».
Развивать бизнес-компетенции студентов помогает Региональный центр развития компетенций студентов ЮФУ, воспользоваться услугами которого могут студенты всех вузов Ростовской области. Развивать личностные качества молодым помогают компании-партнеры. Как рассказала руководитель рабочей группы Центра компетенций ЮФУ Наталья Пец, надпрофессиональная компетенция студентов — это тот инструмент, с помощью которой они могут оценить уровень своих компетенций данный момент, получить рекомендации, как их развивать, а также в каких региональных и национальных проектах принять участие, чтобы закрепить эти компетенции. Пройдя такое обучение, выпускник сможет разбираться в сложных бизнес-процессах и устроиться на работу туда, куда хотел.
Топ бизнес-профессий для молодых
Согласно данным исследования, проводимого каждый год Ростовским муниципальным фондом поддержки предпринимательства среди 640 респондентов, доля микробизнеса составляет 52,5%, остальные же 47,5% — это малый и средний бизнес.
«По данным опроса, средний возраст предпринимателя составляет 35,5 лет, — уточняет генеральный директор фонда Евгения Благинина. — Причем большая часть респондентов в возрасте от 36 до 45 лет, на втором месте — молодежь в возрасте до 35 лет, на третьем — 46-55 лет. Самый поздний возраст опрошенных предпринимателей составил 65 лет. Среди представителей этой возрастной группы, как правило, — руководители малых и средних предприятий. Среди маркетологов, дизайнеров, айтишников больше всего молодых специалистов. А вот среди производителей мебели, одежды и стройматериалов чаще всего встречаются взрослые люди».
Среди 300 предпринимателей, резидентов (получателей имущественной поддержки) коворкинга «Новый Ростов», с момента регистрации которых еще не прошло три года, — 70% молодежи в возрасте до 35 лет, приводит статистику Евгения Благинина. Эти молодые резиденты коворкинга сделали подборку подходящих для них вакансий.
Первое место в этом рейтинге занимают менеджеры по продажам и маркетологи. Что продиктовано высокой конкуренцией на рынке и низкой покупательской способностью клиентов, а, соответственно, и необходимостью красиво упаковать и продвинуть свой продукт. Второе занимают ИТ- и технологические работники, работающие в ИТ-индустрии и разрабатывающие программное обеспечение и компьютерные игры. На третьем месте — работа в онлайн на маркетплейсах. На маркетплейсе недостаточно просто иметь менеджера по продажам, менеджер должен быть профессионалом.
«Эта вакансия связана не только с продажами, но и с другого рода коммуникациями, другого качества. Те же самые продажи… Но чтобы уметь их делать, нужно обладать компетенцией в области технологии, сторителлинга, иметь понимание принципов маркетинга и рекламы. Готовых сотрудников в этой сфере практически нет, люди ее формируют с нуля. Однако запроса на такие компетенции мы не видим», — поясняет эксперт HR-сообщества по вопросам подбора персонала Марина Александрина.
Четвертое место рейтинга бизнес-профессий для молодых занимают инженеры и конструкторы. В них заинтересован уже не столько микробизнес, сколько малый и средний, который не всегда находит время на коммуникацию с вузами.
Поиск кадров как господдержка
Евгения Благинина выделила следующие основные формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса: финансовые субсидии, займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты, информационная поддержка и консультационная поддержка по ведению бизнеса.
«Тот факт, что консультационная поддержка на пятом месте, говорит о том, что кадров для оказания качественной консультации у бизнеса мало. Здесь на помощь приходят юристы, налоговики и бухгалтеры. Также существуют субсидии, связанные с подбором персонала, например, при поиске кадров через центры занятости населения с регистрацией вакансии на сайте «Работа в России». Такая субсидия равна трем МРОТам, она доступна для организаций всех форм собственности. Однако специалисты пока неактивно регистрируются на этой платформе — меньше, чем на head hunter. Также в пандемию были субсидии государства для удержания персонала», — отмечает Евгения Благинина.
Перед бизнесом сегодня встает не только вопрос поиска профессиональных кадров, но и их удержания, мотивации: чтобы люди оставались работать в компаниях. Первая идея, которая приходит в голову владельцу бизнеса, у которого есть проблема персонала, — доплатить: «проще заплатить больше».
Однако деньги не всегда решают вопрос, и обученные кадры уходят, доплата — не всегда выход из ситуации. У предпринимателей не всегда есть понимание, что есть и другие факторы мотивации, оказывающие влияние на то, чтобы развивать специалистов, например, технологии. Только совместными усилиями бизнеса, образования и региональных властей можно решить проблему утечки кадров и подготовки новых, заточенных под конкретное направление бизнеса.
Анастасия Талызина