У современного лидера должны быть как минимум три компетенции: развитый эмоциональный интеллект, высокая степень адаптивности и гибкости, визионерство. О том, как быть лидером, за которым идет команда, рассказала Мария Езус, бизнес-консультант, экс-операционный директор отеля 5* Utkino Country House.
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект – это не только эмпатия, но и развитые социальные навыки, умение выстраивать диалог с людьми всех уровней и находить общий язык не только с партнерами.
«Для развития эмоционального интеллекта необходима максимальная степень саморефлекции: почему я так поступлю, почему другие люди ведут себя так, почему я сейчас так отреагировал на эту ситуацию, что за этим стоит. И необходимо это делать в моменте. Есть «письма себе» или отчет, что и как было сделано. Важно определиться с вопросами, помечать их, свои реакции. Тогда будет результат», — советует Мария Езус.
Эксперт подчеркнула, что важно регулярно заниматься развитием эмоционального интеллекта, выстраивать коммуникации не путем манипуляции, а общаясь как равноценные партнеры.
Кроме того, по словам эксперта, у руководителя должно быть желание понять своих сотрудников, узнать, что ими движет, как они ведут себя в стрессовых ситуациях. Если, предприниматель не готов самостоятельно погружаться в такие моменты, эксперт рекомендует ему нанять помощника, который возьмет взаимодействие с командой на себя.

«Когда мы выбираем себе людей в команду, мы выбираем людей похожих на нас самих. Это происходит неосознанно. Но в развитии бизнеса это не работает. Я нашла тест. Просматривая результаты, понимала для себя, какими человек обладает особенностями и что от него можно ожидать, будет ли он для меня утрирующим или будет меня дополнять. Я нашла такого зама. Он знал про команду все: кто какие книги читает, кто в какой зал ходит, кто какие песни слушает. Он выполнял ту функцию, которую я не была готова дать своей команде. И люди стали более увлеченными, стали максимально идти на встречу в сложных ситуациях. Это помощь, поддержка. И это не колоссальные вложения. Нужно просто найти правильного человека, который будет закрывать то, что ты не хочешь или не умеешь делать», — делится Мария Езус.
В контексте взаимодействия с коллективом эксперт также обратила внимание на понятия критика и обратная связь. Бизнес-консультант отметила, что правильнее не критиковать сотрудников, а давать им обратную связь.
«Нужно взаимодействовать друг с другом, чтобы обратная связь была максимально экологичной, важно давать обратную связь не человеку, а его действиям. Например, не «ты плохой», а — «ты совершил плохое действие». Обратную связь нужно давать качественно, будучи руководителем или сотрудником – так, чтобы она была качественной», — подчеркнула эксперт.
Адаптивность и гибкость
Максимальная открытость ко всему новому – одна из важных характеристик лидера, по мнению Марии Езус.
«Это не значит, что нужно брать всю информацию, которая попадается тебе, и использовать в своей деятельности», — отмечает эксперт.
Под открытостью она подразумевает умение видеть, что происходит вокруг: что делают другие люди, в том числе команда, готовность прислушиваться к сотрудникам.
Кроме того, современный лидер должен быть готов адаптироваться к обстоятельствам. Например, инструменты, которые использовались в бизнесе ранее, через какое-то время могут уже не работать. Поэтому лидеру нужно быть готовым проявлять гибкость.
Эксперт рекомендовала развивать навык саморефлекции. Спросить себя, как я делал раньше, что я делаю сейчас, и не забывать при этом о честности с самим собой.
Визионерство
Визионерство – это умение видеть шире, дальше, глубже, умение предсказывать. Для лидера, отмечает Мария Езус, важно понимать, к какой цели он идет.
Эксперт также уверена, что менеджеру необходимо совмещать управленческие функции и навыки лидера.
«В моем идеальном мире стоит знак равенства между этими людьми, потому что менеджер обладает определенным инструментарием и определенным набором санкций, которые он может применять к своим сотрудникам, а лидер – это человек, который воодушевляет, мотивирует, стимулирует свою команду на достижение результата», — отметила во время бизнес-тренинга Мария Езус.
Она отметила, что руководитель выполняет менеджерские функции, а лидер отвечает за внутренние процессы, за движение к результату.
«Здорово, когда человек, занимая управленческую позицию, если это и его собственный бизнес, умеет и понимает, как эти роли совмещать в себе. Он знает, как завоевать доверие, уважение игроков в своей команде ради того, чтобы они максимально эффективно они пришли к тому результату, который они перед собой ставят», — сказала эксперт.
Автор: Эльвира Марченко