В Ростовской области 85% из 9,35 тыс. субъектов креативных индустрий, по данным на 2023 год, составляли предприятия из категории малого и среднего бизнеса. Об этом в пресс-центре «Интерфакс Юг» рассказали участники презентации статистического сборника «Креативные индустрии Дона».
«Последние 10 лет эти (креативные – прим. ДГ.Юг) направления активно обсуждаются. Единого мнения по отнесению разных видов деятельности к креативным индустриям у разных исследователей нет. Но тем не менее серьезная рабочая группа была создана на федеральном уровне. Туда вошли представители Минпромторга РФ, Министерства культуры РФ, деятели ученого мира (Высшая школа экономики и РАНхиГС), а также Федеральная служба государственной статистики выработала определенные подходы к классификации видов деятельности, которые можно относить к креативным индустриям. Да, в августе 2024 года вышел федеральный закон, который, наконец, определил перечень видов деятельности в сфере креативных индустрий. Он начнет действовать с февраля 2024 года. Поэтому чтобы приблизиться к пониманию, какой потенциал креативных индустрий у нас на Дону, какими шагами движется институциональная структура, как выглядят финансовые показатели, мы решили подступиться к этому массиву информации», — рассказала журналистам руководитель Ростовстата Мария Самойлова.
Как следует из данных, опубликованных в сборнике, в 2023 году численность работников в отрасли креативных индустрий на Дону составила 28,9 тыс. человек, 37% из них — сотрудники МСП. В то же время по среднесписочной численности работников предприятий в области креативных индустрий в общей среднесписочной численности работников лидируют Шолоховский район — 10,8%, Семикаракорский район — 5,7%, а также Волгодонской район — 5,2%. Самые крупные по численности работающих в отрасли: культурно-зрелищная индустрия — 12,3 тыс. человек, индустрия программного обеспечения — 5,3 тыс. человек.
Общая выручка юридических лиц, задействованных в секторе креативных индустрий Ростовской области, в прошлом году составила 46,3 млрд рублей, 93,1% из них — выручка субъектов МСП. Почти 60% выручки всех субъектов креативных индустрий приходится на индустрию программного обеспечения и индустрию архитектуры и урбанистики.
Лидерами по доле выручке предприятий в сфере креативных индустрий среди муниципальных учреждений донского региона являются г. Донецк — 4,2%, Обливский район — 3,6%, а также Аксайский район — 1,1%. Проекты в сфере креативных индустрий за год привлекли 3,4 млрд рублей. Из них частных инвестиций — 1 млрд, 19,7% из них — субъекты МСП.
Среднемесячная зарплата работающих в креативных индустриях на Дону в 2023 году составила более 50,2 тыс. рублей. Так, в индустрии архитектуры и урбанистики среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников составляет 126,7 тыс. рублей, а в индустрии программного обеспечения — 115,1 тыс. рублей.
«Цифры, которые мы получили, подтверждают основную гипотезу банка «Центр-инвест»: на Дону креативным является каждый житель региона. Сколько бы мы не считали, какие бы списки у нас не были в разных отраслях, у нас креативен каждый. Что еще показал сборник: для нас главное – не доля списочных креативных индустрий в валовом продукте, в формировании среда, а намного важнее то, что креативные индустрии – это еще и стартер, это еще и драйвер нашего экономического развития. О чем идет речь? Если нам нужно увеличить объем внутреннего валового продукта, то это не самая большая трудность в нашей жизни. Можно перераспределить одни отрасли в другие и получить цифру. Если говорить о среде, которую креативные индустрии формируют в нашей с вами жизни, то… среда должна быть. А вот что касается драйвера, то здесь немножечко сложнее», — привел пример председатель Совета директоров банка «Центр-Инвест» Василий Высоков.
По словам генерального директора «Эксперт Юг», члена рабочей группы АСИ по выработке единого стандарта креативных индустрий Владимира Козлова, АСИ создает рабочие группы, чтобы помочь местным исполнительным властям разработать такой стандарт.
«У нас в Ростовской области сформирована правительственная комиссия, которая курирует этот вопрос. Ее возглавляет Александр Скрябин. Можно сказать, что сейчас наступил тот этап, когда общественность совместно с бизнес-сообществом во многом помогает проводить эту работу. Потому что, прежде чем принимать какие-то решения, писать серьезные стратегические документы, должен быть принят региональный закон о креативных индустриях, должна быть разработана стратегия креативных индустрий», — подчеркнул Владимир Козлов.
По его словам, в самом региональном стандарте есть пункт с объединением сообществ и системным взаимодействием власти с этими сообществами. В настоящий момент участники рабочей группы борются за то, чтобы это взаимодействие произошло и работало как системный механизм, поскольку управлять процессами в сфере креативных индустрий сверху очень сложно.
Анастасия Талызина