Житель Дона Олег Хмелевский, открывая в 2019 году в своем мебельном цеху новое направление деятельности — выпуск электрогитар, не мог и предположить, что на его инструментах будут играть известные российские музыканты. Но мог мечтать. Запуск производства гитар когда-то был мечтой начинающего музыканта из Ростовской области. На сегодня предприниматель уже изготовил порядка 300 музыкальных инструментов.
Хобби переросло в производство
Решение о запуске производства электрогитар в цехе, где до этого также производили торговое оборудование, стало шагом к реализации давней мечты Олега Хмелевского — в юности он увлекался рок-музыкой и сам играл на электрогитаре. В результате хобби переросло в производство музыкальных инструментов. Располагается цех в селе Генеральское Родионово-Несветавского района Ростовской области.
При открытии нового направления деятельности предприниматель не прибегал к каким-либо просчетам или аналитике рынка электрогитар в регионе и стране — «действовал по наитию».
«Первые гитары мы презентовали на выставке Musicmesse в Москве, где все узнали о новом бренде, — рассказывает Олег Хмелевский. — За это время особых доходов новое производство не принесло».

Американские струны из Китая
Для изготовления донских музыкальных инструментов используется восточноевропейский, карпатский клен.
«Мы закупаем этот клен через Польшу. Красное и эбеновое дерево привозим из Африки. Также используются индийский палисандр и древесина из стран Южной Америки — Боливии и Бразилии», — уточняет Олег.
Комплектующие для гитар производитель закупает в Китае и Корее. Даже струны под американским брендом производятся на заводах в Китае. Западные санкции привели к изменению логистических цепочек поставки комплектующих для гитар, а значит — и к удорожанию всех составляющих элементов и готовых гитар.

«С введением западных санкций выросли цены на древесину и комплектующие, а вот спрос на гитары не особо увеличился, — признается основатель бренда. — Возможно, не хватает рекламы, а может, нужно, чтобы поколение покупателей поменялось. Чтобы они воспитывались не на американских производителях, а на наших».
Если круг покупателей торгового оборудования у Олега Хмелевского давно сложился — работают «сарафанное радио» и сотрудничество с дизайнерами — то гитары бренда покупают через группу в соцсетях. Офлайн гитары донского бренда можно найти в музыкальных магазинах Москвы. А вот в Ростове-на-Дону они не представлены.
Сам научил мастеров делать гитары
Всех мастеров Олег лично учил сам — объяснял последовательность действий. «Ко мне приходили вовсе не готовые специалисты, а «нули», — вспоминает мастер. — В процессе работы они приобретали навыки, которые для этого нужны. Готовых мастеров по изготовлению гитар в России нет. Приходя ко мне, кто-то уходил дальше и больше никогда не занимался гитарами, а кто-то оставался и развивался в своем ремесле».

Пока производство электрогитар — не сильно коммерческий проект, признается Олег. За все время существования производства в гитары было вложен не один миллион рублей, и сейчас речь идет лишь о работе в ноль.
«Конкуренция среди производителей электрогитар слишком большая, — объясняет предприниматель. — Пока это «работа на имя».
Гитара для звезды русского рока
Основатель бренда донских электрогитар пошел дальше — решил выпустить гитару для одного из символов русского рока — гитариста Владимира Холстинина из группы «Ария».
Списались в социальных сетях, договорились о встрече… Владимиру показали уже готовые гитары донского бренда. Тот посмотрел, поиграл и подумал: почему бы и нет — почему бы и не попробовать выпустить гитару?
Тогда мастера в цехе принялись чертить, проектировать — создали 10 пробных вариантов. Из них отобрали четыре, которые доработали до одной версии. С этой гитарой Владимир Холстинин сейчас и выступает на сцене.


Кроме того, на гитарах донского бренда играют российский музыкант и композитор Евгений Побожий, основатель группы «Харизма», гитарист группы «Мастер» Леонид Фомин, гитарист-блогер Борис Балыков и др.
«Выпуски подписных моделей электрогитар совместно с известными российскими гитаристами стали важными пиар-поводами. Наша работа была рассчитана на узнаваемость бренда и на имя, нежели на какую-то финансовую прибыль», — говорит Олег.
Вкладывать десятки миллионов и воспитывать покупателя
Предприниматель не получал господдержку для выпуска музыкальных инструментов — ни грантов, ни льготного кредитования. Проект реализует за счет собственных средств.
«Для того чтобы в России развивалось создание музыкальных инструментов, нужна не просто помощь государства, а конкретные вливания именно в производство, — считает Олег Хмелевский. — Чтобы конкурировать с американцами, нужно строить серьезные музыкальные производства: вкладывать десятки миллионов долларов — эти вложения должны измеряться даже не в рублях».

Также нужно работать с персоналом и обучать людей работать с покупателями, подчеркивает бизнесмен. Нужно воспитывать мировоззрение отечественного потребителя и приводить его к пониманию, что российские продукты ничем не хуже американских. А то и лучше, потому что они производятся тут в России.
«У американцев есть девиз, который переводится как «Мы будем носить только американское». В 1933 году даже был принят соответствующий закон о потреблении собственного продукта. В России тоже должна быть такая пословица: «Мы будем играть только на российских инструментах». Надо с детства воспитывать людей, что у нас — самое лучшее, что мы — самые лучшие. А пока мы будем сравнивать, что в Китае дешевле, а в Америке лучше, ничего не произойдет. Пока мы будем страной-потребителем, не будем производить сами, ничего не наладится», — считает донской предприниматель.
Анастасия Талызина
Редакция «Деловая газета.Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета.Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О необходимости поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа, ранее заявлял президент России Владимир Путин. Он отмечал, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.
Информационный обзор редакции